об организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов



Дело № 2-319 -11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 мая 2011 года г. Горняк.

Локтевский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Раченковой Г.Г.

при секретаре Фащевской Л.В.

с участием пом. прокурора Локтевского района – Калинина И.А.,

представителя Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю Никитина С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц Российской Федерации к Администрации Ремовского сельсовета Локтевского района, Администрации Локтевского района об организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов,

УСТАНОВИЛ:

Алтайский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Локтевский районный суд с исковым заявлением к Администрации Ремовского сельсовета Локтевского района, Администрации Локтевского района об организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В обоснование своих требований указал, что Алтайской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об отходах производства и потребления на территории Локтевского района Алтайского края.

В соответствии с информацией администрации Локтевского района от ДД.ММ.ГГГГ в сельских советах Локтевского района отсутствует документация для размещения отходов с экспертными заключениями в связи с отсутствием необходимых средств в бюджете.

Отходы, образующиеся в границах Ремовского сельсовета Локтевского района размещаются на свалке, расположенной примерно в 8 км. от поселка, размером 1000 х 500 м.

Установлено, что на территории Ремовского сельсовета Локтевского района не организованы сбор, вывоз, утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов, место централизованного хранения и захоронения отходов производства и потребления с отведенным в установленном порядке земельным участком на территории Ремовского сельсовета Локтевского района отсутствует, категория земельного участка под свалкой не соответствует целевому назначению земель, место размещения отходов не включено в государственный реестр объектов размещения отходов, не ведется учет поступающих отходов, нет схемы санитарной очистки населенного пункта, программы производственного контроля, лабораторные исследования почвы, атмосферного воздуха в месте размещения отходов не проводятся, нет организации, имеющей лицензию на осуществление соответствующих видов деятельности.

Выявленные нарушения подтверждаются информацией администрации Локтевского района от ДД.ММ.ГГГГ, информацией Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ, информацией Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГГГ,

Согласно п.1 ст.22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

На основании п.1 ст.51 ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность населения должны полигоны твердых бытовых отходов (ТБО), которые являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО. На полигонах обеспечивается статическая устойчивость ТБО с учетом динамики уплотнения, минерализации, газовыделения, максимальной нагрузки на единицу площади, возможности последующего рационального использования участка после закрытия полигонов. Согласно п.2.1 Санитарных правил СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» полигоны могут быть организованы для любых по величине населенных пунктов. Рекомендуется создание централизованных полигонов для групп населенных пунктов.

В соответствии с п.1 ст.12 ФЗ от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

На основании п.п.2.2, 2.3 Санитарных правил СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» выбранный участок для устройства полигона должен иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам. Организацией, эксплуатирующей полигон разрабатываются регламент и режим работы полигона, инструкции по приему бытовых отходов, с учетом требований производственной санитарии для работающих на полигоне, обеспечивается контроль за составом поступающих отходов, осуществляется контроль за распределением отходов в работающей части полигона, обеспечивается технологический цикл по изоляции отходов.

Таким образом, обезвреживание твердых бытовых отходов необходимо осуществлять только в строго отведенных местах – полигонах твердых бытовых отходов. При этом, согласно п.2 ст.51 ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещен сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В нарушение законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения сбор, вывоз, утилизация и переработка отходов на территории Ремовского сельсовета Локтевского района надлежащим образом не организованы.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

Просит обязать администрацию Ремовского сельсовета Локтевского района организовать в соответствии с требованиями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, законодательства об отходах производства и потребления сбор, вывоз бытовых отходов в границах Ремовского сельсовета Локтевского района; обязать администрацию Локтевского района организовать в соответствии с требованиями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, законодательства об отходах производства и потребления утилизацию и переработку бытовых отходов, образующихся в границах Ремовского сельсовета Локтевского района.

Прокурор Калинин И.А. в судебном заседании заявленные Алтайским межрайонным природоохранным прокурором требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика – администрации Ремовского сельсовета Локтевского района Басова Е.Р. в судебно заседании исковые требования признала, указала, что земля где располагается свалка ранее принадлежала Ремовскому заводу ЖБИ, в настоящее время этот участок земли как полигон ТБО не оформлен, вывоз мусора специализированной организацией не осуществляется.

