Решение по делу об оспаривании нормативно-правового акта



Дело № 2-271/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 апреля 2011 г. г.Горняк

Локтевский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Сивериной Н.А.,

при секретаре Романычевой С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Баннова В.С. и Банновой Т.А. об оспаривании нормативно-правового акта органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

В суд обратились Баннова Т.А. и Баннов В.С. с заявлением об оспаривании нормативно-правового акта органа местного самоуправления, указав, что в газете «К новым рубежам» от 14.10.2010 г. № 124 опубликовано решение районного Совета депутатов от 31.08.2010 г. № 47, которым утверждено Положение о предоставлении гражданам земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории муниципального образования Локтевский район Алтайского края (далее Положение).

Положение подписано главой Локтевского района 31.08.2010 г. № 31/47 и с этого момента считается принятым и подлежащим обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.

Данное Положение противоречит действующему земельному законодательству в части получения согласования главы администрации поселения, на территории которого расположен земельный участок (п.2.1), подачи заявления на имя главы администрации Локтевского района о предоставлении земельных участков в администрацию поселения, на территории которого расположен этот земельный участок (п.2.1) и проведения торгов по продаже права на земельные участки для целей, не связанных со строительством (п. 1.10,2.7,2.8), не предусматривая при этом разделения испрашиваемых земельных участков на указанные в ст.7 Земельного кодекса РФ (далее ЗК РФ) категории, по следующим основаниям.

Пункт 2.1 Положения обязывает заявителя приложить к заявлению указанные в нём документы, в частности согласование главы администрации поселения, на территории которого расположен земельный участок и подать заявление на имя главы администрации Локтевского района о предоставлении земельных участков в администрацию поселения, на территории которого расположен земельный участок. Пунктами 1.10,2.7,2.8 Положения предусмотрено проведение торгов при подаче заявлений о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, от нескольких лиц.

Одновременно в пункте 1.1 Положения сказано, что оно разработано на основании ст.34 ЗК РФ, законов и иных правовых актов.

Ст.34 ЗК РФ предусматривает подачу заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст.29 ЗК РФ (ч.2) без согласований. А усложнение положения заявителя путём введения каких-либо дополнительных ограничений, не допускается. Кроме того, утверждение и выдача заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории относится к обязанности органа местного самоуправления, который после предоставления заявителем кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность или аренду (ч.4 и 5 указанной статьи). Ни о каких торгах в ст.34 ЗК РФ речи не идёт.

Земли по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

- земли сельскохозяйственного назначения,

- земли населённых пунктов,

- другие, перечисленные в ст.7 ЗК РФ.

Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения и населённых пунктов определено главами 14 и 15 ЗК РФ.

Отношения, связанные с оборотом земель сельскохозяйственного назначения регулируется специальной нормой - ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ, в ст. 10 которого закреплена специальная норма, касающаяся предоставления земельных участков из земель этой категории на торгах. И даже этот закон не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества. Оборот указанных земельных участков регулируется ЗК РФ (ст.1 ч.1)

Утверждённое же Положение, отдавая испрашиваемые земельные участки на торги, не предусматривает их разделение на указанные в ст.7 ЗК РФ категории. Поэтому, если земли всех категорий при их выделении отдавать на торги, то возникает вопрос: в каких практически случаях могут применяться положения ст.34 ЗК РФ?

Заявители полагают, что пунктами 1.10, 2.1, 2.7, 2.8 Положения нарушаются их права на выделение земельного участка в собственность или аренду. Нарушение прав заключается в том, глава администрации Локтевского района письмом от 3.11.2010 г. № 02/1-17-86 обязывает их представить дополнительные документы, в частности, схематичный план расположения земельного участка и согласование главы администрации поселения (Георгиевского сельского Совета), на территории которого расположен земельный участок. Но они выполнили это требование и 19.11.2010 г. (получив указанное письмо лишь 18.11.2010 г., не дождавшись его своевременного получения в срок, лично в администрации) представили эти документы в администрацию Локтевского района, где им рекомендовали написать новое заявление. Письмом от 17.12.2010 г. № 1564/1 заявителям ответили, что если поступит два и более заявлений на выделение этого же земельного участка, администрация примет решение о проведении торгов по продаже земельного участка или на право заключения договора аренды.

