Дело № 2-424/10
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 августа 2010 года г.Горняк
Локтевский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Сивериной Н.А.,
при секретаре Мусиной О.В.,
с участием прокурора Тур Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Балахниной Г.Г., Балахниной А.С., Балахниной С.С. к Петрову А.В. о взыскании компенсации морального вреда, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия, а также возмещении вреда, причиненного потерей кормильца,
У С Т А Н О В И Л:
В Локтевский районный суд Алтайского края обратились Балахнина Г.Г., Балахнина А.С., Балахнина С.С. с иском к Петрову А.В. о взыскании компенсации морального вреда, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия, а также возмещении вреда, причиненного потерей кормильца.
В обоснование своих требований истцы указали, что Балахнин С.И. являлся Балахниной Г.Г. супругом, а для Балахниной А.С. и Балахниной С.С. - отцом.
ДД.ММ.ГГГГ при ДТП, совершенным по вине ответчика погиб Балахнин С.И. от тяжелых телесных повреждений. В результате смерти Балахнина С.И. истцам нанесен большой моральный вред.
После смерти отца Балахнина А.С. и Балахнина фактически остались сиротами. Отец для них был опорой и поддержкой во всем. Не имея жизненного опыта, они по многим вопросам советовались с ним и получали мудрые советы как отца и как священника.
Балахнина Г.Г., являясь законной супругой погибшего, прожила с мужем 19 лет и жили бы дальше, если бы не нелепая смерть. Супруг для Балахниной Г.Г. был самым дорогим, что у нее есть. Он был любящим, заботливым мужем. Он обожал своих дочерей, которые отвечали ему тем же.
Благодаря Балахнину С.И., город Горняк имеет прекрасную церковь, в которой он крестил детей, венчал молодоженов, отпевал умерших. Также спасал тех, кто страдал алкоголизмом и наркоманией, никто не уходил без его помощи и совета. Каждую человеческую проблему он принимал как свою.
Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Истцам были причинены нравственные страдания в результате смерти Балахнина С.И., которые выразились в длительных переживаниях. Истцы полагают справедливым и разумным требовать компенсации морального вреда с ответчика в размере 150000 (сто пятьдесят тысяч) рублей в пользу каждого.
Кроме того, в соответствии со статьей 1088 ГК (возмещение вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца), Балахнина А.С. имеет право на возмещение вреда в связи со смертью кормильца. На момент гибели отца, она являлась несовершеннолетней, собственно как и на день обращения в судебные органы. Средняя заработная плата отца (Балахнина СИ.) на день его смерти составляла 5000 рублей в месяц (справка прилагается). Соответственно в денежном выражении, приходящаяся на истицу доля составляет 2500 рублей (ст.ст. 1086, 1089 ГК РФ). При этом, она полагает возможным требовать возмещения вреда единовременно, а именно за период с ДД.ММ.ГГГГ по день вынесения решения судом. На момент подачи иска эта сумма составляет 22500 рублей.
На основании ст.ст. 151, ст. 1100, ст. 1079, ст. 1088 ГК РФ истцы просят взыскать с Петрова А.В. в пользу Балахниной А.С. денежную сумму, в счет возмещения вреда, причиненного в результате смерти кормильца, в размере 22500 рублей, взыскивать ежемесячно с Петрова А.В. в пользу Балахниной А.С. денежную сумму, в счет возмещения вреда, в результате смерти кормильца, в размере 2500 рублей с момента вынесения решения; взыскать с Петрова А.В. в пользу Балахниной А.С. денежную сумму, в счет возмещения морального вреда, в размере 150 000 рублей; взыскать с Петрова А.В. в пользу Балахниной С.С. денежную сумму, в счет возмещения морального вреда, в размере 150 000 рублей; взыскать с Петрова А.В. в пользу Балахниной Г.Г. денежную сумму, в счет возмещения морального вреда, в размере 150 000 рублей.
В ходе судебного разбирательства исковые требования Балахниной А.С. оставлены без рассмотрения на основании абзаца 4 ст.222 ГПК РФ.
Истцы Балахнина Г.Г. и Балахнина С.С. в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, просили рассмотреть исковые требования в их отсутствие и удовлетворить в полном объеме.
Представитель истцов Князев С.Г. требования своих доверителей поддержал, просил удовлетворить их по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик Петров А.В. в судебное заседание не явился в виду нахождения в местах лишения свободы, извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
Представитель ответчика Петрова А.В. - Распономарев В.Н. в судебное заседание не явился, в отзыве на исковое заявление принес от имени своего доверителя извинения истцам и при разрешении иска просил учесть, что ответчик на основании приговора суда отбывает наказание в виде 4-х лет лишения свободы. Полагает, что размер требуемой ко взысканию компенсации морального вреда чрезмерно высок. У ответчика отсутствует заработок, а также какое-либо имущество для возмещения морального вреда истцам. Ранее, до ДД.ММ.ГГГГ, он предпринимал попытки по возмещению морального вреда в добровольном порядке, но истцы отказались получить возмещение. Решением Бийского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ с ответчика в пользу родителей погибшего взыскано возмещение морального вреда по 120000 рублей в пользу каждого. Исходя из этого, требуемая к взысканию с ответчика компенсация морального вреда является весьма значительной для него и не согласуется с его материальным положением, что можно отнести к заслуживающим внимание обстоятельствам и снизить размер компенсации. Кроме того, полагает, что в силу ст.1079 ГК РФ наряду с Петровым А.В., ответственность перед истцами должна нести Муштакова Г.А., являющаяся владельцем автомобиля, участвовавшего в ДТП, в котором находился погибший.
