Дело № 12-151/2012 РЕШЕНИЕ г.Архангельск, ул. Р.Куликова, 15 15 мая 2012 года Судья Ломоносовского районного суда г.Архангельска - Дмитриев П.Н., рассмотрев жалобу генерального директора ООО «Ломбард Золотой Ларец» Протасова И.Н. на постановление по делу об административном правонарушении <№> от 27 декабря 2011 года, УСТАНОВИЛ: постановлением и.о. руководителя МРУ Росфинмониторинга по СЗФО (далее Управления) от 27 декабря 2011 года Протасов И.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.27 ч.2 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере <***>. Протасов И.Н. в своей жалобе просит постановление отменить, поскольку считает, что необоснованно привлечен к административной ответственности по ст.15.27 ч.2 КоАП РФ, так как идентификация клиентов путём заполнения залоговых билетов проводится, заполнение анкет ведется в электронном виде, генеральный директор прошёл целевой инструктаж в автономной некоммерческой организации дополнительного образования «Институт развития финансовых рынков» по программе «Предупреждение отмывания преступных доходов и финансирования терроризма в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом». В районном суде защитник жалобу поддержал по указанным в ней доводам. Проверив дело, ознакомившись с доводами жалобы, выслушав объяснения защитника, не нахожу предусмотренных законом оснований для отмены постановления. И.о. руководителя Управления правильно установлено, что по состоянию на 18 ноября 2011 года генеральный директор Общества Протасов И.Н. допустил неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, что выразилось в не прохождении должностными лицами Общества обучения в форме целевого инструктажа, а также отсутствие в Обществе надлежащей идентификации клиентов путём анкетирования, не принял мер для разработки в Обществе программы подготовки и обучения сотрудников в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма, чем допустил нарушение пункта 2.1.2 правил внутреннего контроля Общества. Общество зарегистрировано в статусе юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц 24.02.2010 за основным государственным регистрационным номером 1102901001367. Основным видом деятельности Общества является деятельность по предоставлению ломбардами краткосрочных кредитов под залог движимого имущества. Являясь руководителем юридического лица, генеральный директор Протасов И.Н. обязан знать и соблюдать требования законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма при осуществлении деятельности ломбарда. Отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путём, и финансированием терроризма регулируются Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» (далее - Закон № 115-ФЗ). В силу статьи 3 названного Закона внутренний контроль - совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку и согласование правил внутреннего контроля и программ его осуществления, назначение специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ. Этой же статьёй установлено, что организация внутреннего контроля - совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку и согласование правил внутреннего контроля и программ его осуществления, назначение специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ. Кроме того, названной статьёй определено понятие осуществления внутреннего контроля. В силу названной статьи осуществление внутреннего контроля - реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров. Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны: идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, за исключением случаев, установленных пунктами 1.1 и 1.2 названной статьи, и установить следующие сведения: в отношении физических лиц - фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданство, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии); в отношении юридических лиц - наименование, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения. В силу пункта 2 статьи 7 Закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. Правила внутреннего контроля разрабатываются с учётом рекомендаций, утверждаемых Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций - Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом, и утверждаются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации. Квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требования к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей определяются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации. В силу пункта 3 Постановления № 715 требования к подготовке и обучению кадров организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма, в том числе формы, программы, периодичность и сроки подготовки и обучения, устанавливаются Федеральной службой по финансовому мониторингу, а в части указанных требований к профессиональным участникам рынка ценных бумаг и организациям, осуществляющим управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами, - Федеральной службой по финансовому мониторингу по согласованию с Федеральной службой по финансовым рынкам. Требования к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма, указанных в статье 5 Закона № 115-ФЗ, установлены названным выше Положением № 203. Согласно пункту 2 Положения № 203 руководитель организации утверждает перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В силу пункта 3 этого же Положения в указанный перечень организацией (за исключением организации, осуществляющей профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг и (или) деятельность по управлению инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами) включаются в числе прочих руководитель организации, главный бухгалтер (бухгалтер) организации (филиала), при наличии должности в штате организации или филиала, либо сотрудник, осуществляющий функции по ведению бухгалтерского учёта. В соответствии с пунктом 10 этого же Положения обучение в форме целевого инструктажа лицо, планирующее осуществлять функции специального должностного лица, проходит однократно до начала осуществления таких функций. Согласно подпункту «а» пункта 10 Положения № 203 