Дело №2-40/11
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Горняк 22 марта 2011 года
Локтевский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Фуртовой И.С.,
при секретаре Усачевой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Салыгиной Т.К. к администрации города Горняка Локтевского района о взыскании денежной компенсации за жилое помещение, подлежащее сносу,
У С Т А Н О В И Л:
В Локтевский районный суд Алтайского края с исковым заявлением к администрации города Горняка Локтевского района о взыскании денежной компенсации за жилое помещение, подлежащее сносу, обратилась Салыгина Т.К..
В обоснование заявленных требований указала, что она является собственником двухкомнатной квартиры общей площадью 43,4 кв. м, жилой площадью 26,7 кв.м, расположенной по адресу: ***, на основании свидетельства о государственной регистрации права № ***, выданного Алтайским краевым Центром государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним.
Жилой *** заключением межведомственной комиссии *** от ***, постановлением администрации *** *** от *** признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением Администрации Алтайского края от 1 июня 2010 г. № 237 «Об утверждении краевой адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на 2010 год» указанный выше жилой дом включен в перечень жилых домов, участвующих в программе переселения граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно - коммунального хозяйства».
Администрацией г. Горняка для переселения граждан из аварийного жилья возводятся в настоящее время быстрыми темпами несколько двухквартирных жилых домов на отдельно стоящих земельных участках. В одну из квартир указанных домов должны переселить и ее. Посмотрев, как и из чего строятся дома, их расположение, она пришла к выводу, что в силу своего возраста и состояния здоровья не сможет проживать в указанном жилье и тем более содержать его и приусадебный участок, на котором оно расположено.
В связи с этим она подала в администрацию г. Горняка заявление, в котором просила выплатить ей выкупную стоимость изымаемой у нее квартиры в сносимом жилом доме, чтобы она сама могла приобрести жилое помещение, соответствующее возрасту, состоянию здоровья и её потребностям.
На данное заявление она получила из администрации г. Горняка Локтевского района ответ, в котором содержится отказ в удовлетворении доводов ее заявления. Отказ мотивирован тем, что она является участницей краевой адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилого строительства на 2010 год». Предоставление взамен жилого помещения собственнику такого помещения выкупной цены в денежном выражении не предусмотрено. В данном случае представляется равнозначное жилое помещение с учетом выкупной цены жилого помещения, расположенного в аварийном жилом доме. Далее в ответе указанно, что в целях реализации данной программы между ней и администрацией г. Горняка заключен договор мены жилого помещения от 20 января 2010 года. Кроме того, в ответе администрация г. Горняка Локтевского района ссылается на то, что принадлежащая ей квартира не изымается. По мнению главы администрации г. Горняка, подписавшего ответ, согласно ст. 32 Жилищного кодекса РФ, жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа, в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. В данном же случае изъятие земельного участка, на котором расположен жилой дом ***, для государственных или муниципальных нужд не предусматривается. Поэтому администрация г.Горняка предоставит ей по договору мены жилое помещение, равнозначное жилому помещению, в котором она проживает в настоящее время, а выкуп ее квартиры не предусмотрен.
Она не может согласиться с доводами отказа, содержащегося в ответе администрации г. Горняка, и вынуждена обращаться в суд с исковым заявлением о взыскании денежной компенсации за её квартиру.
В соответствии с ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществляли снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1-3, 5-9 ст. 32 ЖК РФ.
В связи с признанием ***, в котором расположена её квартира, аварийным (заключение межведомственной комиссии *** от *** и постановление администрации *** *** от *** он подлежит изъятию для муниципальных нужд.
Она полагает, что денежная компенсация, подлежащая выплате ей, составляет 955 581 рубль. Размер компенсации, в связи со сносом аварийного жилья ею определен, исходя из рыночной стоимости одного квадратного метра общей жилой площади в 22 018 рублей, установленной для г.Горняка краевой адресной программой «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на 2010 год», утвержденной постановлением Администрации Алтайского края от 1 июня 2010 г. № 237.
Просит взыскать с администрации г. Горняка Локтевского района Алтайского края за жилое помещение, подлежащее сносу, денежную сумму в размере 955 581 рубль.
В судебное заседание Салыгина Т.К. не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель истца Т.А.А. исковые требования Салыгиной Т.Н. поддержал в полном объеме, пояснив, что администрация города Горняка обязана была принять меры направленные на изъятие жилых помещений и земельных участков у граждан путем их выкупа для муниципальных нужд, однако не сделала этого. В настоящее время истица желает получить денежные средства в счет выкупа принадлежащей ей квартиры и на полученные деньги самостоятельно приобрести жилье. Просил не учитывать рыночную стоимость квартиры истца, определенную заключением эксперта, так как она рассчитана путем сравнительного, а не затратного метода, и не учитывает состояние жилого помещения.