Аналогичный ответ от 11.01.2011 г. № 517 ж/2010 поступил и из прокуратуры Локтевского района.

Таким образом, действия администрации Локтевского района, которая руководствуется указанными пунктами Положения, являются не чем иным, как ограничивающими права человека, что запрещено ч.З ст.55 Конституции РФ и ч.2 ст.1 ПС РФ. На это указано в п.1 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ № 6/8 от 1.07.1996 г.

Согласно ч.4 ст.7 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ.

В связи с этим заявители просят установить противоречия пунктов 1,10,2.1,2.7,2.8 Положения о предоставлении гражданам земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории муниципального образования Локтевский район Алтайского края, действующему земельному законодательству, имеющему большую юридическую силу, а именно:

- статьям 7, 34 Земельного кодекса РФ,

- статьям 1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ, а также признать пункты 1.10,2.1,2.7,2.8, Положения недействующими со дня принятия - с 31.08.2010 г..

В судебном заседании заявители Баннова Т.А. и Баннов В.С. поддержали изложенные в заявлении требования и просили их удовлетворить по основаниям, указанным в заявлении. Полагают, что включение в Положение нормы о проведении торгов в случае поступления 2-х и более заявлений на один и тот же земельный участок, затрагивает их имущественные интересы. Полагают, что земельные участки в таком случае должны выделяться лицу, которое первым обратилось с заявлением о выделении в собственность либо в аренду земельного участка, без проведения каких-либо торгов, по фиксированной цене (в случае выделения участка в собственность), определенной в соответствии с требованиями действующего законодательства. Предоставление излишних документов и согласование заявления о выделении земельного участка с администрацией сельского поселения, на территории которого он находится, ведет к бюрократизму, что также нарушает права заявителей на своевременное получение в собственность земельного участка.

Представитель заявителей Зубков С.В. требования своих доверителей поддержал и просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении, а также привел доводы, аналогичные доводам заявителей Баннова В.С. и Банновой Т.А..

Представитель Администрации Локтевского района Петров А.В. полагает, что требования заявителей неправомерны. Принятое органом местного самоуправления Положение о предоставлении гражданам земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории муниципального образования Локтевский район Алтайского края, не противоречит действующему земельному законодательству. Ст.34 Земельного кодекса РФ не регулирует вопросы выделения земельных участков, в случае, если на один и тот же земельный участок претендуют 2 и более лиц. Согласование с главой сельского поселения, на территории которого находится подлежащий выделению земельный участок, необходим в связи с определением адреса, по которому находится земельный участок, поскольку адресное хозяйство находится в ведении сельских поселений. Схематичный рисунок, изображение земельного участка, который необходимо приложить согласно Положения к заявлению о выделении земельного участка, требуется для того, чтобы определить на какой конкретно земельный участок претендует заявитель. Проведение торгов предусмотрено ст.38 Земельного кодекса РФ. Данное Положение было разработано и принято на основании аналогичного Положения по г.Барнаулу.

Согласно заключения помощника прокурора Локтевского района оснований для признания Положения о предоставлении гражданам земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории муниципального образования Локтевский район Алтайского края, противоречащим действующему земельному законодательству, не имеется. Данное положение принято компетентным лицом – органом местного самоуправления. Ст.34 ЗК РФ обязывает орган местного самоуправления принять акт, регулирующий вопросы выделения земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. В указанной статье Земельного кодекса РФ указано лишь на порядок подачи заявления о выделении земельных участков и на сроки их рассмотрения. Ст.34 ЗК РФ не регулирует вопросы разрешения нескольких заявлений о выделении одного и того же земельного участка. Проведение торгов предусмотрено ст.38 Земельного кодекса. Иной, чем предусмотрен Положением, порядок разрешения 2-х и более заявлений на один и тот же земельный участок, будет противоречить Земельному кодексу РФ, поскольку будет устанавливать приоритеты для того или иного лица. Согласование с главой сельского поселения, а также схематичное изображение земельного участка, на который претендует заявитель, необходимо для того, чтобы исключить выделение уже ранее выделенного другому лицу земельного участка. Никакого бюрократизма, либо административных барьеров Положение не содержит.