Третье лицо на стороне ответчика Муштакова Г.А. в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела либо о рассмотрении дела в её отсутствие не просила.
Представитель третьего лица Топольский А.А., полагает, что Муштакова Г.А. не должна нести ответственности перед истцами в виду отсутствия её вины в смерти Балахнина С.И.
Прокурор Тур Н.Ю. дала заключение по делу: полагает требования истцов законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Выслушав мнения участников процесса, исследовав и оценив представленные доказательства как каждое в отдельности, так и в их совокупности, приходит к следующим выводам:
В соответствии со ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации морального вреда.
Согласно ст.ст.150, 151 ГК РФ под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье и т.д.).
Пленум Верховного Суда РФ постановлением № 10 от 20.12.1994 г. в п.2 дает разъяснения о том, что моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников.
В соответствии со ст.1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случае, если вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности.
Балахнин С.И. состоял в браке с Балахниной Г.Г. с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о заключении брака.
Балахнина С.С. родилась ДД.ММ.ГГГГ, её отцом являлся Балахнин С.И., что подтверждается свидетельством о рождении истицы.
Факт смерти Балахнина С.И. ДД.ММ.ГГГГ подтвержден свидетельством о смерти.
Приговором Калманского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ДД.ММ.ГГГГ около 22 часов водитель Петров А.В., находясь в состоянии наркотического опьянения, управляя технически исправным принадлежащим ему на праве собственности автомобилем марки «Тойота-Королла», регистрационный знак №, двигался с пассажирами П.В.Е. и А.Л.В., двигался по проезжей части автодороги А-349 «Барнаул-Рубцовск-Казахстан», в направлении от г.Барнаула к г.Алейску по территории Калманского района Алтайского края, со скоростью около 75-80 км/час. В пути следования Петров А.В., проявив преступное легкомыслие, предвидя возможность наступления общественно опасных последствий своих действий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывая на их предотвращение, нарушил требования пункта 1.4, ч.1 п.1.5, ч.1 п.2.7, ч.1 п.8, пунктов 9.1, 9.10, 10.1 Правил дорожного движения РФ. В частности в нарушение требований п.10.1 ПДД РФ, не выбрал скорость движения, обеспечивающую возможность постоянного контроля над движением транспортного средства, при возникновении опасности движения, которую в состоянии был обнаружить, должных мер к снижению скорости не принял; находясь в нарушение ч.1 п.2.7 ПДД РФ в опьяненном состоянии не убедился в безопасности выполняемого маневра, чем грубо нарушил требование ч.1 п.8.1 ПДД РФ. В результате чего, двигаясь по 51 км. трассы А-349 «Барнаул-Рубцовск-Казахстан» на территории Калманского района Алтайского края, на расстоянии около 5,6 м от опоры ЛЭП №98, действуя в нарушение требований п.9.1 и п.9.10 ПДД РФ, выехал на полосу встречного движения, где допустил столкновение с движущимся со скоростью 60 км/час во встречном направлении автомобилем «Тойота-Фанкарго», регистрационный знак №, под управлением Муштаковой Г.А., в котором находились пассажиры Балахнин С.И. и малолетний Д.Я.И. В результате дорожно-транспортного происшествия Балахнин С.И. и П.В.Е. получили телесные повреждения, от которых скончались на месте.
Смерть Балахнина С.И. наступила от тупой сочетанной травмы головы, таза и левой нижней конечности, в виде множественных переломов костей скелета, с повреждениями внутренних органов.
Приговором Калманского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ Петров А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения осужден по ч.6 ст.264 УК РФ к четырем годам лишения свободы с лишением права управления транспортными средствами на срок два года, с отбыванием наказания в колонии-поселении. Приговор не обжалован, вступил в законную силу 06 февраля 2010 года.
Принадлежность автомобиля Тойота-Королла, регистрационный знак № № Петрову А.В. подтверждена свидетельством о регистрации паспортного средства № <адрес>.
В соответствии со ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
Пленум Верховного Суда РФ в постановлении № 10 от 20.12.1994 года разъясняет, что в соответствии с действующим законодательством одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные законом.
С учетом представленных доказательств, установленных приговором Калманского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ обстоятельств ДТП, суд считает установленной вину Петрова А.В. в причинении Балахнину С.И. тяжких телесных повреждений, опасных для жизни человека, от которых наступила его смерть.