Представитель администрации г. Горняка Локтевского района Ш.С.В. исковые требования Салыгиной Т.Н. не признал, указав, что многоквартирный дом в котором находится принадлежащая истице квартира подлежит сносу и признан аварийным. Спорный жилой дом включен в программу по выделению денежных средств на строительство жилья для лиц, проживающих в указанном аварийном доме. В настоящее время согласно ст. 32 ЖК РФ, в соответствии с которой истец обращается в суд, решение об изъятии земельного участка не принималось. В соответствии с п.10 указанной статьи, в случае признания дома аварийным, принятие решения об изъятии земельного участка является основанием, но не обязанностью, для предъявления требований собственникам дома о сносе дома. Данная статья обязанности администрации по выкупу жилых помещений императивно не предусматривает. На сегодняшний день истица приняла участие в программе по переселению и заключила предварительный договор мены жилого помещения, в соответствии с которым она обязуется в дальнейшем по окончанию строительства дома заключить договор мены, передать администрации аварийную квартиру, а администрация обязуемся передать ей квартиру, равнозначную по площади, занимаемой ею. Об изъятии земельного участка администрация решения не предпринимала. Оснований для удовлетворения требований истца не имеется. Также указал, что выкупная цена жилого помещения, заявленная истцом значительно завышена, согласно заключению эксперта рыночная стоимость одного квадратного метра жилой площади в двухкомнатной благоустроенной квартире в г. Горняке составляет 8 191 руб. 15 копеек, в связи с чем стоимость квартиры принадлежащей истице составляет 355 рублей 49 копеек. Однако оснований для удовлетворения требований истицы в части взыскания денежной суммы в размере 355 рублей 49 копеек не имеется, в связи с чем, представитель ответчика просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Суд, выслушав объяснение участников процесса, исследовав материалы дела, полагает, что в удовлетворении заявленных исковых требований необходимо отказать по следующим основаниям.
Согласно ч.4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 10 ст. ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5-9 ЖК РФ.
Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47 в соответствии со ст. 15,32 ЖК РФ утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В соответствии с п.7 Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Судом установлено, что жилое помещение, расположенное по *** находится в собственности Салыгиной Т.К., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права *** выданным *** Центром государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно заключению эксперта *** от *** рыночная стоимость одного квадратного метра жилой площади в двухкомнатной благоустроенной квартире в г.Горняке составляет 8 191 руб. 15 копеек.
Таким образом, стоимость квартиры принадлежащей истице исходя из её площади и стоимости одного квадратного метра составляет 355 рублей 49 копеек.
Заключением межведомственной комиссии от ***, созданной согласно постановлению администрации города Горняка от *** *** многоквартирный дом по *** в *** признан аварийным и подлежащим сносу в связи с большим износом./л.д.40/. На основании указанного заключения *** администрацией *** было принято постановление ***, согласно которому многоквартирный дом по *** признан аварийным и подлежащим сносу, установлен срок для отселения граждан до *** /л.д.38/
На основании Постановления администрации главы города Горняка №8 от 19 января 2010 года была принята муниципальная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонд с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья» на 2010 год. Целью данной программой является обеспечение граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде МО Город Горняк Локтевского района, благоустроенными жилыми помещениями и ликвидация на территории г. Горняка аварийного жилищного фонда.
В силу п.п. 1-3 ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. Решение об изъятии жилого помещения принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Порядок подготовки и принятия такого решения определяется федеральным законодательством. Решение органа государственной власти или органа местного самоуправления об изъятии жилого помещения подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с п.п. 5-9 ст. 32 ЖК РФ собственник жилого помещения, подлежащего изъятию, с момента государственной регистрации решения об изъятии данного помещения до достижения соглашения или принятия судом решения о выкупе жилого помещения может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование жилого помещения в соответствии с его назначением. Собственник несет риск отнесения на него при определении выкупной цены жилого помещения затрат и убытков, связанных с произведенными в указанный период вложениями, значительно увеличивающими стоимость изымаемого жилого помещения. Выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение. При определении выкупной цены жилого помещения в нее включается рыночная стоимость жилого помещения, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду. По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену. Если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения, либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения. Иск о выкупе жилого помещения может быть предъявлен в течение двух лет с момента направления собственнику жилого помещения уведомления, указанного в части 4 ст.32 ЖК РФ.
Таким образом, доводы истца о том, что администрация города Горняка обязана была принимать меры направленные на изъятие жилых помещений и земельного участка путем их выкупа для муниципальных нужд являются несостоятельными, поскольку противоречат вышеуказанным нормам. Изъятие жилого помещения путем выкупа в связи с изъятием земельного участка является правом, но не обязанностью администрации МО Город Горняк. Кроме того, как установлено в судебном заседании решение об изъятии земельного участка администрацией г.Горняка не принималось.
В соответствии с п. 11 ст. 14 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" Фонд предоставляет финансовую поддержку за счет своих средств при условии:
- наличия региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденной в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства";
- в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
Как установлено в судебном заседании, денежные средства, которые поступят из Федерального бюджета, будут направлены на строительство нового жилья, которое будет предоставлено собственникам аварийного жилого дома. При этом данные денежные средства имеют адресную направленность и не предусмотрены для выплаты денежных средств гражданам в собственности которых находятся жилые помещения признанные аварийными.
Суд считает, что действиями администрации г.Горняка права истца не нарушены. Его требования о взыскании с ответчика денежной суммы в счет выкупа жилого помещения по *** не основаны на законе, в связи с чем не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Салыгиной Т.К. к администрации города Горняка Локтевского района о взыскании денежной компенсации за жилое помещение, подлежащее сносу - отказать.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Локтевский районный суд в 10 дневный срок со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья И.С. Фуртова
СОГЛАСОВАНО:
Судья Локтевского
районного суда И.С. Фуртова
Разрешаю опубликовать на сайте Локтевского районного суда
Председатель Локтевского
районного суда В.А. Зырянов