2-1199/2012 о назначении досрочной трудовой пенсии



Дело № 2-1199/2012                                                                               18 апреля 2012 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ломоносовский районный суд г. Архангельска в составе

председательствующего судьи Поповой Т.В.,

при секретаре Ромашовой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске гражданское дело по иску Тумановой Т.Ю. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске о назначении досрочной трудовой пенсии по старости и установлении повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии,

установил:

Туманова Т.Ю. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Архангельске (далее - Управление) о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. В обоснование заявленных требований указала, что 6 июня 2011 года обратилась в отдел пенсионного фонда с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. В назначении указанной пенсии было отказано в связи с отсутствием необходимого стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Из указанного стажа исключены периоды нахождения на курсах по подготовке и переквалификации кадров, отпуск по уходу за ребенком, учебный отпуск, отпуск без сохранения заработной платы и период нахождения на производственной практике. Считает отказ неправомерным, периоды нахождения на курсах повышения квалификации и производственной практики и периоды учебных отпусков подлежат включению в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, поскольку за время нахождения на курсах по подготовке и переквалификации кадров, учебных отпусков за ней сохранялась средняя заработная плата, с которой производились необходимые отчисления. Кроме того, считает необоснованным исключение из специального стажа периодов работы в должности с и отпуска по уходу за ребенком. Считает, что периоды работы в должности с также подлежат включению в специальный стаж, поскольку в эти периоды ее функциональные обязанности не менялись. Полагает, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком подлежит включению в специальный стаж, поскольку действующим в период нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком пенсионным законодательством предусматривалась возможность включения в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии, данного периода. Также она находилась в командировке в ... в период с <Дата> по <Дата>. Просит обязать ответчика назначить ей пенсию с 06.06.2011.

В судебном заседании истец исковые требования увеличила, просит назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с <Дата> по пп. 1 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также просит установить ей повышенный фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости за работу в районе Крайнего Севера с <Дата>. Доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала в полном объеме. Просила включить в специальный стаж периоды работы в должности с с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с.<Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, в специальный стаж и стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера периоды нахождения на курсах повышения квалификации с <Дата> по <Дата>, <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата> и период отпуска по уходу за ребенком до 1,6 лет с <Дата> по <Дата>. Не настаивала на включении в специальный стаж и стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, периода нахождения на курсах повышения квалификации с <Дата> по <Дата>, периода учебного отпуска, отпуска по уходу за ребенком до 3 лет, периода нахождения на производственной практике, периодов отпусков без сохранения заработной платы.

Представитель истца Кашина О.В. исковые требования истца поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика Белинина О.Н. с иском не согласилась, пояснив, что периоды курсов повышения квалификации не могут быть включены в специальный стаж работы и стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, поскольку истец в эти периоды не выполняла работу. Периоды работы в должности старшего бортпроводника не подлежат включению в специальный стаж ввиду того, что данная должность не поименована Списком № 1. Включение отпуска по уходу за ребенком в специальный стаж не предусмотрено пенсионным законодательством. Считает, что истец не имеет права на установление повышенного фиксированного базового размера страховой части пенсии за работу в районе Крайнего Севера, поскольку ее работодатель находится в г.Архангельске, территориальность трудовой деятельности истца определяется исходя из места нахождения работодателя.

Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, материалы отказного пенсионного дела истца, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что истец 6 июня 2011 года обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. В назначении пенсии ей было отказано ввиду отсутствия необходимого стажа работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. При этом из указанного стажа, а также специального стажа работы исключены периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации, период отпуска по уходу за ребенком до 1,6 лет, периоды работы истца в должности старшего бортпроводника.

В соответствии с п.1 ст.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. №173-ФЗ (далее - Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ») трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом.

На основании п.1 ст.7 указанного Федерального закона право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет (п.п.1 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ»).

Согласно п.2 ст. ст.27 названного Закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Разделом 12003000-11217, главы ХХI Списка №1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 №10, предусмотрена должность бортпроводника.

В соответствии со ст.28.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1 - 10 и 16 - 18 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1 - 10 и 16 - 18 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.

