Дело № 2-253/11/
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Горняк 25 апреля 2011 г.
Локтевский районный суд Алтайского края в составе:
Председательствующего Фуртовой И.С.,
при секретаре Усачевой Л.В.,
с участием прокурора Локтевского района Алтайского края Удачина И.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Локтевского района Алтайского края в интересах Мищенко Л.Д. к Муниципальному образованию «Локтевский район» о взыскании задолженности по невыплаченной пенсии за выслугу лет,
У С Т А Н О В И Л:
В Локтевский районный суд Алтайского края с иском к МО «Локтевский район» о взыскании задолженности по невыплаченной пенсии за выслугу лет обратился прокурор Локтевского района Алтайского края в интересах Мищенко Л.Д.
В обоснование своих требований указал, что в ходе проведенной проверки по обращению Мищенко Л.Д. с заявлением об отказе Администрации Локтевского района в выплате пенсии за выслугу лет, было установлено следующее:
В соответствии с п.12 ч.1 ст.11 Федерального закона «О муниципальной службе в РФ» №25-ФЗ от 02.03.2007 г. муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством РФ, в том числе и за выслугу лет, которое ему гарантировано также п.5 ч.1 ст.23 указанного закона.
Согласно ст.24 Федерального закона «О муниципальной службе в РФ» в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта РФ. Определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта РФ соотношением должностей муниципальной службы и должностей гражданской службы субъекта РФ.
В соответствии с вышеназванными законами, решением Локтевского районного Совета депутатов №319 от 25.05.2008 г. утверждено Положение о пенсионном обеспечении муниципальных служащих муниципального образования «Локтевский район», которое устанавливает и определяет порядок выплаты ежемесячной пенсии за выслугу лет.
24 декабря 2008 года Локтевским районным Советом депутатов приняты решения «О районном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 г.г.» и «О финансировании расходов по пенсионному обеспечению муниципальных служащих муниципального образования Локтевский район», в которых предусмотрены денежные расходы на пенсионное обеспечение за выслугу лет на период до 2011 года.
Решением Локтевского районного Совета депутатов от 28.05.2009 г. № 83 «О внесении изменений и дополнений в решение районного Совета депутатов от 24.12.2008 г. № 28 «О районном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 г.г.» были внесены изменения, предусматривающие прекращение финансирования пенсионного обеспечения за выслугу лет, а также было дополнительно утверждено приложение №25, согласно которому на период с 01 января по 31 декабря 2009 года было приостановлено действие решений районного Совета депутатов от 29.05.2008 г. №319 «Об утверждении Положения о пенсионном обеспечении муниципальных служащих МО Локтевский район» и от 24.12.2008 года № 32 «О финансировании расходов по пенсионному обеспечению муниципальных служащих МО «Локтевский район».
Согласно приложения № 11 решения районного Совета депутатов от 25.12.2009 года «О районном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 г.г.», действие выше перечисленных решений приостанавливается на период с 01 января по 31 декабря 2010 год.
Однако решением Локтевского районного суда от 28 сентября 2010 г. вышеназванные решения Локтевского районного Совета депутатов от 28 мая 2009 г. № 83 и от 25 декабря 2009 г. № 122 в части приостановления ранее принятых решений районного Совета депутатов от 29 мая 2008 г. № 319 и от 24 декабря 2008 г. № 32 признаны недействующими с момента их принятия.
Определением коллегии по гражданским делам АКС от 10.11.2010 г. решение суда в части признания недействующим с момента принятия решения Локтевского районного Совета депутатов АК от 28.05.2009 г. №83 «О внесении изменений и дополнений в решение районного Совета депутатов от 24.12.2008 г. № 28 «О районном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» в части приостановления действия на период с января по 31 декабря 2009 года решения Локтевского районного Совета депутатов АК от 29.05.2008 г. № 319 «Об утверждении Положения о пенсионном обеспечении муниципальных служащих муниципального образования Локтевский район», а также решения Локтевского районного совета депутатов АК от 24.12.2008 г. № 32 «О финансировании расходов по пенсионному обеспечению муниципальных служащих муниципального образования «Локтевский район» отменено, производство по делу в этой части прекращено.
