Дело №12-147/2012 РЕШЕНИЕ г.Архангельск, ул.Р.Куликова, д.15 22 мая 2012 года Судья Ломоносовского районного суда города Архангельска - Дмитриев П.Н., рассмотрев жалобу Бусырева А.В. на постановление по делу об административном правонарушении <№> от 01 февраля 2012 года, УСТАНОВИЛ: Постановлением руководителя агентства по тарифам и ценам Архангельской области (далее руководитель агентства) от 01 февраля 2012 года генеральный директор ООО «Вельские коммунальные системы» (далее ООО «ВКС») Бусырев А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.19.7.1 ч.2 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере <***>. Бусырев А.В. в своей жалобе просит постановление отменить, считает, что необоснованно привлечен к административной ответственности по ст.19.7.1 ч.2 КоАП РФ, так как сведения в агентство по тарифам и ценам предоставлял соответствующие действительности. При этом указывает, что в отношении предоставления сведений за 2009, 2010, 2011 г.г. на момент вынесения постановления истек срок давности привлечения к административной ответственности. При вынесении постановления не выяснена обязанность генерального директора ООО «ВКС» по предоставлению сведений и документов. Информация о количестве котлов, их марках и характеристиках, установлении новых котлов, была предоставлена, о чем свидетельствуют договоры аренды. По заключению технической экспертизы котлов, проведенной ООО «ВКС», данные не разнятся с теми данными, которые были представлены Обществом Агентству. По котельной РПБ данные предоставлялись. С 2011 года указанная котельная перешла в собственность ООО «Вельская энергетическая компания» (далее ООО «ВЭК»). По котельной ИП Селезнева информация об экономии была предоставлена в Агентство. Во время эксплуатации котельная была закрыта на неделю до установления тарифа, что не может рассматриваться как предоставление недостоверной информации. Численность обслуживающего персонала по котельным ПУ 29 и Агролицей 45, предложенная для включения в тариф, рассчитывалась, исходя из норм, установленных частью № 1 «Нормативы численности рабочих котельных установок и тепловых сетей» рекомендаций по нормированию труда работников энергетического хозяйства, утвержденных Приказом Государственного комитета РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике № 65 от 22 марта 1999 года. Информацию об отсутствии на котельных обслуживающего персонала предприятие не скрывало. В связи с чем у Общества не было умысла на завышение фонда оплаты труда производственного персонала котельных ПУ-29 и АПЛ-45. Также ООО «ВКС» предоставило в Агентство в заявлениях на установление тарифов информацию об основном виде деятельности, которая подлежит государственного регулированию. Предприятие кроме основанного вида деятельности, сдавало в аренду сторонним организациям и физическим лицам транспортные средства, занималось реализацией топлива и прочими видами деятельности, общая выручка по которым составляла 1% от всего объема выручки. Прибыль, получаемая от вспомогательных видов деятельности, направлялась на покрытие убытков по основному виду деятельности, что в свою очередь снижало себестоимость тепловой энергии. Просит постановление отменить, производство по делу прекратить. В суде жалобу защитник Копотун С.Ю. поддержал по изложенным в ней доводам. Представители Агентства Земцовский А.В. и Лемешева Т.Т. с доводами жалобы согласились частично, пояснив, что за периоды 2009-2011 годы истек срок давности привлечения к административной ответственности, в остальной части постановление поддержали. Полагают, что генеральный директор ООО «ВКС» обоснованно привлечен к административной ответственности. Проверив дело, ознакомившись с доводами жалобы, выслушав участников, прихожу к следующему. Частью 2 статьи 19.7.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за представление заведомо недостоверных сведений в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов, а также исполнения указанным органом полномочий по контролю (надзору), сбору информации. В соответствии с Федеральным законом от 14 апреля 1995 г. № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» (с изм. и доп.) и Федеральным законом от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (с изм. и доп.) Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации» (с изм. и доп.) утверждены Основы ценообразования и Правила государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию. Указанными нормативными правовыми актами предусмотрен порядок предоставления субъектами естественных монополий в орган государственного регулирования тарифов информации, необходимой для государственного регулирования тарифов и контроля за их применением. В соответствии с п.1 Положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 332 (с изм. и доп.), данная Служба осуществляет правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и контроль за их применением, за исключением регулирования цен и тарифов, относящегося к полномочиям других федеральных органов исполнительной власти. Объектом рассматриваемого правонарушения являются общественные отношения, связанные с