Решение по гражданскому делу по апелляционной жалобе прокурора на решение мирового судьи.



Дело № 11– 57/2011

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 декабря 2011 г. г. Горняк

Локтевский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующей судьи Сивериной Н.А.,

с участием прокурора Локтевского района Удачина И.Б.,

при секретаре Романычевой С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в апелляционном порядке жалобу Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края на решение мирового судьи судебного участка № 1 Локтевского района по делу по иску прокурора Локтевского района в интересах Бурнашовой Л.С. о взыскании недоплаченной суммы опекунского пособия,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Локтевского района Алтайского края обратился в судебный участок с исковым заявлением в интересах несовершеннолетней Бурнашовой Л.Н. к Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Алтайского края, Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Локтевского района Алтайского края о взыскании недоплаченной суммы опекунского пособия.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что над несовершеннолетней Бурнашовой Л.Н. учреждена опека. Ее опекуном является Ломова Н.Н. на основании постановления Администрации Новомихайловского сельсовета от 18.12.2001 г.. На основании приказа председателя комитета по образованию Администрации Локтевского района от 01.11.2006 г., Бурнашовой Л.С. назначено опекунское пособие, выплата которого до наступления совершеннолетия истицы производилась её опекуну Ломовой Н.Н..

В период времени с 01.01.2005 г. по 31.12.2005 г. пособие опекуну должно было быть выплачено на основании расчета, произведенного в соответствии с приложениями №№ 1, 2 к постановлению Правительства РФ № 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 20.06.1992 г., а также на основании Положения «О порядке выплаты денежных средств на питание, инвентарь для детей, находящихся под опекой (попечительством)», утвержденного приказом Министерства образования РФ №199 от 19.08.1999 г., денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря опекунам (попечителям) выплачивают местные органы управления образованием, исходя из фактических цен региона.

Однако выплата пособия опекуну Ломовой Н.Н. производилась в соответствии со ст. 27 закона Алтайского края от 28.12.2004 г. № 65-ЗС «О краевом бюджете на 2005 г.», которым предусмотрены расходы на выплату денежных средств на содержание опекаемых детей в 2005 г. в размере 28 080 рублей в год (по 2340 рублей в месяц).

Всего подлежало к выплате за 12 месяцев 2005 года 40843,16 рубля, фактически выплачено за указанный период 28080 руб. Недоплата составила 12763,16 рубля.

Решением мирового судьи судебного участка №1 Локтевского района от 05 октября 2011 года исковые требования прокурора Локтевского района Алтайского края удовлетворены частично. С Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Алтайского края в пользу Бурнашовой Л.С. взыскана недополученная сумма опекунского пособия за 2005 год в размере 12 763,16 рубля. С Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Алтайского края в доход федерального бюджета взыскана госпошлина в размере 486,52 рубля

Не согласившись с указанным решением, Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Локтевского района обжаловал его в апелляционном порядке, полагая, что оно является не законным и необоснованным. В обоснование доводов апелляционной жалобы указал, что суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права.

В силу действующего законодательства с 01.01.2005 года порядок и размер выплаты денежных средств на содержание ребенка опекуну устанавливаются законами субъекта Российской Федерации. Так, статьей 27 закона Алтайского края от 28.12.2004 года № 65-ЗС «О краевом бюджете на 2005 год» предусмотрены расходы на выплату денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), в 2005 году в размере 28080 рублей на одного ребенка в год. Норма указанного закона, устанавливающая размер пособия, принята Алтайским краевым Советом народных депутатов в пределах его полномочий, никем не оспорена. Установленный размер опекунского пособия не нарушил прав и законных интересов детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и не стал ниже размера, определенного до вступления в законную силу Федерального закона №122-ФЗ. Судом неверно установлен факт получения опекуном в 2004 году пособия на опекаемого ребенка в большем размере, чем выплачено в 2005 году. Кроме того, КФНКП Администрации Алтайского края полагает, что с него неправомерно вопреки требованиям главы 25 части 2 Налогового кодекса РФ взыскана государственная пошлина. Согласно действующему законодательству государственные органы, выступающие в суде в качестве истцом или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины.

В судебном заседании помощник прокурора Локтевского района Удачин И.Б. полагал, что апелляционная жалоба КФНКП Администрации Алтайского края является необоснованной, а решение мирового судьи, напротив, законным и подлежащим оставлению без изменения. В обоснование своей позиции помощник прокурора сослался на доводы, изложенные в исковом заявлении и в возражении на апелляционную жалобу ответчика, в котором изложены аналогичные иску доводы.

Истец Бурнашова Л.С. в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, просила рассмотреть дело в её отсутствие.

Представитель ответчика КФНКП Администрации Алтайского края в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, просил рассмотреть жалобу в его отсутствие.

Представитель КФНКП Администрации Локтевского района в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, апелляционная жалоба рассмотрена в его отсутствие.

