о досрочном назначении пенсии



Дело №2-4219/2010 15 декабря 2010 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ломоносовский районный суд г. Архангельска в составе

председательствующего Бланару Е.М.

при секретаре Тестовой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске гражданское дело по иску Шелгинского С.М. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске о назначении досрочной трудовой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Шелгинский С.М. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске о включении в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и в страховой стаж следующих периодов: с ХХ.ХХ.ХХХХ по ХХ.ХХ.ХХХХ период прохождения военной службы в воинской части № __, с ХХ.ХХ.ХХХХ по ХХ.ХХ.ХХХХ период службы в органах внутренних дел ОВД <***> <***>, с ХХ.ХХ.ХХХХ по ХХ.ХХ.ХХХХ период работы в должности председателя кооператива «<***>», обязать ответчика произвести перерасчет размера пенсии с ХХ.ХХ.ХХХХ.

В последствие истцом были уточнены исковые требования: просил включить в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, следующие периоды: с ХХ.ХХ.ХХХХ по ХХ.ХХ.ХХХХ период прохождения военной службы в воинской части № __, с ХХ.ХХ.ХХХХ по ХХ.ХХ.ХХХХ период службы в органах внутренних дел ОВД <***>, включить в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и в страховой стаж период работы с ХХ.ХХ.ХХХХ по ХХ.ХХ.ХХХХ в должности председателя кооператива «<***>», обязать ответчика произвести перерасчет размера пенсии с ХХ.ХХ.ХХХХ.

Определением суда от ХХ.ХХ.ХХХХ к производству суда принято изменение истцом предмета заявленных требований: просит обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию в связи с работой в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, с ХХ.ХХ.ХХХХ, включение заявленных периодов в соответствующий стаж просит рассматривать как основание заявленных исковых требований, при этом уточнил период, подлежащий включению в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и в страховой стаж в должности председателя кооператива «<***>» - с ХХ.ХХ.ХХХХ по ХХ.ХХ.ХХХХ, на включении последующего периода в обоснование иска не настаивает.

В судебном заседании истец поддержал заявленные требования. Пояснил, что ХХ.ХХ.ХХХХ обратился в пенсионный орган за назначением досрочной трудовой пенсии по старости в связи с работой в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Такая пенсия ему была назначена, но с более поздней даты, то есть с ХХ.ХХ.ХХХХ, в связи с исключением спорных периодов из стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Считает решение пенсионного органа неправомерным. Военная служба и служба в органах внутренних дел осуществлялась в г.Архангельске, то есть в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. За период работы в кооперативе «<***>» кооперативом производились перечисления страховых взносов в пенсионный фонд, поскольку, считает, что при наличии задолженности кооперативу не предоставили бы в то время кредит в банке, не было претензий к кооперативу и со стороны налоговых органов. Просит удовлетворить заявленные требования.

Представитель ответчика Белинина О.Н., действующая на основании доверенности, с заявленными требованиями не согласилась. Пояснила, что ХХ.ХХ.ХХХХ истец обратился в пенсионный орган за назначением досрочной трудовой пенсии по старости в связи с работой в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Такая пенсия ему была назначена, но с более поздней даты, то есть с ХХ.ХХ.ХХХХ, поскольку из указанного стажа в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, были исключены спорные периоды. Периоды военной службы истца и службы в органах внутренних дел включены пенсионным органом в страховой стаж, действующее пенсионное законодательство не предусматривает включение таких периодов в стаж в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. За спорный период работы истца в должности председателя кооператива «Монолит» организацией не уплачивались страховые взносы, не велась финансово-хозяйственная деятельность, что подтверждается материалами наблюдательного дела. Просит отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Заслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, обозрев пенсионное дело истца № __, наблюдательное дело кооператива «<***>», суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что ХХ.ХХ.ХХХХ истец обратился в пенсионный орган за назначением досрочной трудовой пенсии по старости в связи с работой в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с п.п.6 п.1 ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. №173-ФЗ.