Суд, выслушав участников процесса, заключение помощника прокурора, исследовав представленные доказательства как каждое в отдельности, так и в их совокупности, приходит к следующему:

Действующее законодательство признает, что земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью (п.2 ст.214 ГК РФ).

Государственная собственность на землю возникла в результате национализации земель, осуществленной на основании Декрета от 26 октября (8 ноября) 1917 г. «О земле», принятого 2 Всероссийским съездом Советов. До недавнего времени земля, недра, вода, леса и животный мир рассматривались как объекты права исключительной государственной собственности. Проведенные в России политические и экономические преобразования были направлены на демонополизацию государственной собственности на землю. Следствием этого стал отказ от исключительной государственной собственности на природные объекты.

Правовой основой разграничения государственной собственности на землю является ст.3-1 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», в которой закреплены критерии такого разграничения.

В соответствии со ст.30-1 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующему по их поручению лица.

Согласно п.10 ст.3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, указанными в ст. ст.3-1 данного Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.

Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Таким образом, распоряжение земельными участками, находящимися на территории Локтевского района Алтайского края, осуществляет муниципальное образование Локтевский район Алтайского края.

В соответствии с п.1 ст.34 Земельного кодекса РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:

- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;

- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;

- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременной публикации такой информации.

Во исполнение указанного положения Земельного кодекса РФ, 31.08.2010 г. Локтевский районным Советом депутатов (представительным органом МО Локтевский район Алтайского края) принято решение № 47 «Об утверждении Положения о предоставлении гражданам земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории муниципального образования Локтевский район Алтайского края» (далее – Положение). Указанным решением утверждено Положение, которое направлено главе района для подписания и опубликования в установленном порядке.

Решение подписано главой Локтевского района и опубликовано в газете Локтевского района «К новым рубежам» № 124 от 14.10.2010 г..

В настоящее время Положение является действующим.

Указанный акт органа местного самоуправления является нормативно-правовым, поскольку издан в установленном порядке управомоченным на то органом местного самоуправления, он устанавливает правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений по вопросу выделения гражданам земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством.

Согласно утвержденного решением № 47 от 31.08.2010 г. Положения, оно применяется при предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, распоряжение которыми осуществляют органы местного самоуправления Локтевского района в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ. (п.1.1 Положения).

Действие Положения распространяется на случаи предоставления земельных участков для (п.1.3 Положения):

- установки некапитальных гаражей;

- установки некапитальных модульных конструкций;

- установки легких тканевых тентов, палаток и киосков, передвижных объектов торговли;

- размещения парковок автомобилей;

- размещения наружной рекламы;

- индивидуального огородничества;

- озеленения, защиты и сохранения древесно-кустарниковой растительности;

- других не связанных со строительством целей.

П.1 ст.34 ЗК РФ закреплены основные требования, которым должна отвечать процедура предоставления земельных участков гражданам из состава государственных или муниципальных земель для целей, которые не связаны со строительством, например, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, огородничества, личного подсобного хозяйства и т.п.

Согласно ст.34 ЗК РФ, граждане, заинтересованные в получении земельных участков, должны подать заявление либо в соответствующий орган государственной власти или в орган местного самоуправления. В заявлении должны быть указаны цель, для которой предполагается использовать участок, его размеры, местоположение и титул (право собственности или аренды), на котором гражданин предполагает использовать землю. После этого орган местного самоуправления с учетом зонирования территорий в месячный срок утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории Заявитель должен обеспечить за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обратиться с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого участка. Решение о предоставлении земельного участка должно быть принято в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка. В нем должен быть решен вопрос, предоставляется ли участок за плату, бесплатно или в аренду. Предусмотрено, что договор купли-продажи или аренды земельного участка должен быть заключен в недельный срок со дня принятия решения о предоставлении земельного участка.