В соответствии со ст.1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учётом фактических обстоятельств, при которых был причинён моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Согласно пояснений истцов в предыдущих судебных заседаниях и показаниям допрошенных свидетелей Г.В.Н., А.Л.А., П.Т.Н. являлся Настоятелем Никольской церкви г.Горняка, Локтевского района Рубцовского благочиния. Стараниями отца Сергия в 2005 году был возведен храм в Горняке. Он был для людей прихода добрым батюшкой и духовным наставником. Он организовал воскресную школу, регулярно организовывал паломнические поездки, конкурсы для детей к различным церковным праздникам. Балахнина С.И. очень любили и уважали, он старался помогать людям, трудился на благо церкви, заботился о приходе, помогал верующим и всем обращавшимся к нему людям, попавшим в беду.
Жизнь человека бесценна.
В результате преждевременной смерти Балахнина С.И., было нарушено право его жены и дочери Балахниной С.С. на полноценную семью, ее уважение и защиту, на неприкосновенность родственных и семейных связей. Эти неимущественные права признаются и защищаются ст. 8 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 38 Конституции РФ, нормами Семейного Кодекса РФ.
Установлено, что Балахнин С.И. состоял в браке с Балахниной Г.Г. 19 лет, имел двух дочерей. Семья Балахниных была очень дружной, отношения в семье между её членами - теплыми, доверительными, тесными. Погибший был ласковым, любящим мужем, заботливым и внимательным отцом. Истцы сравнивают свою жизнь после смерти Балахнина С.И. с пустотой, утратили интерес к прежним значимым для них видам деятельности, пребывали в длительной депрессии, что не могло не повлиять на их эмоциональное состояние.
Факт причинения истцам морального вреда в результате смерти близкого, родного им человека подтверждается их пояснениями, а также показаниями указанных свидетелей.
Оснований сомневаться в показаниях свидетелей у суда отсутствуют.
Суд приходит к выводу, что ответственность за вред, причиненный Балахнину И.А. и Балахниной Л.В. в связи со смертью сына Балахнина С.И. подлежит возложению на Петрова А.В., он является надлежащим ответчиком по делу.
Истцами заявлено требование о денежной компенсации морального вреда в размере по 150 000 руб. в пользу каждого.
Пленум Верховного суда РФ Постановлением № 10 от 20.12.1994 г. п.7 разъясняет, что размер компенсации зависит от характера и объема, причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 26 января 2010 г. N 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина" разъяснено, что при рассмотрении дел о компенсации морального вреда в связи со смертью потерпевшего иным лицам, в частности членам его семьи, иждивенцам, суду необходимо учитывать обстоятельства, свидетельствующие о причинении именно этим лицам физических или нравственных страданий.В судебном заседании нашло подтверждение причинение Балахниной Г.Г. и Балахниной С.С. морального вреда, который выразился в нравственных переживаниях в связи с безвременной потерей близкого человека.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень нравственных страданий Балахниной Г.Г., Балахниной С.С.. в результате смерти мужа, отца, а также то, что преступление, повлекшее смерть Балахнина С.И., Петровым А.В. в состоянии наркотического опьянения совершено с неосторожной формой вины, наличие на иждивении Петрова А.В. несовершеннолетнего ребенка.
С учетом принципа разумности и справедливости, учитывая обстоятельства дела, представленные доказательства, имущественное положение ответчика, с учетом степени нравственных страданий истцов, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования в части, взыскав с ответчика Петрова А.В. в пользу Балахниной Г.Г. компенсацию морального вреда в размере 120000 рублей, в пользу Балахниной С.С. - в размере 110000 рублей.
В соответствии с требованиями ст.103 ГПК РФ, ст.333.19 Налогового кодекса РФ с Петрова А.В. в доход бюджета Локтевского района Алтайского края подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 рублей (по 200 рублей за 2 требования неимущественного характера).
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Балахниной Г.Г. и Балахниной С.С. удовлетворить частично.
Взыскать с Петрова А.В. в пользу Балахниной Г.Г. денежную компенсацию морального вреда, причиненного смертью близкого человека, в размере 120000 (сто двадцать тысяч) рублей.
Взыскать с Петрова А.В. в пользу Балахниной С.С. денежную компенсацию морального вреда, причиненного смертью близкого человека, в размере 110000 (сто десять тысяч) рублей.
Взыскать с Петрова А.В. в доход бюджета Локтевского района Алтайского края государственную пошлину в размере 400 (четыреста) рублей.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Алтайский краевой суд в течении 10 дней со дня его составления в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы в Локтевский районный суд.
Судья Н.А. Сиверина
Решение в окончательной форме составлено 01 сентября 2010 г.
Верно
Председатель Локтевского
Районного суда В.А. Зырянов
Решение не вступило в законную силу
Председатель Локтевского
Районного суда В.А. Зырянов
Секретарь судебного О.В. Мусина
заседания