получением информации, необходимой для надлежащего государственного регулирования тарифов на товары, работы и услуги субъектов предпринимательской деятельности, в том числе субъектов естественных монополий, в целях недопущения установления ими монопольно высоких цен на продукцию, а также государственного контроля за применением тарифов. Объективная сторона правонарушений, административная ответственность за которые предусмотрена данной статьей, состоит в непредставлении сведений, представлении их с нарушением установленного срока или представлении заведомо недостоверных сведений в орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов (например, в Федеральную службу по тарифам), если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов, исполнения указанным органом полномочий по контролю (надзору), сбору информации. Государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию осуществляется на основе принципов, изложенных в Федеральном законе от 14.04.1995 № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» (далее - Закон № 41-ФЗ), посредством установления экономически обоснованных тарифов на электрическую и тепловую энергию и их предельных уровней (статья 2 Закона № 41-ФЗ). Статьей 2 Закона № 41-ФЗ предусмотрено, что предельные уровни тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов в срок, определяемый Правительством Российской Федерации, с выделением предельных уровней тарифов на электрическую энергию для населения. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках указанных предельных уровней до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации. Принципы государственного регулирования тарифов предусмотрены статьей 4 Закона № 41-ФЗ, к которым, в частности, относятся обеспечение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической и тепловой энергии на основе доступности указанных видов энергии и с учетом обеспечения экономически обоснованной доходности инвестиционного капитала, вложенного в производство и передачу электрической и тепловой энергии и деятельность по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике; определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении тарифов; обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и распределение электрической и тепловой энергии; определение размера средств, направляемых на оплату труда, в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями. Согласно статье 6 Федерального закона №41-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляют полномочия, в том числе по установлению тарифов на электрическую и тепловую энергию. Регулирование указанных тарифов осуществляется в соответствии с основами ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации, правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию и иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 года № 109 утверждены «Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации» (далее - Основы ценообразования) а также «Правила государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» (далее - Правила). В соответствии с пунктом 4 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов до начала очередного финансового года устанавливают на розничном рынке регулируемые тарифы (цены) на тепловую энергию (мощность) в рамках установленных Федеральной службой по тарифам предельных уровней тарифов. Установление тарифов и (или) предельных уровней производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел (пункт 7 Правил). Перечень документов и расчетных материалов, которые организации, осуществляющие регулируемую деятельность, представляют в соответствующий орган, установлен пунктами 10, 11 Правил. Согласно пункту 16 Правил регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении тарифов и (или) их предельных уровней. К делу об установлении тарифов и (или) их предельных уровней приобщается экспертное заключение, а также экспертные заключения, представленные организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, потребителями и (или) иными заинтересованными организациями. Пунктом 17 Правил предусмотрены требования к экспертному заключению, которое помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать: 1) оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении тарифов и (или) их предельных уровней; 2) оценку финансового состояния организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (по общепринятым показателям); 3) анализ основных технико-экономических показателей, определяемых регулирующим органом, за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования; 4) анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов; 5) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность; 6) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования; 7) анализ соответствия расчета тарифов и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования тарифов и (или) их предельных уровней. Руководителем Агентства правильно установлено, что Бусырев А.