о признании права на получение удостоверение гражданина, подвергшегося радиации и понуждении к выдаче удостоверения



Дело № 2-126/2011 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Горняк 10 марта 2011 г.

Локтевский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующей судьи Капустиной О. В.,

при секретаре Савенковой Е.А.,

с участием заявителя - Лысенко М.М., представителя заявителя - Топольского А.А., представителя Администрации Ремовского сельсовета Локтевского района Алтайского края Басовой Е.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Топольского Александра Александровича, действующего в интересах Лысенко Маланьи Михайловны о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий,

УСТАНОВИЛ:

В Локтевский районный суд Алтайского края обратился Топольский Александр Александрович, действующий в интересах Лысенко Маланьи Михайловны с заявлением о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

В обоснование заявленных требований указал, что Лысенко М.М. является участником Великой Отечественной войны, имеет в собственности неблагоустроенный жилой дом, в котором проживает, расположенный по адресу: <адрес>.

Согласно п. 3 ч.1 ст. 15 Федерального закона «О ветеранах» участники Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются жильем за счет федерального бюджета. Указом Президента Российской Федерации от 9 января 2010 года № 30 были внесены изменения в Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны». Признано необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) участников и инвалидов Великой Отечественной войны, имеющих право на социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».

В связи с вышеизложенным, Лысенко М.М. обратилась в администрацию Ремовского сельсовета Локтевского района с заявлением о постановке её на учет в качестве ветерана Великой Отечественной войны, нуждающегося в улучшении жилищных условий, но получила отказ по причине соответствия общей площади ее жилого помещения на одного члена семьи учетной норме, установленной решением Совета депутатов Ремовского сельсовета от 19 марта 2010 года №3. Кроме того, Лысенко М.М была поставлена на учет как нуждающаяся в капитальном ремонте жилого помещения и получила единовременную выплату в сумме 25 000 рублей. Согласно справки филиала «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» износ дома составляет 59%. Согласно справки «Алтайского центра Земельного кадастра и недвижимости» процент износа составляет 56%. Таким образом, по мнению администрации Ремовского сельсовета, Лысенко М.М не может быть признана нуждающейся в жилом помещение.

Лысенко М.М не согласна с данными выводами, поскольку спорный жилой дом построен в 1960 году, сложен из глинобитного материала (самана), требует самостоятельного отопления, водопровод не проведен.

Просит суд признать незаконным отказ Администрации Ремовского сельсовета Локтевского района Алтайского края в постановке на учет в качестве участника Великой Отечественной войны, нуждающегося в улучшении жилищных условий, а также обязать Администрацию Ремовского сельсовета Локтевского района Алтайского края поставить её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

В судебном заседании Лысенко М.М. настаивала на удовлетворении заявленных требований.

Представитель заявителя Топольский А.А. поддержал заявленные требования по основаниям, указанным в заявлении. Полагает, что отказ в постановке на учет неправомерен, администрация Ремовского сельсовета не провела должным образом проверку о состоянии дома, пригодности его для проживания, а основанием для обращения заявительницы послужил износ жилого строения. Жилищные условия должны были оцениваться в совокупности, учитываться не только его ветхость, но и уровень благоустройства, в состав межведомственной комиссии входил специалист, между тем обследование так и не было должным образом проведено. Просил также разрешить вопрос о судебных издержках.

Представитель заинтересованного лица Администрации Ремовского сельсовета - глава Басова Е.Р. суду пояснила, что Администрация сельсовета обладает полномочиями по постановке на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Действительно заявительница обращалась с заявлением. Рассмотрев представленные документы, основывались на акте межведомственной комиссии от 11.11.2010г., которой было рекомендовано отказать в постановке на учет - комиссия отказала в постановке на учет.

Представитель заинтересованного лица Администрации Ремовского сельсовета - Петров А.В. в судебное заседание не явился, был надлежаще уведомлен о времени и месте судебного заседания, причин неявки суду не представил.

Судом с учетом мнения сторон определено продолжить рассмотрение дела в отсутствие неявившегося участника процесса.

Ж.А.М., допрошенная судом в качестве свидетеля, показала, что заявительница приходится ей родной сестрой. Заявительнице действительно ранее было выделено 25 000 рублей на ремонт дома, но дом находится в очень ветхом состоянии, что данных денежных средств не хватит даже на частичный ремонт дома.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения участников, показания свидетеля, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований и необходимости в их удовлетворении по следующим основаниям.

Одной из мер социальной поддержки ветеранов Великой Отечественной войны, предусмотренной ФЗ от 12.01.1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах», Указом Президента РФ от 09.01.2010 г. 330 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» является обеспечение их жильем, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В соответствии со ст. 52 Жилищного Кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства (часть 3).

С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет (часть 4).

Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов, органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган (часть 5).

Аналогичные положения содержатся в ст. 4 Закона Алтайского края «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».

Полномочия администрации Ремовского сельсовета Локтевского района по ведению в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях подтверждается также Уставом муниципального образования (ст.35 п.15).

