Решение по делу об организации сбора, вывоза, утизизации и пеработки бытовых и промышленных отходов



Дело № 2-311/2011

Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Горняк 17 мая 2011 года

Локтевский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Сивериной Н.А.,

при секретаре Романычевой С.А.,

с участием помощника прокурора Калинина И.Б.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц Российской Федерации к Администрации Николаевского сельсовета Локтевского района, Администрации Локтевского района об организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов,

УСТАНОВИЛ:

В Локтевский районный суд с исковым заявлением к Администрации Николаевского сельсовета Локтевского района, Администрации Локтевского района об организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов обратился Алтайский межрайонный природоохранный прокурор.

В обоснование своих требований указал, что Алтайской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об отходах производства и потребления на территории Локтевского района Алтайского края.

В соответствии с информацией администрации Локтевского района от 03.02.2011 в сельских советах Локтевского района отсутствует документация для размещения отходов с экспертными заключениями в связи с отсутствием необходимых средств в бюджете.

Отходы, образующиеся в границах Николаевского сельсовета Локтевского района, размещаются на двух свалках, расположенных на землях поселений, площадью 0,5 га и 0,2 га, эксплуатируемые с 1967 и с 1985 годов.

Установлено, что на территории Николаевского сельсовета Локтевского района не организованы сбор, вывоз, утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов, место централизованного хранения и захоронения отходов производства и потребления с отведенным в установленном порядке земельным участком на территории Николаевского сельсовета Локтевского района отсутствует, категория земельного участка под свалкой не соответствует целевому назначению земель, место размещения отходов не включено в государственный реестр объектов размещения отходов, не ведется учет поступающих отходов, нет схемы санитарной очистки населенного пункта, программы производственного контроля, лабораторные исследования почвы, атмосферного воздуха в месте размещения отходов не проводятся, нет организации, имеющей лицензию на осуществление соответствующих видов деятельности.

Выявленные нарушения подтверждаются информацией Администрации Локтевского района от 03.02.2011 г., информацией Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края от 04.02.2011 г., информацией Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю от 04.02.2011 г..

Согласно п.1 ст.22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

На основании п.1 ст.51 ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность населения должны полигоны твердых бытовых отходов (ТБО), которые являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО. На полигонах обеспечивается статическая устойчивость ТБО с учетом динамики уплотнения, минерализации, газовыделения, максимальной нагрузки на единицу площади, возможности последующего рационального использования участка после закрытия полигонов. Согласно п.2.1 Санитарных правил СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» полигоны могут быть организованы для любых по величине населенных пунктов. Рекомендуется создание централизованных полигонов для групп населенных пунктов.

В соответствии с п.1 ст.12 ФЗ от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

На основании п.п.2.2, 2.3 Санитарных правил СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» выбранный участок для устройства полигона должен иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам. Организацией, эксплуатирующей полигон разрабатываются регламент и режим работы полигона, инструкции по приему бытовых отходов, с учетом требований производственной санитарии для работающих на полигоне, обеспечивается контроль за составом поступающих отходов, осуществляется контроль за распределением отходов в работающей части полигона, обеспечивается технологический цикл по изоляции отходов.

Таким образом, обезвреживание твердых бытовых отходов необходимо осуществлять только в строго отведенных местах – полигонах твердых бытовых отходов. При этом, согласно п.2 ст.51 ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещен сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В нарушение законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения сбор, вывоз, утилизация и переработка отходов на территории Масальского сельсовета Локтевского района надлежащим образом не организованы.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

Просит обязать администрацию Николаевского сельсовета Локтевского района организовать в соответствии с требованиями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, законодательства об отходах производства и потребления сбор, вывоз бытовых отходов в границах Николаевского сельсовета Локтевского района; обязать Администрацию Локтевского района организовать в соответствии с требованиями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, законодательства об отходах производства и потребления утилизацию и переработку бытовых отходов, образующихся в границах Николаевского сельсовета Локтевского района.

В судебном заседании помощник прокурора Локтевского района Калинин И.А. заявленные Алтайским межрайонным природоохранным прокурором требования поддержал в полном объеме, просил суд удовлетворить заявленные требования.

Представитель ответчика Администрации Николаевского сельсовета Локтевского района Олейников в судебном заседании исковые требования Алтайского межрайонного природоохранного прокурора признал в полном объеме.