В., являясь руководителем ООО «ВКС», которая является организацией коммунального комплекса, основным видом деятельности которой является производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии), будучи обязанным в силу закона предоставлять соответствующие сведения в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, в заявлении на установление тарифов на тепловую энергию 2012 год от 25.04.2011г., представил в Агентство по тарифам и ценам Архангельской области, являющегося органом регулирования субъекта Российской Федерации в рамках установления тарифов на тепловую энергию недостоверные сведения, вызвавшие завышение расходов (стоимости) по статьям калькуляции производства и передачи тепловой энергии, и, как следствие, тарифов и субсидий на компенсацию убытков от государственного регулирования (Дельты Т) из областного бюджета. В заявлении на установление на 2012 год тарифов на тепловую энергию Бусырев А.В. предоставил недостоверную информацию о количестве котлов, их марках и технических характеристиках (мощности, КПД), а также сокрыл информацию об установлении новых котлов. Новые котлы установлены за счет средств бюджетов МО «Вельский муниципальный район» и МО «Вельское» в 2008-2011 годах. Доводы жалобы и защитника о том, что указанная информация не скрывалась, была указана в представленных в Агентство договорах аренды, нахожу не состоятельными. Из материалов дела следует, что Общество 25 апреля 2011 года обратилось с заявлением об открытии дела по установлению тарифа на тепловую энергию, одновременно представив собственное экономическое обоснование цены на тепловую энергию. Периодом регулирования является 2012 год, отчетным периодом являлся 2010 год. Регулирующим органом была проведена экспертиза предложений об установлении тарифа и согласно экспертному заключению департамента по тарифам и ценам Архангельской области (табл. 6.1) в котельных геологов, д/с 31 и ДИП (ПНИ) Бусыревым А.В. были указаны КПД, не соответствующие действительности, поскольку указанные котельные были модернизированы, являются котельным блочно-модульного типа, КПД которых составляет большую, чем указано ООО «ВКС», величину. Согласно техническим характеристикам котла Энергия (Энергия-№3М), среднего размера, КПД котла составляет 73 %. В ходе проверки Агентством было установлено, что КПД котла, установленного в котельной геологов, составляет 67 % (ООО «ВКС» указано КПД 50%), котла, установленного в котельной д/с №1, составляет 64 % (ООО «ВКС» указано КПД 50%) котла, установленного в котельной ДИП (ПНИ), составляет 69 % (ООО «ВКС» указано КПД 57%). Указание недостоверной информации по КПД котлов влияет на установление тарифов. Также руководителем Агентства правильно установлено, что взаявлении на установление на 2012 годы тарифов на тепловую энергию ООО «Вельские коммунальные системы» представлена информация о численности обслуживающего персонала на котельной ПУ-29 в количестве 7 единиц и на котельной АПЛ-45 в количестве 7 единиц. Вместе с тем, информацию о том, что котельные блочно-модульные и постоянного присутствия персонала при них не требуется, ООО «Вельские коммунальные системы» не представило. Указанный вывод подтверждается материалами дела. В ходе проверки, проведенной прокуратурой Вельского района в период с 31 октября 2011 года по 02 ноября 2011 года по обращению главы МО «Вельский муниципальный район» С. совместно с агентством по тарифам и ценам Архангельской области, по соблюдению ООО «ВКС» законодательства в области регулирования тарифов организаций коммунального комплекса установлено, что на котельных ПУ-29 и АПЛ-45, произведена модернизация оборудования, указанные котельные являются котельными блочно-модульного типа, не требующими постоянного присутствия на них персонала, о чем свидетельствует раздел Автоматика управления и безопасности паспорта «Блочно-модульные котельные», 2010 год, группа компаний ИНРОСТ ИНТЕРМА. Ссылка жалобы на расчет персонала исходя из норм, установленных частью № 1 «Нормативы численности рабочих котельных установок и тепловых сетей» рекомендаций по нормированию труда работников энергетического хозяйства, утвержденных Приказом Государственного комитета РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике № 65 от 22 марта 1999 года, является не состоятельной, поскольку указанные нормы носят рекомендательный характер, а по техническим характеристикам котельные являются блочно-модульными, автоматизированными, не требующими постоянного присутствия персонала. Нашел свое подтверждение в судебном заседании и тот факт, что в заявлении на установление на 2012 год тарифов на тепловую энергию ООО «Вельские коммунальные системы» предоставлена информация об осуществлении только одного вида деятельности. В действительности организация осуществляет и иные виды деятельности. Не указание иных видов деятельности признается и самим Бусыревым А.