В силу п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданам, нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Порядок признания помещения непригодным для проживания регулируется Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденное постановлением Правительства РФ № 47 от 28 января 2006 года.

В соответствии с п.п. 7, 8 данного Положения, орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. Орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.

Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Отказ Администрации Ремовского сельсовета от 20.12.2010 г. о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении мотивирован тем, что состояние жилого помещения принадлежащего Лысенко М.М. удовлетворительное.

Как установлено в судебном заседании, Лысенко Маланья Михайловна, ДД.ММ.ГГГГ г.рождения (л.д.13) на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. Заявительница является Ветераном - участником Великой Отечественной войны (л.д.7), по указанному адресу проживает одна, общая площадь дома составляет 48 кв.м.

Из материалов дела усматривается, что Лысенко М.М. обратилась в администрацию Ремовского сельсовета Локтевского района Алтайского края (далее - администрация) с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, в качестве основания обращения указано - непригодность для проживания (л.д.24).

В соответствии с Положением по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденного приказом Министра жилищно - коммунального хозяйства РСФСР от 05 ноября 1985 г. №529 к непригодным для проживания относятся в том числе и ветхие жилые дома, к которым, в свою очередь, относят деревянные дома и дома со стенами из местных материалов, а также мансарды с физическим износом свыше 65 процентов.

Исходя из технического состояния жилого здания, а именно справки Локтевского производственного участка Змеиногорского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по Алтайскому краю следует, что износ строения составляет 59% (л.д.10), между тем согласно данных справки, выданной Алтайским краевым государственным унитарным предприятием «Алтайский центр земельного кадастра и недвижимости» (Локтевский производственный участок Рубцовского филиала) (л.д.28) процент износа жилого дома составляет 56%.

Согласно акта обследования от 11.11.2010 г. межведомстенная комиссия, в состав которой входила также начальник отдела строительства и архитекуры Администрации Локтевского района Крыжникова И.В., обследовала <адрес> по <адрес> <адрес> и пришла к выводу, что для обеспечения безопасности или создания нормальных условий для постоянного проживания необходимо провести ремонт жилого помещения.

Согласно заключения экспертов ООО «Региональный центр оценки и экспертизы» физический износ дома расположенного по адресу: <адрес>, составляет 71 %. Техническое состояние обследуемого здания характеризуется, как «ветхое», «неработоспособное». Данная экспертиза была назначена для определения физического состояния конструктивных элементов жилого дома, в связи с отсутствием у суда специальных познаний в данной области. Стороной заинтересованного лица экспертное заключение не оспорено.

Таким образом, при установленных судом обстоятельствах, нельзя признать решение Администрации Ремовского сельсовета Локтевского района Алтайского края об отказе Лысенко М.М. в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, законным и обоснованным, и, соответственно, суд полагает необходимым удовлетворить требования заявительницы в полном объеме.

На основании ст. 100 ч.1 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

В материалах гражданского дела имеется квитанция № от ДД.ММ.ГГГГ о получении юристом Топольским А.А. от Лысенко М.М.за оказание юридических услуг <данные изъяты> рублей, а именно за составление искового заявления, представительство в суде, что свидетельствует об уплате заявительницей своему представителю денежных средств. Представлен также договор об оказании юридических услуг от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14).

Суд полагает с учётом принципа разумности и справедливости, с учётом сложности дела, длительности его рассмотрения, количества участия представителя Топольского А.А. в судебных заседаниях, объёмом представленных доказательств, требования в данной части подлежат удовлетворению в размере <данные изъяты> рублей.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ судебные расходы присуждаются сторонам пропорционально удовлетворенным требованиям.

В соответствии со ст. 33336ч.1 п.19 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, каковым является Администрация Ремовского сельсовета Локтевского района, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков.

Вместе с тем, поскольку заявленные требования удовлетворены в полном объеме расходы по проведению судебной экспертизы также подлежат удовлетворению в полном объеме в пользу экспертного учреждения.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Топольского Александра Александровича, действующего в интересах Лысенко Маланьи Михайловны - удовлетворить.

Признать незаконным решение администрации Ремовского сельсовета Локтевского района Алтайского края об отказе в постановке Лысенко Маланьи Михайловны на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Обязать администрацию Ремовского сельсовета Локтевского района Алтайского края поставить на учет Лысенко Маланью Михайловну в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Взыскать с Администрации Ремовского сельсовета Локтевского района Алтайского края в пользу Лысенко Маланьи Михайловны в счет возмещения оплаты услуг представителя 5 000 рублей.

Взыскать с Администрации Ремовского сельсовета Локтевского района Алтайского края в пользу экспертного учреждения ООО «Региональный центр Оценки и Экспертизы» расходы по проведению судебной экспертизы в размере 20 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд путем подачи жалобы через Локтевский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения в окончательной форме.

Судья О.В. Капустина

Верно:

Судья О.В. Капустина

Решение вступило в законную силу

Судья О.В. Капустина

Секретарь с/з Е.А. Савенкова