Из копии трудовой книжки истца следует, что с <Дата> она принята на должность б в А А с <Дата> переведена в авиакомпанию Ф б-м, где работала до <Дата>. С <Дата> истец принята на должность б-м в З г.Архангельска, с <Дата> переведена на должность с (л.д. 90-95). Указанные предприятия расположены в г.Архангельске, то есть местности, приравненной к районам Крайнего Севера.

Наличие у истца необходимого для назначения досрочной трудовой пенсии специального и страхового стажа, достижение истцом возраста, с которого может быть назначена пенсия, представителем ответчика не оспаривается.

Между тем, истец в судебном заседании настаивала на включении в специальный стаж периодов работы в должности старшего бортпроводника.

Периоды работы в указанной должности не включены в специальный стаж истца ввиду того, что должность истца с 2007 года не поименована Списком №1 производств, работ, профессий, должностей, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях.

Однако, основные функции бортпроводника и старшего бортпроводника совпадают.

Согласно должностной инструкции с, указанный специалист выполняет полеты в составе кабинного экипажа воздушного судна, организует и контролирует работу членов кабинного экипажа, организует и ведет информационную работу в рейсе, проводит мероприятия по обеспечению безопасности пассажиров в полете, контролирует и предоставляет пассажирам и членам летного экипажа полного комплекта услуг, оказание медицинской помощи. На с, в отличие от б-м, возложены дополнительные обязанности по проведению предполетного брифинга с членами кабинного экипажа, общее руководство по производству и координации процедур в салоне воздушного судна, обеспечение эффективного взаимодействия кабинного экипажа с летным экипажем и др. (л.д. 24-34).

Отличие в функциональных обязанностях по должностям бортпроводника и старшего бортпроводника состоит лишь в осуществлении старшим бортпроводником функций по организации, руководству и контролю работы бортпроводников.

Между тем, осуществление указанных дополнительных функций не свидетельствует о том, что должность с не соответствует по своим функциональным обязанностям поименованной в Списке должности бортпроводника.

С учетом изложенного, периоды работы истца с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с.<Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата> в должности с подлежат включению в специальный стаж.

Согласно материалам дела истец в периоды с <Дата> по <Дата>, <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата> находилась на курсах повышения квалификации, что подтверждается приказами командира Архангельского объединенного авиаотряда Архангельского управления гражданской авиации, Авиакомпании «Архангельские воздушные линии».

Порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» регулируется Правилами исчисления периодов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года №516.

В силу п.4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно ст.187 Трудового кодекса Российской Федерации, ст.112 ранее действовавшего Кодекса законов о труде РСФСР в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Таким образом, период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Как следует из копий приказов о направлении истца на курсы повышения квалификации, за ней сохранялась заработная плата, повышение квалификации она проходила в связи с особенностями трудовой деятельности.

В соответствии со ст.8 Воздушного кодекса РФ обязательной сертификации подлежат физические лица, юридические лица, осуществляющие и (или) обеспечивающие коммерческие воздушные перевозки, выполнение авиационных работ.

Обязательной аттестации подлежит авиационный персонал.

Обязательные сертификация и аттестация осуществляются уполномоченными органами, на которые возложены организация и проведение обязательных сертификации и аттестации.

В соответствии с п.2.10, 2.11 Руководства для б-м и п. 7.1 Программы подготовки членов кабинного экипажа, каждый бортпроводник один раз в два года должен проходить курсы переподготовки (повышения квалификации) в специализированном учебном центре

Согласно п. 1.4 должностной инструкции бортпроводника и п.3.4.1 должностной инструкции старшего бортпроводника в обязанности бортового проводника и старшего бортпроводника входит поддержание и повышение уровня своей профессиональной подготовки - квалификации, путем непрерывного обеспечения и повышения квалификации в соответствии с программами подготовки бортпроводников.

Из изложенного следует, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение и стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.

Из материалов дела следует, что истец в период с <Дата> по <Дата> находилась в отпуске по уходу за ребенком до 1,6 лет (л.д. 16-17).

До вступления в силу Закона Российской Федерации от                                         25 сентября 1992 года №3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях, статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» от 22.08.1989 №677 с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска по уходу за ребёнком без сохранения заработной платы увеличена до достижения им возраста трёх лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Как следует из пункта 7 Разъяснения «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет», утвержденного Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989 № 375/24-11, время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трёх лет засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности.