Изучив материалы гражданского дела, доводы жалобы, выслушав прокурора, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что обжалуемое решение мирового судьи подлежит отмене в части взыскания государственной пошлины на основании следующего:

В соответствии с п. 5 ст. 150 Семейного кодекса РФ (в ред. ФЗ от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ) на содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных законами субъекта Российской Федерации.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. ФЗ от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ) предусмотренные данным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Статьей 27 Закона Алтайского края от 28.12.2004 г. № 65-ЗС «О краевом бюджете на 2005 год» предусмотрены расходы на выплату денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), в 2005 году в размере 28 080 рублей на одного ребенка в год или 2 340 рублей в месяц.

Между тем, в силу ч. 2 ст. 153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации» при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием указанного Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 г.

Мировой судья верно рассчитал сумму пособия исходя из норм обеспечения одеждой, обувью и мягким инвентарем девочек школьного возраста в 2004 году, а также норм на питание ребенка школьного возраста в 2004 году, 10% увеличения расходов на питание в выходные, праздничные, каникулярные дни.

Сравнивая суммы опекунского пособия в 2004 году и в 2005 году, мировой судья пришел к обоснованному выводу об уменьшении размера пособия в 2005 году на 12763 рубля 16 копеек. При этом размер взысканного пособия ответчиком не оспаривается.

Размер пособия на опекаемых детей в 2004 году, установленный Постановлением АКСНД № 406 от 02.12.2003г. «О расходах на выплату денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством)», а также Законом Алтайского края «О краевом бюджете на 2004 год» в меньшем размере, чем это было предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 20 июня 1992 года № 409, не может использоваться в качестве базы для сравнения с размерами пособий, устанавливаемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с ч. 2 ст. 153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ.

Кроме того, согласно доводов апелляционной жалобы КФНКП Администрации Алтайского края мировой судья неправомерно взыскал с ответчика в доход федерального бюджета государственную пошлину.

Статьей 103 ГПК РФ предусмотрено взыскание государственной пошлины при удовлетворении заявленных исковых требований с ответчика только в случае, если он не освобожден от уплаты судебных расходов.

Согласно п.19 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями в качестве истцов или ответчиков.

В противоречие нормам действующего законодательства мировым судьей с Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края взыскана государственная пошлина в доход федерального бюджета в размере 486 рублей 52 копеек за счет средств казны Алтайского края.

В соответствии с абзацем 3 ст.328 ГПК РФ суд апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы вправе отменить решение мирового судьи и принять новое решение.

Согласно ч.1 ст.330 ГПК РФ решение мирового судьи может быть отменено или изменено в апелляционном порядке по основаниям, предусмотренным ст.ст.362-364 ГПК РФ.

Основанием для отмены решения суда в кассационном порядке (следовательно, и в апелляционном порядке) является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ст.362 ГПК РФ).

Нормы материального права считаются нарушенными или неправильно примененными в случае, если суд не применил закон, подлежащий применению (ст.363 ГПК РФ).

В данном случае, разрешая вопрос о взыскании государственной пошлины с надлежащего ответчика, мировой судья не применил п.19 ст.333.36 Налогового кодекса РФ, согласно которого КФНКП Администрации Алтайского края, являясь государственным органом, выступая ответчиком по делу, освобожден от уплаты государственной пошлины.

Таким образом, в виду не применения материального закона, подлежащего применению, мировой судья нарушил нормы материального права, что повлекло за собой неправомерное взыскание государственной пошлины с КФНКП Администрации Алтайского края.

В связи с изложенным, апелляционная жалоба подлежит удовлетворению частично, решение мирового судьи – отмене в части взыскания государственной пошлины с Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Алтайского края. Из решения мирового судьи подлежит исключению указание на взыскание с КФНКП Администрации Алтайского края в доход федерального бюджета государственной пошлины в размере 486 рублей 52 копейки.

Руководствуясь ст. ст. 328, 330, 362, 363 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Апелляционную жалобу Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Алтайского края удовлетворить частично.

Решение мирового судьи судебного участка № 1 Локтевского района от 05 октября 2011 г. по делу по иску прокурора Локтевского района в интересах Бурнашовой Л.С. к Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Алтайского края отменить в части взыскания с Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Алтайского края государственной пошлины в доход федерального бюджета в размере 486 рублей 52 копейки.

Исключить из решения мирового судьи судебного участка № 1 Локтевского района от 05 октября 2011 года указание на взыскание с Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации в доход федерального бюджета государственной пошлины в размере 486 рублей 52 копейки за счет средств казны Алтайского края.

В остальной части решение мирового судьи судебного участка №1 Локтевского района от 05 октября 2011 года оставить без изменения.

Апелляционное решение вступает в законную силу со дня его вынесения и обжалованию в кассационном порядке не подлежит.

Судья Н.А. Сиверина

Решение не вступило в законную силу.

Разрешаю разместить на сайте

Верно:

Судья Н.А. Сиверина

Председатель Локтевского

районного суда В.А. Зырянов