№12-92/2012 статья 19.5 часть 1 КоАП РФ



Дело №12-92/12

РЕШЕНИЕ

г.Архангельск, ул. Р.Куликова, 15                                                         12 марта 2012 года

Судья Ломоносовского районного суда города Архангельска - Дмитриев П.Н.

с участием - Николайчук Е.В.,

рассмотрев жалобу защитника открытого акционерного общества «Архангельская областная энергетическая компания» (далее «АрхоблЭнерго») Николайчук Е.В. на постановление мирового судьи судебного участка № 2 Ломоносовского округа г. Архангельска от 09 декабря 2011 года,

УСТАНОВИЛ:

постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Ломоносовского округа г. Архангельска от 09 декабря 2011 года юридическое лицо ООО «АрхоблЭнерго» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере <***>.

В жалобе защитник Николайчук Е.В. указывает, что постановление вынесено с существенным нарушением норм материального и процессуального права. Полагает, что срок для устранения выявленных нарушений в предписании не является разумным, поскольку разработка проекта восстановления загрязненных территорий занимает не менее 4 месяцев с момента предоставления отчета о геоэкологическом обследовании, на которое необходимо не менее 1 месяца. Государственным инспектором был дан срок 3 месяца для устранения выявленных нарушений. Кроме того, полагает, что протокол об административном правонарушении рассмотрен с нарушением правил подведомственности рассмотрения дел, поскольку все действия для устранения требований предписания должны быть совершены в пос.Соловецкий, то есть на территории не подведомственной мировому судье судебного участка № 2 Ломоносовского округа г.Архангельска. Просила постановление мирового судьи отменить, производство по делу прекратить.

В районном суде жалобу поддержала по изложенным в ней доводам.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, выслушав защитника, нахожу жалобу обоснованной, а постановление подлежащим отмене по следующим основаниям.

Мировым судьей ОАО «АрхоблЭнерго» признано виновным в том, что не выполнило в установленный срок предписания Отдела по надзору на море (Архангельская область)Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу (далее Департамента) <№> от 14 июня 2011 года (срок исполнения до 10 сентября 2011 года), <№> от 14 июня 2011 года (срок исполнения до 10 сентября 2011 года), <№> от 14 июня 2011 года (срок исполнения предписания до 15 сентября 2011 года) по устранению нарушений законодательства в области охраны окружающей среды. В связи с аварийной утечкой дизельного топлива в примерном количестве 40 тонн с Соловецкой ДЭС в отношении ОАО «АрхоблЭнерго» Департаментом была проведена проверка, возбуждены дела об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения которых 14 июня 2011 года Департаментом ОАО «АрхоблЭнерго» были выданы предписания об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды:

<№>, по которому в срок до 10 сентября 2011 года Обществу предписывалось ликвидировать последствия аварии на складе ГСМ, эксплуатируемом Соловецким филиалом ОАО «АрхоблЭнерго» и устранить загрязнение нефтепродуктами водных объектов: болото, ручей и Белое море (губа Кислая). В подтверждение представить результаты производственного экологического контроля (протоколы химического анализа проб воды из болота, ручья и Белого моря);

<№>, по которому в срок до 10 сентября 2011 года Обществу необходимо было устранить загрязнения земель (почвы) нефтепродуктами на складе ГСМ, эксплуатируемом Соловецким филиалом ОАО «АрхоблЭнерго» и на окружающей территории (в том числе болото). В подтверждение необходимо было представить результаты производственного экологического контроля (протоколы химического анализа проб почвы);

<№>, по которому в срок до 15 сентября 2011 года предписывалось при эксплуатации объекта нефтепродуктообеспечения - склада ГСМ в поселке Соловецкий Приморского района Архангельской области разработать проект восстановления загрязненных земель.

Указанные действия ОАО «АрхоблЭнерго» квалифицированы мировым судьей по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.

Для правильного определения обстоятельств административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, необходимым условием является законность вынесенного административным органом предписания, а потому при рассмотрении таких дел надлежит проверять законность вынесенного предписания.

Как следует из предписания <№>, Отдел надзора на море установил Обществу срок для разработки проекта восстановления загрязненных земель - до 15.09.2011, что составляет 3 месяца.

Из документов, представленных заявителем в материалов дела, следует, что Общество обращалось в специализированные организации по вопросу разработки проекта восстановления загрязненных земель для филиала «Соловецкий» в июле 2011 года.

ООО «Экополис» письмом от 16.08.2011 <№> сообщило Обществу, что срок разработки проекта - декабрь 2011 года либо январь 2012 года. ООО НОУ «ЭКЦ» письмом от 15.08.2011 <№> сообщило Обществу, что разработка проекта восстановления загрязненных земель от разлившихся нефтепродуктов возможна после предоставления Обществом данных о Геоэкологическом обследовании территории, сроки разработки проекта - 4 месяца после получения полной информации о вышеуказанном обследовании.

Согласно письму ООО «Экологический центр» от 05.12.2011 <№>, срок разработки проекта рекультивации (восстановления) загрязненных земель - в течение трех месяцев после предоставления исходной информации. В составе исходной информации для разработки проекта представляется: отчет о проведении геоэкологического обследования территории загрязненного земельного участка; протоколы анализов лабораторных исследований, выполненные аккредитованной лабораторией; схема загрязненного участка земель с привязкой к местности.

В то же время указанное ООО «Экологический центр» письмом от 11.08.2011 <№> на письмо Общества от 13.07.2011 <№> сообщило, что не имеет возможности заключить договор на разработку проекта восстановления загрязненных земель.