Представитель ответчика – Администрации Локтевского района в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был уведомлен надлежаще, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю Никитин С.А. просил исковые требования Алтайского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Выслушав в судебном заседании участвующих в деле лиц, изучив представленные материалы дела, суд приходит к следующему:

Право граждан на благоприятную окружающую среду предусмотрено ст.42 Конституции Российской Федерации и ст.11 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В соответствии с ч.1, абз.2 ч.2 ст.51 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Аналогичные положения закреплены в ст.22 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

По смыслу вышеприведенных норм закона, деятельность по обращению с отходами включает в себя несколько этапов, деятельности по утилизации отходов предшествует деятельность, связанная со сбором и транспортировкой отходов в места, установленные для их хранения и захоронения. При этом законодательство в области охраны окружающей природной среды полномочия по сбору и вывозу отходов и полномочия по утилизации отходов относит к компетенции различных органов.

Так, в силу п.14 ч.1 ст.15 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения муниципального района.

На основании положений п.18 ч.1 ст.14 этого же закона к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Положениями ст.8 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Такие же нормы содержатся в ст.7 Закона Алтайского края от 11 февраля 2008 года №11-ЗС «Об обращении с отходами производства и потребления в Алтайском крае».

Следовательно, полномочия по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора законом отнесены к компетенции органов местного самоуправления поселения, а полномочия по утилизации указанных отходов - к компетенции органов местного самоуправления муниципального района.

Из материалов дела усматривается, что отходы образующиеся в границах Ремовского сельсовета Локтевского района размещаются на свалке, расположенной примерно в 7 км. на север от села, площадью 1,5 га.

Данное обстоятельство подтверждается актом Межрайонного отдела экологического контроля Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края от 02 апреля 2011 года (л.д.36).

Таким образом, требования прокурора направлены на обеспечение реализации органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них федеральным законом, и на защиту прав жителей Ремовского сельсовета Локтевского района на благоприятную окружающую среду.

Действующим законодательством не предусмотрены конкретные способы реализации полномочий по организации утилизации бытовых отходов, не предусмотрена и зависимость данных полномочий от наличия или отсутствия полигона для утилизации, либо перерабатывающего отходы предприятия.

Органы местного самоуправления вправе самостоятельно выбирать способы утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Так, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета (подп.1 п.1 ст.14, подп.1 п.1 ст.15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

В соответствии со статьями 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Таким образом, отсутствие в бюджете Локтевского района Алтайского края денежных средств на утилизацию и переработку бытовых отходов не освобождает их от решения вопросов местного значения, отнесенных к их компетенции.

Суд полагает, что исковые требования Алтайского межрайонного природоохранного прокурора об обязании администрации Ремовского сельсовета Локтевского района организовать в соответствии с требованиями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, законодательства об отходах производства и потребления сбор, вывоз бытовых отходов в границах Ремовского сельсовета Локтевского района, обязании администрации Локтевского района организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, образующихся в границах Ремовского сельсовета Локтевского района обоснованны, поскольку неисполнение администрациями Локтевского района, Ремовского сельсовета Локтевского района обязанностей, возложенных на них законами, создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а также нарушает интересы РФ.

Руководствуясь ст. ст. 194 –199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц Российской Федерации к Администрации Ремовского сельсовета Локтевского района, администрации Локтевского района удовлетворить.

Обязать администрацию Ремовского сельсовета Локтевского района организовать в соответствии с требованиями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, законодательства об отходах производства и потребления сбор, вывоз бытовых отходов в границах Ремовского сельсовета Локтевского района.

Обязать администрацию Локтевского района организовать в соответствии с требованиями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, законодательства об отходах производства и потребления утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, образующихся в границах Ремовского сельсовета Локтевского района.

Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в течение 10 дней со дня его вынесения в Алтайский краевой суд через Локтевский районный суд.

Судья Г.Г.Раченкова

Верно:

Судья Г.Г. Раченкова

Решение не вступило в законную силу.

Разрешаю разместить на сайте суда

Судья Локтевского

Районного суда Г.Г. Раченкова

И.о Председателя Локтевского

Районного суда И.С. Фуртова