П.4 ст.34 ЗК РФ фактически определяет порядок разрешения заявления гражданина, обратившегося в орган местного самоуправления с заявлением о выделении ему земельного участка, в случае, если только он один претендует на конкретный земельный участок.

Положением…, утвержденным решением Локтевского районного Совета депутатов от 31.08.2010 г., предусматривается порядок (процедура) рассмотрения заявлений о выделении земельного участка, поступивших не только от одного лица, но и от двух и более лиц, претендующих на конкретный земельный участок.

Так, согласно п.2.1 Положения, граждане, заинтересованные в предоставлении или в передаче земельных участков в собственность или в аренду, для целей, не связанных со строительством, подают заявления о выделении земельных участков в администрацию поселения, на территории которого расположен земельный участок, на имя главы администрации Локтевского района, которое передается в уполномоченный орган в течение двух дней.

В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

К заявлению прилагается минимальное количество документов, в том числе схематичный план расположения земельного участка, подготовленный заявителем, а также согласование главы администрации поселения, на территории которого расположен земельный участок.

Суд полагает, что предоставление указанных документов не представляет для претендента-заявителя сложностей, они необходимы для уточнения местоположения земельного участка с целью исключения выделения в дальнейшем земельного участка, который ранее уже был выделен в установленном законом порядке другому лицу.

Каких-либо бюрократических, административных барьеров в этом для получения земельных участков гражданами суд не усматривает.

Подача заявления на земельный участок, адресованное главе администрации Локтевского района Алтайского края, в администрацию поселения, на территории которого находится земельный участок, для последующей передачи в течение 2-х дней в Администрацию Локтевского района для разрешения его по существу, также не противоречит действующему законодательству и не коим образом не нарушает каких-либо прав граждан. Заявление подается на имя главы администрации органа местного самоуправления, рассматривается органом местного самоуправления, как предписано нормами Земельного кодекса РФ. Запрета на установление схемы поступления соответствующего заявления от граждан в орган местного самоуправления муниципального района земельное законодательство РФ не содержит.

Далее в п.2.3 Положения указано, что уполномоченный орган в двухнедельный срок с даты получения заявления и документов, указанных в п.2.1 Положения, и при отсутствии оснований для отказа в предоставлении земельного участка, направляет данное заявление в уполномоченный орган в области архитектуры и градостроительства соответствующего поселения для подготовки схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее – Схема) и проект постановления об утверждении Схемы, которые готовятся в течение двух недель.

После получения Схемы (п.2.4 Положения) уполномоченный орган обеспечивает опубликование информации о земельных участках, предлагаемых к предоставлению в собственность или аренду, в газете «К новым рубежам», в которой указывается в том числе и информация о сроках приема заявлений о предоставлении земельного участка после опубликования информации (1 неделя).

В случае поступления по истечении указанного срока, одного заявления (п.2.6 Положения), уполномоченный орган должен разрешить указанное заявление в том же порядке, что и указан в п.4 ст.34 ЗК РФ.

П.2.7 Положения предусмотрен порядок разрешения заявлений, поступивших от нескольких лиц или заявления о продаже в собственность одного и того же земельного участка, уполномоченный орган в двухнедельный срок принимает решение о проведении торгов по продаже указанного земельного участка или на право заключения договора аренды указанного земельного участка.

