Статья 8.2 КоАП РФ



Дело № 12-574/10

РЕШЕНИЕ

г.Архангельск, ул. Р.Куликова, 15 06 декабря 2010 года

Судья Ломоносовского районного суда г.Архангельска - Дмитриев П.Н.

с участием - Баталова Е.В.,

представителя Росприроднадзора - Мошковой Г.Н.,

рассмотрев жалобу генерального директора ОАО «Л» Баталова Е.В. на постановление о назначении административного наказания от 09 ноября 2010 года,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора РФ по Архангельской области по охране природы от 09 ноября 2010 года генеральный директор ОАО «Л» Баталов Е.В. привлечен к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере (...).

Баталов Е.В. не согласен с данным постановлением, в своей жалобе указал, что считает постановление государственного инспектора незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права. В районном суде Баталов Е.В. жалобу поддержал по изложенным в ней доводам.

Инспектор Росприроднадзора Мошкова Г.Н. показала, что жалобу не поддерживает, считает, что Баталов Е.В. законно и обоснованно привлечен к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ.

Проверив дело и ознакомившись с доводами жалобы, выслушав участников, не нахожу оснований для удовлетворения жалобы и отмены постановления.

Постановлением государственного инспектора правильно установлено, что Баталов Е.В., являясь к моменту проведения проверки 30 сентября 2010 года должностным лицом, к компетенции которого относятся все вопросы руководства текущей деятельностью ОАО «Л», в соответствии со своими должностными обязанностями не обеспечил соблюдение предприятием экологических требований, установленных Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ, что выразилось в следующем.

На 30 сентября 2010 года в ОАО «Л» не был разработан и согласован Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами на предприятии. Надлежащий учет образования и движения, образующихся отходов в Обществе, не организован. Журналы учета образования и движения отходов на предприятии отсутствуют. В ходе проверки представлены справки «Размещение отходов, образовавшихся на ОАО «Л» в 2008 год и в 2009 год, в которых содержится информация об объемах образования отходов за указанные периоды: по 24 видам отходов - в 2008 году и 27 видам отходов - в 2009 году.

ОАО «Л» имеет, утвержденные Управлением Ростехнадзора по Архангельской области, нормативы образования и лимиты на размещение отходов в соответствии с проектом нормативов образования и лимитов на размещение отходов (ПНООЛР); документ об утверждении от 17.06.2009 № 05-24/01-17 со сроком действия с 17.06.2009 до 20.04.2014. Нормативы утверждены для 57 видов отходов, учтенных проектом ПНООЛР. Учет 50% видов отходов на предприятии не организован.

Движение отходов (в справке за 2009г.) указано только по 5-ти отдельным позициям: коре, древесным отходам, опилка, производственного мусора, аккумуляторов; причем по последнему виду указано их «сгорание».

В то же время в отчете № 2-ТП (отходы) за 2009 год, который в соответствии с Порядком заполнения и представления формы федерального государственного статистического наблюдения № 2-ТП (отходы), утвержденным Постановлением Росстата от 17.01.2005 N 1, составляется на основании данных первичного учета в области обращения с отходами, указано использование на собственном производстве 33 видов, передача другим организациям - 18 видов отходов.

Из вышеуказанного следует, что на предприятии отсутствует надлежащий учет образования и движения отходов.

Согласно данным предприятия, указанным в отчете госстатнаблюдения № 2-ТП (отходы), в 2009 году объем образования отходов составил: «кислота аккумуляторная серная отработанная» - О, 08 т/год; отходы асбеста в кусковой форме - 0,15 т; опилки натуральной чистой древесины - 24504,7 т., - из чего следует, что Обществом допущено нарушение (превышение) утвержденных нормативов образования и лимитов на размещение отходов.

Лимитами на размещение отходов от 17.06.2009 № 05-24/01-17 использование отходов на собственном производстве утверждено для 8 видов отходов (3 вида - III класса опасности и 5 видов - V класса опасности). В то же время, согласно отчету № 2-ТП (отходы) за 2009г. на предприятии в числе использованных на собственном производстве указано 33 вида отходов; в том числе III класса опасности - 12, IV класса -13 и V класса - 8, что является нарушением п. 2 ст. 18 ФЗ «Об отходах производства и потребления», согласно которой лимиты на размещение отходов (в рассматриваемом случае - использование отходов) устанавливаются в соответствии с нормативами предельно-допустимых воздействий на окружающую среду. Без оценки и подтверждения экологической безопасности работ использование отходов не допустимо.