Представитель ответчика Администрации Локтевского района в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был уведомлен надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела, либо о рассмотрении дела в его отсутствие не просил. Дело рассмотрено в отсутствие представителя Администрации Локтевского района.

Представители третьих лиц Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды и Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела либо о рассмотрении дела в их отсутствие не просили. Дело рассмотрено в отсутствие представителей третьих лиц.

Суд, выслушав объяснение истца, представителя ответчика исследовав материалы дела, приходит к выводу об обоснованности исковых требований Алтайского межрайонного природоохранного прокурора и необходимости их удовлетворения по следующим основаниям.

Право граждан на благоприятную окружающую среду предусмотрено ст.42 Конституции Российской Федерации и ст.11 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В соответствии с ч. 1, абз.2 ч.2 ст.51 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Аналогичные положения закреплены в ст.22 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

По смыслу вышеприведенных норм закона, деятельность по обращению с отходами включает в себя несколько этапов, деятельности по утилизации отходов предшествует деятельность, связанная со сбором и транспортировкой отходов в места, установленные для их хранения и захоронения. При этом законодательство в области охраны окружающей природной среды полномочия по сбору и вывозу отходов и полномочия по утилизации отходов относит к компетенции различных органов.

Так, в силу п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения муниципального района.

На основании положений п. 18 ч. 1 ст. 14 этого же закона к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Положениями ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Такие же нормы содержатся в ст. 7 Закона Алтайского края от 11 февраля 2008 года № 11-ЗС «Об обращении с отходами производства и потребления в Алтайском крае».

Следовательно, полномочия по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора законом отнесены к компетенции органов местного самоуправления поселения, а полномочия по утилизации указанных отходов к компетенции органов местного самоуправления муниципального района.

Согласно материалов дела отходы, образующиеся в границах Николаевского сельсовета Локтевского района, размещаются на двух свалках, расположенных на землях поселений, площадью 0,5 га и 0,2 га, эксплуатируемые с 1967 и с 1985 годов.

Данное обстоятельство подтверждается актом Межрайонного отдела экологического контроля Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края от 02 апреля 2011 года.

Таким образом, требования прокурора направлены на обеспечение реализации органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них федеральным законом, и на защиту прав жителей Николаевского сельсовета Локтевского района на благоприятную окружающую среду.

Действующим законодательством не предусмотрены конкретные способы реализации полномочий по организации утилизации бытовых отходов, не предусмотрена и зависимость данных полномочий от наличия или отсутствия полигона для утилизации, либо перерабатывающего отходы предприятия.

Органы местного самоуправления вправе самостоятельно выбирать способы утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Так, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета (подп.1 п.1 ст.14, подп.1 п.1 ст.15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

В соответствии со статьями 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Таким образом, отсутствие в бюджете Локтевского района Алтайского края денежных средств на утилизацию и переработку бытовых отходов не освобождает их от решения вопросов местного значения, отнесенных к их компетенции.

Суд полагает, что исковые требования Алтайского межрайонного природоохранного прокурора об обязании Администрации Николаевского сельсовета Локтевского района организовать в соответствии с требованиями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, законодательства об отходах производства и потребления сбор, вывоз бытовых отходов в границах Николаевского сельсовета Локтевского района, обязании администрации Локтевского района организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, образующихся в границах Николаевского сельсовета Локтевского района обоснованны, поскольку неисполнение Администрациями Локтевского района, Николаевского сельсовета Локтевского района обязанностей, возложенных на них законами, создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а также нарушает интересы РФ.

Руководствуясь ст. ст. 194 –199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц Российской Федерации к Администрации Николаевского сельсовета Локтевского района, Администрации Локтевского района удовлетворить.

Обязать Администрацию Николаевского сельсовета Локтевского района организовать в соответствии с требованиями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, законодательства об отходах производства и потребления сбор, вывоз бытовых отходов в границах Николаевского сельсовета Локтевского района.

Обязать Администрацию Локтевского района организовать в соответствии с требованиями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, законодательства об отходах производства и потребления утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, образующихся в границах Николаевского сельсовета Локтевского района.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 дней со дня его вынесения путем подачи кассационной жалобы в Локтевский районный суд.

Судья Н.А. Сиверина

Решение не вступило в законную силу

Разрешаю разместить на сайте

Верно:

Судья Н.А. Сиверина

И.о. Председателя суда И.С. Фуртова