Решением отдела Пенсионного фонда в Ломоносовском административном округе г. Архангельска от ХХ.ХХ.ХХХХ в назначении досрочной трудовой пенсии истцу отказано за недостаточностью стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, который составил 19 лет 8 месяцев 5 дней, при требуемом 20 лет (л.д.6).

При этом по достижении необходимого стажа в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, досрочная трудовая пенсия в соответствии с п.п.6 п.1 ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. №173-ФЗ была назначена истцу с более поздней даты, то есть с ХХ.ХХ.ХХХХ.

При обращении истца за назначением пенсии из стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, были исключены периоды с ХХ.ХХ.ХХХХ по ХХ.ХХ.ХХХХ прохождения военной службы в воинской части № __, с ХХ.ХХ.ХХХХ по ХХ.ХХ.ХХХХ службы в органах внутренних дел ОВД <***> из стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и из страхового стажа исключен период работы с ХХ.ХХ.ХХХХ по ХХ.ХХ.ХХХХ в должности председателя кооператива «<***>», в связи с отсутствием начислений страховых взносов в Пенсионный фонд РФ (л.д.7-8).

Из копии трудовой книжки следует, что в период с ХХ.ХХ.ХХХХ по ХХ.ХХ.ХХХХ истец проходил военную службу в воинской части № __, в период с ХХ.ХХ.ХХХХ по ХХ.ХХ.ХХХХ проходил службу в органах внутренних дел Архангельской области - <***> (л.д.9-12), что также подтверждается копией военного билета истца (л.д.62-66).

Указанные периоды включены пенсионным органом в страховой стаж истца, но не включены в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (л.д.110,111).

Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантируя каждому социальное обеспечение по старости, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, правил их исчисления, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).

Федеральный закон от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии.

Государственная служба, работа по трудовому договору, предпринимательская деятельность представляют собой различные формы реализации права на труд. Граждане, реализовавшие конституционное право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (статья 37, часть 1, Конституции Российской Федерации), имеют право на социальное обеспечение, формы и виды которого зависят от особенностей их трудовой деятельности.

Военная служба и служба в органах внутренних дел являются особыми видами государственной службы. Правовое положение (специальный правовой статус) военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел определяются соответствующими законами, а их пенсионное обеспечение (за исключением военнослужащих по призыву) осуществляется на основании Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», определяющего - исходя из специфики такой службы и особого правового статуса военнослужащих - условия назначения им пенсий, порядок их исчисления и размеры, отличающиеся от аналогичных параметров трудовых пенсий.

Право на пенсию военнослужащими и сотрудниками правоохранительных органов реализуется, таким образом, в рамках государственного пенсионного обеспечения, в котором для данной категории граждан предусмотрено в целях компенсации риска воздействия неблагоприятных факторов природно-климатических условий районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на организм человека исчисление при назначении пенсии за выслугу лет периода службы в указанных районах и местностях на льготных условиях.

Федеральный закон от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», введенный в действие с 1 января 2002 года, основан на принципах обязательного пенсионного страхования: согласно его статье 3 право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

При определении права на трудовую пенсию учитывается страховой стаж, под которым Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» понимает суммарную продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (статья 2). Периоды, включаемые в страховой стаж для установления трудовой пенсии, подразделяются на две группы. В одну входят периоды трудовой и (или) иной деятельности лиц, застрахованных в рамках системы обязательного пенсионного страхования, связанные с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, а в другую - нестраховые периоды.

Согласно п.п.1 п.1 ст.11 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (если ему предшествовали или за ним следовали периоды работы), засчитывается в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст.10 данного Федерального закона, несмотря на то что страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации за граждан, проходящих указанную службу, не уплачивались и источник финансирования расходов на страховую часть трудовой пенсии отсутствовал. Порядок определения стажа урегулирован Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовой пенсии, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года №555.