Изложенное свидетельствует о нарушении Обществом условий, установленных утвержденными нормативами и лимитами на размещение отходов.

Требования к обращению с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В соответствии со ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ.

Согласно Федеральному закону «Об отходах производства и потребления» под опасными отходами понимаются отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.

Главой IV Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено нормирование, государственный учет и отчетность в области обращения с отходами.

Согласно п. 1 ст. 19 указанного Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.

В соответствии с требованиями п. 1 ст. 18 ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридическим лицам, в результате хозяйственной деятельности которых образуются отходы, в целях обеспечения охраны окружающей среды и уменьшения количества отходов устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на размещение отходов.

Контроль в области обращения с отходами регламентирован главой VI № 89-ФЗ.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 26 указанного Закона юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами. Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами.

Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.

Являясь руководителем, генеральным директором ОАО «Л», Баталов Е.В. был обязан выполнять обязанности по соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, чего им сделано не было, что было установлено при проведении проверки 30 сентября 2010 года.

Правильность выводов государственного инспектора о совершении Баталовым Е.В. административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ подтверждается распоряжением о проведении плановой проверки от 25 августа 2010 года, актом проверки от 30 сентября 2010 года, предписанием об устранении выявленных нарушений норм законодательства в области обращения с отходами от 13 октября 2010 года, извещением с уведомлением о времени и месте составления протокола об административном правонарушении от 06 октября 2010 года, заявлением инженера ОАО «Л» В. от 12 октября 2010 года, извещением с уведомлением о времени и месте составления протокола об административном правонарушении от 21 октября 2010 года, Уставом ОАО «Л», приказом от 04 мая 2009 года о назначении на должность генерального директора ОАО «Л», протоколом об административном правонарушении от 26 октября 2010 года, извещением с уведомлением о времени и месте рассмотрения протокола об административном правонарушении от 28 октября 2010 года.

Из указанных доказательств прямо следует, что Баталов Е.В., являющийся должностным лицом, к компетенции которого относятся все вопросы руководства текущей деятельностью Общества, в соответствии со своими должностными обязанностями не обеспечил соблюдение предприятием экологических требований, установленных Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ, допустил несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Доводы Баталова Е.В. том, что Управлением ФС по надзору в сфере природопользования по Архангельской области не подтверждено, что согласование порядка производственного контроля урегулировано правовой базой, отвергаю, поскольку согласование порядка производственного контроля прямо вытекает из положений ст. 26 Закона «Об отходах производства и потребления», что фактически не оспаривается и самим Баталовым Е.В.

Ссылка Баталова Е.В. на то, что отходы по асбесту были превышены не запланировано, а по отходам «кислота аккумуляторная серная отработанная» в отчете допущена ошибка, не ставит под сомнение обоснованность привлечения Баталова Е.В. к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ, поскольку данные обстоятельства не являются причиной не выполнения Баталовым Е.В. положений ст.ст. 18,19 и 26 Закона РФ «Об отходах производства и потребления.

Таким образом, в действиях генерального директора ОАО «Л» Баталова Е.В. обоснованно усмотрено административное правонарушение, предусмотренное 8.2 КоАП РФ, поскольку на 30 сентября 2010 года в ОАО «Л» не был разработан и несогласован Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами на предприятии. Надлежащий учет образования и движения, образующихся отходов в Обществе, не организован. Журналы учета образования и движения отходов на предприятии отсутствуют.

Неустранимых сомнений в виновности Баталова Е.В. в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, не имеется.

Приводимым доводам, юридически значимым обстоятельствам и доказательствам государственным инспектором дана надлежащая и правильная оценка. Постановление соответствует требованиям п.6 ч.1 ст.29.10 КоАП РФ, мотивировано.

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный главой 29 КоАП РФ не нарушен. Административное наказание назначено Баталову Е.В. в пределах санкции указанной нормы закона. Нарушений норм материального и процессуального права государственным инспектором не допущено.

Из изложенного следует, что Баталов Е.В. законно и обоснованно привлечен к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 ч.1 п.1 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление о назначении административного наказания от 09 ноября 2010 года о привлечении генерального директора ОАО «Л» Баталова Е.В. к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере (...) оставить без изменения, а жалобу Баталова Е.В. без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение 10 суток со дня получения копии решения.

Судья П.Н. Дмитриев