В. Указание в жалобе о том, что доходы от иных видов деятельности составляют 1% от доходов по основному виду, и идет на покрытие убытков, не является основанием для отмены постановления руководителя Агентства. Также руководителем Агентства при рассмотрении дела правильно установлено, что в заявлении на установление на 2012 годы тарифов на тепловую энергию ООО «Вельские коммунальные системы» предоставляется расчет фонда оплаты труда производственно-промышленного персонала исходя из ставки рабочего первого разряда, предусмотренного Отраслевым тарифным соглашением ЖКХ. Фактически организацией не выплачивается фонд оплаты труда, предусмотренный в установленных тарифах, то есть ставка рабочего 1 разряда, предусмотренного Отраслевым тарифным соглашением в ЖКХ, при расчетах с персоналом не учитывается. Изложенные обстоятельства подтверждаются совокупностью материалов административного дела № 3Э, исследованного в судебного заседании, а также экспертным заключением и иными материалами дела: извещением, уведомлением, пояснениями директора ООО «ВКС», определением о назначении времени и места рассмотрения дела от 26.01.2012г., уведомлением, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 30.12.2011г., уведомлением, сообщением прокурору от 15.11.2011г. с приложением на 19 л., сообщением Бусырева А.В. от 27.04.2009г., заявлением об открытии тарифного дела <№> от 28.04.2010г., заявкой об установлении одноставочного тарифа на 2011 год от 02.11.2010г., заявлением об открытии тарифного дела от 25.04.2011г., сообщением прокурору начальника ценообразования в энергетике от 02.11.2011г., фактической калькуляцией на 2010 год, пояснительной запиской, опросом операторов котельных от 01.11.2011г., свидетельством о государственной регистрации юридического лица, свидетельством о постановке на учет в налоговом органе, Уставом ООО «ВКС», приказом о вступлении в должность № 41 от 07.02.2006г., приказом <№> от 09.02.2009г. о продлении полномочий генерального директора, приказом <№> от 11.10.2011г., выпиской из ЕГРЮЛ <№> от 14.12.2011г., паспортом на котел Энергия-3, заключением оп результатам проведения экспертизы экономической обоснованности расчета тарифа на тепловую энергию, отпускаемую «ВКС» г.Вельска на 2009 год от 05.03.2012г., определением Арбитражного суда Архангельской области от 10 октября 2011 года, решением Арбитражного суда Архангельской области от 14 октября 2011 года, постановлением Президиума ВАС РФ от 19 апреля 2011 года, справкой о предоставлении недостоверной информации в предложении ООО «ВКС» об установлении тарифа на тепловую энергию на 2012 год, отчетом о командировке в ООО «ВКС» МО «Вельское» МО «Вельский муниципальный район» с 23 по 27 мая 2011 года, решением Арбитражного суда Архангельской области от 26 января 2012 год, протоколом обыска от 04 апреля 2012 года, техническим отчетом по работе: «Проведение наладки режимов горения с определением КПД и составлением режимных карт теплогенерирующих установок, на котельных ООО «ВКС» 2010 год, комиссионным актом о работе котельной РПБ ООО «ВЭК» от 10 февраля 2012 года. В связи с отказом представителя Агентства от поддержания обвинения за совершенные генеральным директором Общества нарушения по предоставлению тарифов на 2009, 2010, 2011 годы, в связи с истечением сроков давности привлечения лица к административной ответственности, нахожу постановление в данной части не соответствующим требованиям 26.2, 26.11 и 29.10 КоАП РФ, и подлежащим исключению из описательно-мотивировочной части постановления. Собранные по делу доказательства оценены руководителем по правилам ст.26.11 КоАП РФ. Неустранимых сомнений в виновности Бусырева А.В. в совершении правонарушения, предусмотренного ст.19.7.1 ч.2 КоАП РФ, не имеется. Приводимым доводам, юридически значимым обстоятельствам и доказательствам должностными лицами дана надлежащая и правильная оценка. Постановление руководителя в целом соответствует требованиям п.6 ч.1 ст.29.10 КоАП РФ, мотивировано. Порядок рассмотрения протокола об административном правонарушении, установленный главой 29 КоАП РФ, не нарушен. Административное наказание назначено Бусыреву А.В. в пределах санкции указанной нормы закона. Нарушений норм материального и процессуального права руководителем Агентства не допущено. Из изложенного следует, что Бусырев А.В. законно и обоснованно привлечен к административной ответственности по ст.19.7.1 ч.2 КоАП РФ за период 2012 г., при этом указание в описательно-мотивировочной части постановления на допущенные нарушения за период деятельности 2009, 2010, 2011 г.г. подлежит исключению в связи с истечением сроков давности привлечения лица к административной ответственности. На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 ч.1 п.2 КоАП РФ, РЕШИЛ: Жалобу Бусырева А.В. удовлетворить частично. Постановление о назначении административного наказания <№> от 01 февраля 2012 года о признании генерального директора ООО «Вельские коммунальные системы» Бусырева А.В. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.19.7.1 ч.2 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере <***>, - изменить, исключить из описательно-мотивировочной части постановления указание на допущенные Бусыревым А.В. нарушения о предоставлении недостоверной информации за период деятельности 2009, 2010, 2011 г.г., в остальной части постановление оставить без изменения. Настоящее решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение 10 суток с момента получения копии решения. Судья П.Н.Дмитриев