Постановлением главы Администрации Локтевского района от 05.02.2009 года № 77 Мищенко Л.Д., имеющей полный муниципальный стаж 36 лет 4 месяца 19 дней, установлена ежемесячная пенсия за выслугу лет из расчета 75 процентов денежного содержания с 01.01.2009 года, бухгалтерии Администрации района поручено производить ежемесячную выплату этой пенсии. Однако до сих пор к выплате пенсии Администрация района не приступила.
В результате нарушения действующего законодательства и не выполнения собственных решений орган местного самоуправления Локтевского района за период ***допустил перед Мищенко Л.Д. задолженность по выплате пенсии за выслугу лет в размере ***.
Таким образом, указанными бездействиями Администрации Локтевского района нарушаются права Мищенко Л.Д. на дополнительное пенсионное обеспечение.
Конвенцией «О защите прав человека и основных свобод» от 04.11.1950 г. каждому гарантируется право на справедливое судебное разбирательство. В силу ст. 13 названной Конвенции каждый имеет право на эффективное средство государственной защиты.
Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с исковым заявлением независимо от возраста гражданина, если основанием для заявления является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов.
Необходимость обращения прокуратуры Локтевского района в суд в интересах Мищенко Л.Д. обусловлена её юридической неграмотностью, пенсионным возрастом.
Прокурор просит взыскать в пользу Мищенко Л.Д. из средств бюджета муниципального образования «Локтевский район» Алтайского края задолженность по невыплаченной пенсии за выслугу лет за период с *** в размере ***.
В ходе судебного разбирательства по ходатайству истца к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Администрация Локтевского района и Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Локтевского района.
В судебном заседании истица Мищенко Л.Д. уточнила исковые требования: просила взыскать с надлежащего ответчика за счет средств местного бюджета задолженность по выплате пенсии за выслугу лет в размере *** за период времени с *** г., пояснив, что в иске прокурором района допущена описка в указании даты окончания периода образования задолженности - вместо верного указания 01.11.2010 г., ошибочно указано - октябрь 2010 г., хотя фактически расчеты произведены верно. Просила исковые требования удовлетворить по основаниям, указанным в иске, дополнив, что с *** она не работает, является пенсионером. За указанный период получала только трудовую пенсию по старости. До настоящего времени задолженность по выплате пенсии за выслугу лет ей не выплачена.
В судебном заседании помощник прокурора Локтевского района Удачин И.Б. исковые требования уточнил: просил взыскать с надлежащего ответчика в пользу Мищенко Л.Д. за счет средств местного бюджета задолженность по выплате пенсии за выслугу лет в размере *** копеек за период времени с ***., пояснив, что в иске допущена описка в указании даты окончания периода образования задолженности - вместо верного указания ***., ошибочно указано - ***., хотя фактически расчеты произведены за период времени *** В обоснование иска дал пояснения, аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представители ответчиков - муниципального образования «Локтевский район», Администрации Локтевского района, КФНКП Администрации Локтевского района в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом. Представитель Администрации Локтевского района просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Судом с учетом мнения стороны истца рассмотрение дела продолжено в отсутствие не явившихся представителей ответчиков.
Суд, выслушав объяснения помощника прокурора, исследовав и оценив представленные доказательства как каждое в отдельности, так и в их совокупности, приходит к следующему:
Согласно ст.39 Конституции РФ «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потере кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом».
Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определённых законом случаях и размерах.
В соответствии со статьей 24 ч.1 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», ст.9 ч.1 Закона Алтайского края от 7 декабря 2007 года №134-ЗС «О муниципальной службе в Алтайском крае» на муниципального служащего распространяются в полном объеме права государственного гражданского служащего в области пенсионного обеспечения, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
Согласно ст.7 п.4 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Во исполнение приведенных нормативно - правовых актов решением Локтевского районного Советов депутатов Алтайского края № 319 от 29.05.2008 г. принято решение «Об утверждении Положения о пенсионном обеспечении муниципальных служащих муниципального образования «Локтевский район» (далее Положение). Решение введено в действие с 1 января 2009 года.