однократное обучение в форме целевого инструктажа также должны пройти: из числа сотрудников, указанных в пункте 3 названного Положения: руководитель организации, главный бухгалтер организации (при наличии должности в штате организации) либо сотрудник, осуществляющий в организации функции по ведению бухгалтерского учёта. При этом лица, занимающие на момент вступления в силу названного Положения должности, указанные в подпункте «а» пункта 10 этого же Положения, должны пройти однократное обучение в форме целевого инструктажа в течение года с даты вступления в силу Положения № 203. Поскольку приказ Росфинмониторинга от 03.08.2010 № 203 «Об утверждении положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» был официально опубликован в «Российской газете» 24.09.2010, то названное Положение № 203 вступило в силу с 05.10.2010. Следовательно, генеральный директор Общества и главный бухгалтер Общества должны были пройти обучение в форме целевого инструктажа в срок не позднее 05.10.2011. Статьёй 5 Закона № 115-ФЗ установлено, что ломбарды относятся к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, следовательно, они обязаны соблюдать названные выше требования Закона № 115-ФЗ. Частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ (в редакции, действовавшей до 21.11.2011) была предусмотрена противоправность и наказуемость деяния, которое выражается в неисполнении законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 названной статьи. Из материалов дела следует, что Обществом осуществляется деятельность по предоставлению ломбардами краткосрочных кредитов под залог движимого имущества. При таких обстоятельствах Общество обязано соблюдать законодательство в части организации и осуществления внутреннего контроля. Генеральным директором Общества 24.02.2010 утверждены правила внутреннего контроля. Эти правила внутреннего контроля согласованы с Управлением Росфинмониторинга. Пунктом 2.1.1 этих правил внутреннего контроля предусмотрено, что должностные лица, ответственные за работу с клиентами и проведение их операций, обязаны идентифицировать лицо, при совершении сделок в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливать и идентифицировать выгодоприобретателя, то есть лицо, к выгоде которого действует клиент. В силу пункта 2.1.2 этих же правил внутреннего контроля в целях идентификации клиента, установления и идентификации выгодоприобретателя предусмотрено использование анкетирования - составление документа, форма которого приведена в приложениях № 1 - 4 к названным правилам внутреннего контроля. Согласно акту проверки от 18.11.2011 № 71, в ходе проверки было установлено, что руководитель и главный бухгалтер Общества не прошли целевой инструктаж в течение года с даты вступления в силу Положения № 203., в Обществе не осуществлялась идентификация клиентов путём анкетирования, не разработана программа подготовки и обучения сотрудников в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма. Из вышеизложенного следует, что идентификация клиентов путём анкетирования Обществом не осуществлялась, свидетельствует о неисполнении законодательства в части осуществления внутреннего контроля, то есть о совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ (в редакции, действовавшей до 21.11.2011). Довод жалобы об идентификации клиентов путём заполнения залоговых билетов отклоняю, поскольку реквизиты залогового билета не позволяют отразить в нём все сведения, наличие которых необходимо в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ. Ссылка заявителя на заполнение анкет в электронном виде не подтверждается имеющимися в деле доказательствами, и такой способ фиксации информации правилами внутреннего контроля не предусмотрен. Ссылка о том, что генеральный директор Общества Протасов И.Н. прошёл целевой инструктаж в автономной некоммерческой организации дополнительного образования «Институт развития финансовых рынков» по программе «Предупреждение отмывания преступных доходов и финансирования терроризма в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом» отклоняю по следующим основаниям. Как видно из представленной в материалы дела копии свидетельства о прохождении названного целевого инструктажа, инструктаж Протасовым И.Н. пройден 16.12.2011, то есть после возбуждения в отношении Общества дела об административном правонарушении, и не свидетельствует об отсутствии события административного правонарушения. Доказательств прохождения соответствующего целевого инструктажа главным бухгалтером Общества заявителем не представлено. О вине Протасова И.Н. в допущенном нарушении свидетельствует то, что генеральный директор Общества имел возможность обеспечить соблюдение требований вышеперечисленных нормативных правовых актов, но им не были приняты все зависящие от него меры для предупреждения правонарушения. Из изложенного следует, что приводимым доводам, юридически значимым обстоятельствам и доказательствам и.о. руководителя Управления дана надлежащая и правильная оценка. Постановление инспектора в целом соответствует требованиям п.6 ч.1 ст.29.10 КоАП РФ, мотивировано. Неустранимых сомнений в виновности Протасова И.Н. в совершении правонарушения, предусмотренного ст.15.27 ч.2 КоАП РФ, не имеется. Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный главой 29 КоАП РФ не нарушен. Административное наказание назначено Протасову И.Н. в пределах санкции указанной нормы закона. Нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Таким образом, Протасов И.Н. законно и обоснованно привлечен к административной ответственности по ст.15.27 ч.2 КоАП РФ. На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 ч.1 п.1 КоАП РФ, РЕШИЛ: постановление по делу об административном правонарушении от 27 декабря 2011 года о привлечении Протасова И.Н. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.15.27 ч.2 КоАП РФ, к наказанию в виде штрафа в размере <***>, оставить без изменения, а жалобу Протасова И.Н. без удовлетворения. Настоящее решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение 10 суток с момента получения копии решения. Судья П.Н.Дмитриев