Тем самым для военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц предусмотрена возможность перехода из системы государственного пенсионного обеспечения в систему обязательного пенсионного страхования, ориентированную на определенный круг субъектов, включающую определенные правила уплаты страховых взносов, условия назначения страхового обеспечения и порядок исчисления его размеров, т.е. получения трудовой пенсии, предоставляемой в рамках обязательного пенсионного страхования.

При этом федеральный законодатель, определяя порядок сохранения пенсионных прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет (пенсии по государственному пенсионному обеспечению) и устанавливая правило о включении периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в страховой стаж, не предусмотрел зачет периодов службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Указанная позиция подтверждается п.19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» от 20.12.2005г. №25, согласно которому решая вопрос о праве лица на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании п.п. 2 и 6 п.1 ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» следует иметь в виду, что в соответствии с п.п.1 ст.28.1 Федерального закона №173-ФЗ при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.1 - 10 п.1 ст.27 и п.п.7 - 9 п.1 ст.28 данного Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. При этом период прохождения военной службы, а также иной приравненной к ней службы не подлежит зачету в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поскольку действующее законодательство не предусматривает такой возможности.

При этом, суд полагает, что такое положение не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку оно связано с тем, что страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации за период прохождения гражданами военной и приравненной к ней службы не уплачивались и, следовательно, такие граждане не относятся к числу субъектов, на равных участвующих в солидарной системе обязательного пенсионного страхования.

Таким образом, периоды прохождения истцом военной службы и службы в органах внутренних дел не подлежат включению в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

Кроме того, согласно копии трудовой книжки в период с ХХ.ХХ.ХХХХ по ХХ.ХХ.ХХХХ истец являлся председателем кооператива «<***>» п/о «<***>» (л.д.9-12).

Истец полагает, что период с ХХ.ХХ.ХХХХ по ХХ.ХХ.ХХХХ в качестве председателя кооператива «<***>» подлежит включению в страховой стаж и стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

В соответствии со ст.12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, и в силу ст.56, 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

При этом согласно ст.55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств.

Согласно ст.10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. №173-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Пунктом 1 ст.13 данного Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

Согласно пункту 4 этой же статьи правила подтверждения страхового стажа устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Данный порядок утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года №555 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий».

В соответствии с п.5 раздела 1 вышеуказанных Правил, к уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при применении настоящих Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.

Уплата указанных платежей подтверждается следующими документами:

взносов на государственное социальное страхование за период до 1 января 1991 г. - документами финансовых органов или справками архивных учреждений;

страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001 г. и после 1 января 2002 г. - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации;

единого социального налога (взноса) за период с 1 января по 31 декабря 2001 г. - документами территориальных налоговых органов;

единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством, выданным территориальными налоговыми органами.

Застрахованные лица, освобожденные в соответствии с законодательством Российской Федерации от уплаты взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса), единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (далее именуются - обязательные платежи), в случае, когда настоящими Правилами предусматривается представление документа об обязательных платежах, вместо этого документа представляют документ об освобождении их от уплаты соответствующих видов обязательных платежей (с указанием периода освобождения), выдаваемый теми же органами (учреждениями) и в том же порядке, который установлен для выдачи документа об уплате обязательных платежей.

Кооператив «<***>» зарегистрирован в Пенсионном фонде РФ 10 июля 1991 года (л.д.109).

Согласно сообщению Инспекции ФНС России по г.Архангельску от ХХ.ХХ.ХХХХ сведения об исчисленных и уплаченных суммах по страховым взносам за период 1992-2001г.г. по плательщику кооперативу «<***>» отсутствуют (л.д.74).