Таким образом, срок разработки проекта восстановления загрязненных земель составляет 3-4 месяца с момента представления всей необходимой информации, в том числе: отчета о проведении геоэкологического обследования территории загрязненного земельного участка; протоколов анализов лабораторных исследований, выполненных аккредитованной лабораторией; схемы загрязненного участка земель с привязкой к местности.

Доказательств наличия иных сроков, установленных для разработки проекта восстановления загрязненных земель, материалы дела не содержат.

С учетом изложенного, считаю, что срок выполнения предписания <№> установлен должностным лицом без учета основных положений о рекультивации земель и порядка, предусмотренного для разработки проекта восстановления загрязненных земель, а потому предписание не могло быть исполнено в установленный в нем срок по причинам, независящим от Общества.

Предписаниями <№> и <№> Обществу предписано в срок до 10.09.2011 ликвидировать последствия аварии на складе ГСМ, эксплуатируемом Соловецким филиалом ОАО «АрхоблЭнерго», и устранить загрязнение нефтепродуктами водных объектов: болото, ручей и Белое море (губа Кислая); устранить загрязнение земель (почвы) нефтепродуктами на складе горюче-смазочных материалов, эксплуатируемом Соловецким филиалом ОАО «АрхоблЭнерго», и на окружающей территории (в том числе болото); в подтверждение представить результаты производственного экологического контроля (протоколы химического анализа проб воды из болота, ручья и Белого моря, проб почвы).

В соответствии с пунктом 8 Постановления Правительства РФ от 15.04.2002 № 240 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации» мероприятия считаются завершенными после обязательного выполнения следующих этапов: прекращение сброса нефти и нефтепродуктов; сбор разлившихся нефти и нефтепродуктов до максимально достижимого уровня, обусловленного техническими характеристиками используемых специальных технических средств; размещение собранных нефти и нефтепродуктов для последующей их утилизации, исключающее вторичное загрязнение производственных объектов и объектов окружающей природной среды.

Последующие работы по ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов, реабилитации загрязненных территорий и водных объектов осуществляются в соответствии с проектами (программами) рекультивации земель и восстановления водных объектов, имеющими положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Как следует из материалов дела Обществом в апреле-мае 2011 года и в последующие периоды принимались меры по локализации и ликвидации последствий аварийного розлива нефтепродуктов на Соловецкой ДЭС, исключающие вторичное загрязнение объектов окружающей природной среды, о чем Общество периодически сообщало Отделу надзора на море о принимаемых мерах в мае 2011 года, а также направило соответствующую информацию письмом от 13.10.2011 <№>.

Все последующие работы по ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов, реабилитации загрязненных территорий и водных объектов, согласно Постановлению Правительства РФ № 240, осуществляются в соответствии с проектами рекультивации земель и восстановления водных объектов, имеющими положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Таким образом, срок для выполнения мероприятий, поименованных в предписаниях <№> и <№>, должен быть не только не менее срока, установленного для разработки проекта восстановления загрязненных земель, но и учитывать, что на проведение работ по рекультивации необходимы значительные затраты денежных средств, а также продолжительные сроки.

Перечень расходов, входящих в состав затрат на рекультивацию земель, установлен в пункте 7 Основных положений о рекультивации земель, к которым, в частности, относится осуществление проектно-изыскательских работ, в том числе почвенных и других полевых обследований, лабораторных анализов, картографирование; проведение государственной экологической экспертизы проекта рекультивации; деятельность рабочих комиссий по приемке-передаче рекультивированных земель, другие работы, предусмотренные проектом рекультивации, в зависимости от характера нарушения земель и дальнейшего использования рекультивированных участков.

С учетом изложенного, считаю, что выявленные Отделом надзора на море нарушения не могли быть устранены Обществом в установленные в оспариваемых предписаниях сроки.

При этом необходимом отметить, что целью выдачи предписаний является устранение выявленных нарушений, направленное на прекращение нарушения Обществом норм законодательства в области охраны окружающей среды.

Таким образом, срок, установленный в предписаниях для устранения выявленных нарушений, должен быть не только реальным для исполнения предписания, но и способствовать соблюдению Обществом требований законодательства в области охраны окружающей среды.

При таких обстоятельствах, предписания являются недействительными, поскольку выявленные Отделом надзора на море нарушения не могли быть устранены Обществом в установленные в оспариваемых предписаниях сроки.

Кроме того, будучи несогласным с предписаниями ОАО «АрхоблЭнерго» обратилось в арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Отделу надзора на море (Архангельская область и Ненецкий АО, Мурманская область) Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу (далее - ответчик, Отдел надзора на море) о признании недействительными предписаний <№> от 14 июня 2011 года.

Требования ОАО «АрхоблЭнерго» решением арбитражного суда Архангельской области от 21 февраля 2012 года были удовлетворены, предписания признаны недействительными.

Таким образом, выводы мирового судьи о совершении ОАО «АрхоблЭнерго» административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, являются необоснованными, а потому постановление мирового судьи судебного участка № 2 Ломоносовского округа г.Архангельска от 09 декабря 2011 года подлежит отмене.

Производство по данному делу подлежит прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях ОАО «АрхоблЭнерго» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 ч.1 п.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Жалобу защитника ОАО «АрхоблЭнерго» Николайчук Е.В. удовлетворить.

постановление мирового судьи судебного участка № 2 Ломоносовского округа г.Архангельска от 09 декабря 2011 года, отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях ОАО «АрхоблЭнерго» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ.

Настоящее решение в кассационном порядке обжалованию не подлежит.

Судья                                                                                                     П.Н. Дмитриев