В п.2.8 Положения закреплены следующие положения:

В случае принятия решения о проведении торгов уполномоченный орган:

- в пятидневный срок с даты принятия решения информирует о принятом решении заявителей;

- в семидневный срок с даты принятия решения направляет обращение в администрацию поселения об утверждении и выдаче уполномоченному органу Схемы;

- обеспечивает выполнение в отношении земельного кадастровых работ после предоставления администрацией поселения Схемы;

- обеспечивает проведение рыночной оценки земельного участка в случае предоставления его в собственность, которая определяется независимым оценщиком;

- осуществляет продажу земельного участка или права аренды земельного участка на торгах в установленном законом порядке;

- по итогам торгов с победителем заключается соответствующий договор.

Суд полагает, что каких-либо противоречий действующему земельному законодательству, в частности, ст.7, 34 Земельного кодекса РФ, ст. 1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», приведенные нормы акта органа местного самоуправления не содержат, поскольку изданное Положение регулирует порядок выделения (предоставления) гражданам земельных участков, не только в случае поступления заявления на земельный участок от одного гражданина, но и регулирует порядок выделения (предоставления) земельных участков при поступлении заявлений от нескольких граждан, претендующих на один и тот же земельный участок.

Нормами ст.34 ЗК РФ данный вопрос не регулируется.

Включение в нормативно-правовой акт органа местного самоуправления положения о проведении торгов на земельный участок, на который претендуют 2 и более лица, отвечает принципам эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков, находящихся в ведении органов местного самоуправления, провозглашенных в п.1 ст.34 ЗК РФ.

Оно исключает установление приоритетов, особых условий для отдельных категорий граждан при разрешении заявлений, поступивших от граждан, о выделении им земельных участков для целей, не связанных со строительством.

Кроме того, включенное положение о проведении торгов отвечает нормам Гражданского и Земельного права.

Право собственности на земельный участок, а также право на заключение договора аренды земельного участка граждане и юридические лица могут приобрести в результате участия в торгах, которые проводятся в формах аукционов или конкурсов по продаже земельных участков. В этих случаях основанием приобретения права собственности на землю являются два взаимосвязанных между собой юридических факта: участие лица в торгах (аукционах, конкурсах) и признание его победителем и заключение договора купли-продажи земельного участка или аренды земельного участка.

Согласно ст.447 ГК РФ договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги. В качестве организатора торгов может выступать собственник вещи или обладатель иного имущественного права на нее.

Возможность проведения торгов на конкретный сформированный земельный участок с установленными границами, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предусмотрена ст.38 ЗК РФ.

Ссылка заявителей и их представителя на ст.1 и ст.10 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначение», как на основание исключения проведения торгов в отношении иных категорий земель, не относящихся к землям сельскохозяйственного назначения, суд признает несостоятельной. Указанный Федеральный закон регулирует исключительно отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения – сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначение, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.

Наличие в указанном ФЗ положения о проведении торгов в отношении земель сельскохозяйственного назначения (ст.10 ФЗ), и указание на нераспространение действия указанного ФЗ на категории земель, не относящихся к землям сельскохозяйственного назначения, не означает, что торги возможны только в отношении земель сельскохозяйственного назначения. Указанный федеральный закон не регулирует вопросы выделения земельных участков в собственность или аренду из земель, не относящихся к землям сельскохозяйственного назначения, в части выделения земельных участков из земель населенных пунктов.

Ст.38 ЗК РФ предусматривает возможность проведения торгов в определенных законом случаях и на земельные участки других категорий земель.

Исходя из изложенного, требования Баннова В.С. и Банновой Т.А. не подлежат удовлетворению, поскольку оспариваемые ими положения нормативно-правового акта органа местного самоуправления приняты в соответствии с действующим законодательством РФ, в частности ст.ст.7, 34 Земельного кодекса РФ, ст.1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», и не противоречит им.

Руководствуясь ст.ст.194-199, 253 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Баннова В.С. и Банновой Т.А. отказать.

Решение может быть обжаловано в Алтайский край суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы, представления в Локтевский районный суд.

Решение в окончательной форме составлено «03» мая 2011 г.

Судья Н.А. Сиверина

Решение не вступило в законную силу.

Разрешаю разместить на сайте

Верно:

Судья Н.А. Сиверина

И.о. Председателя суда И.С. Фуртова