Таким образом, учитывая, что статьи 6 (ч.2), 15 (ч.4), 18,19 и 55 (ч.1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Как следует из материалов дела, истец ушла в отпуск по уходу за ребенком до введения в действие Закона РФ №3543-1 от 25 сентября 1992 года -                                       27 августа 1992 года, период отпуска по уходу за ребенком имел место в периоды работы истца, включенные пенсионным органом в специальный стаж и стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, следовательно, период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком до 1,6 лет с <Дата> по <Дата> также подлежит включению в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости и стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.

В судебном заседании представитель ответчика пояснил, что в случае включения в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периодов курсов повышения квалификации и периода отпуска по уходу за ребенком до 1,6 лет, у истца будет достаточной стаж для снижения возраста и назначения пенсии с момента достижения возраста <Дата> лет, то есть с 6 июня 2011 года.

При таких обстоятельствах, требования истца о назначении пенсии на основании п.п.1 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с 06.06.2011 подлежат удовлетворению.

Между тем, оснований для установления истцу повышенного фиксированного базового размера страховой части пенсии не имеется в силу следующего.

На основании п.7 ст.14 Закона о трудовых пенсиях лицам (за исключением лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами I группы), проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышенный фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости.

Лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

При этом лицам, имеющим смешанный стаж (периоды работы, как в районах Крайнего Севера, так и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера), при установлении по результатам перерасчета достаточного стажа может быть установлен размер базовой части пенсии как лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера.

Одним из основных условий для установления фиксированного базового размера трудовой пенсии по старости в размере, предусмотренном                                    п.7 ст.14 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (за работу в районах Крайнего Севера) и п.11 ст.14 этого же закона (за работу в приравненных к ним местностях), является наличие необходимой продолжительности стажа, выработанного календарно в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях.

На основании пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со                     статьями 27, 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2002 №516, в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях засчитываются периоды работы, которые выполнялись постоянно, в течение полного рабочего дня.

Из материалов дела следует, что истец, работая в <Дата> б-м в Ф в период с <Дата> <Дата> была направлена в командировку в район Крайнего Севера - ... с целью выполнения рейсов (л.д. 43, 44, 45).

Местом нахождения Ф, что не оспаривалось истцом, является город Архангельск, отнесенный к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.

Из пояснений истца следует, что пребывание в ... было обусловлено заданием работодателя.

Нахождение истца в командировке в районе Крайнего Севера не может служить основанием для вывода о наличии у истца смешанного стажа работы как в районах Крайнего Севера, так и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, поскольку в таком порядке исчисляется стаж только в тех случаях, когда работа в районах Крайнего Севера носила стабильный характер и производилась в организациях, расположенных в этих районах.

Таким образом, оснований для вывода о наличии у истца смешанного стажа работы, как в районах Крайнего Севера, так и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и следовательно оснований для установления истцу повышенного фиксированного базового размера страховой части пенсии в данном случае не имеется.

В связи с указанным, требования истца об установлении ей повышенного фиксированного базового размера страховой части пенсии удовлетворению не подлежат.

Истцом при подаче иска понесены расходы по уплате государственной пошлины в сумме 200 рублей (л.д.9), которые в силу ст.98 ГПК РФ и п.п.3 п.1 ст.333.19 НК РФ подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Тумановой Т.Ю, учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске о назначении досрочной трудовой пенсии по старости и установлении повышенного фиксированного базового размера страховой части пенсии удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Архангельске назначить Тумановой Т.Ю. трудовую пенсию по старости досрочно в соответствии                                         с п.п. 1 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с <Дата>.

В удовлетворении исковых требований Тумановой Т.Ю. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Архангельске об установлении повышенного фиксированного базового размера страховой части пенсии отказать.

Взыскать с Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда РФ в городе Архангельске в пользу Тумановой Т.Ю. государственную пошлину в размере 200 рублей 00 копеек (Двести рублей 00 копеек).

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд г. Архангельска в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий                                                                      Т.В. Попова