Как следует из материалов наблюдательного дела кооператива «<***>» страховые взносы начислялись и перечислялись в Пенсионный фонд организацией до ХХ.ХХ.ХХХХ, что подтверждается расчетными ведомостями по средствам Пенсионного фонда (л.д.85-88), а также актом проверки расчетов с Пенсионным фондом от ХХ.ХХ.ХХХХ № __ (л.д.89), справкой пенсионного органа от ХХ.ХХ.ХХХХ (л.д.109), до указанного момента период работы истца в кооперативе «<***>» включен в страховой стаж и стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

За последующий период кооперативом не начислялись и не перечислялись страховые взносы за работников, в том числе истца, в Пенсионный фонд, расчетные ведомости по страховым взносам в Пенсионный фонд не сдавались, предприятие не отчитывается перед Пенсионным фондом с 1993 года, что подтверждается справкой пенсионного органа от ХХ.ХХ.ХХХХ (л.д.109), материалами наблюдательного дела кооператива.

Согласно справке председателя кооператива «<***>» Шелгинского С.М. кооператив за 9 месяцев 1993 года деятельности не вел, заработная плата и взносы в пенсионный фонд не начислялись (л.д.93), предоставление такой справки в пенсионный орган истцом в судебном заседании не оспаривалось.

В связи с образовавшейся задолженностью по уплате страховых взносов за 1993 год организации начислены пени (л.д.96,97), которые погашены в 1993 году (л.д.98-99,100).

ХХ.ХХ.ХХХХ в отношении кооператива «<***>» налоговым органом составлен протокол об административном правонарушении за непредставление по сроку ХХ.ХХ.ХХХХ отчетности по финансово-хозяйственной деятельности предприятия (л.д.39), однако постановлением от ХХ.ХХ.ХХХХ председатель кооператива Шелгинский С.М. освобожден от административной ответственности ввиду малозначительности правонарушения (л.д.40).

Согласно ответу Октябрьской налоговой инспекции последний баланс кооперативом «<***>» был представлен за 9 месяцев 1994 года (л.д.101).

Решением Пенсионного фонда кооператив «<***>» признан не осуществляющим финансово-хозяйственной деятельности (л.д.103).

При этом доводы истца о том, что организации в указанный спорный период не выдали бы кредит при наличии задолженности по страховым взносам в пенсионный фонд, а также представленные истцом в материалы дела расчеты по различным налогам, договоры сами по себе не являются доказательство исчисления и уплаты кооперативом страховых взносов в Пенсионный фонд, что является необходимым условием для включения периода работы в страховой стаж.

Таким образом, период работы истца с ХХ.ХХ.ХХХХ по ХХ.ХХ.ХХХХ в качестве председателя кооператива «<***>» не подлежит включению в страховой стаж и соответственно в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, ввиду непредоставления истцом в силу требований ст.56 ГПК РФ доказательств начисления и уплаты страховых взносов, которых по пояснениям истца, данным в судебном заседании, не имеется.

При этом суд исходит из того, что истец являлся председателем кооператива, на нем лежала обязанность по исполнению налоговых обязательств кооперативом и ссылка истца на положения Постановления Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 года № 9-П в данном случае не состоятельна, поскольку они являются неприменимыми исходя из указанных оснований.

Не может быть принята во внимание представленная истцом в материалы дела справка о заработной плате и перечислении в пенсионный фонд за период с октября 1988 года по октябрь 1993 года, составленная им без указания оснований выдачи по личным данным, имевшимся у него в тетради, в силу недопустимости указанного доказательства исходя из положений ст.67 ГПК РФ.

Учитывая, что на момент обращения истца за назначением досрочной трудовой пенсии по старости, то есть ХХ.ХХ.ХХХХ стаж истца в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, составил 19 лет 8 месяцев 5 дней, при требуемом 20 лет, суд не находит оснований для назначения истцу досрочной трудовой пенсии по старости с ХХ.ХХ.ХХХХ в соответствии с п.п.6 п.1 ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. №173-ФЗ, согласно которому трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований Шелгинского С.М. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.6 п.1 ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. №173-ФЗ с ХХ.ХХ.ХХХХ отказать.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд г. Архангельска в течение 10 дней с момента принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Е.М. Бланару