Данным Положением установлен и определен порядок выплаты ежемесячной пенсии за выслугу лет муниципальным служащим, замещавшим должности муниципальной службы муниципального образования Локтевский район, при этом выплата пенсии установлена за счет средств районного бюджета.
Решением Локтевского районного Совета депутатов Алтайского края № 32 от 24.12.2008 г. принято, что финансирование расходов по пенсионному обеспечению муниципальных служащих муниципального образования Локтевский район является расходным обязательством муниципального образования Локтевский район и осуществляется из районного бюджета за счет собственных доходов по соответствующим статьям бюджетной классификации в соответствии с решением о районном бюджете на соответствующий финансовый год (п.1). Органом, ответственным за реализацию полномочия по пенсионному обеспечению муниципальных служащих муниципального образования «Локтевский район» является Администрация Локтевского района.
Решением районного Совета депутатов от28.05.2009 г. № 83 «О внесении изменений и дополнений в решение районного Совета депутатов от 24.12.2008 г. №28 «О районном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» действие решения Локтевского районного Совета депутатов от 29.05.2008 г. № 319 «Об утверждении Положения о пенсионном обеспечении муниципальных служащих муниципального образования Локтевский район» и решения Локтевского районного Совета депутатов от 24.12.2008 г. № 32 «О финансировании расходов по пенсионному обеспечению муниципальных служащих муниципального образования «Локтевский район» было приостановлено на период с 1 января по 31 декабря 2009 года.
Кроме того, решением районного Совета депутатов от25.12.2009 г. № 122 «О районном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» действие решения Локтевского районного Совета депутатов от 29.05.2008 г. № 319 «Об утверждении Положения о пенсионном обеспечении муниципальных служащих муниципального образования «Локтевский район» и решения Локтевского районного Совета депутатов от 24.12.2008 г. № 32 «О финансировании расходов по пенсионному обеспечению муниципальных служащих муниципального образования Локтевский район» было приостановлено на период с 1 января по 31 декабря 2010 года.
Вместе с тем, решением Локтевского районного суда от 28 сентября 2010 года вышеуказанные решения в части приостановления действий по выплате назначенных пенсий признаны недействующими. Указанным решением установлена незаконность действий Локтевского районного Совета депутатов в части приостановления пенсионного обеспечения муниципальных служащих, замещавших должности муниципальной службы в муниципальном образовании «Локтевский район»; приостановление выплаты ежемесячной пенсии за выслугу лет муниципальным служащим без установления на это время какого - либо компенсационного механизма, позволяющего устранить негативные последствия, вызванные её отменой, нарушает права заявителя на дополнительное пенсионное обеспечение.
Определением коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 10 ноября 2010 года указанное решение в части признания недействующим с момента принятия решения Локтевского районного Совета депутатов Алтайского края от 28.05.2009 г. № 83 «О внесении изменений и дополнений в решение районного Совета депутатов от 24.12.2008 г. № 28 «О районном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» в части приостановления действия на период с января по 31 декабря 2009 года решения Локтевского районного Совета депутатов Алтайского края от 29.05.2008 года № 319 «Об утверждении Положения о пенсионном обеспечении муниципальных служащих муниципального образования «Локтевский район», а также решения Локтевского районного Совета депутатов Алтайского края от 24.12.2008 года № 332 «О финансировании расходов по пенсионному обеспечению муниципальных служащих муниципального образования «Локтевский район» отменено, производство по делу в этой части прекращено.
Постановлением Администрации Локтевского района Алтайского края от 05.02.2009 года № 77 в соответствии с решением районного Совета депутатов от 29.05.2008 г. № 319 «Об утверждении Положения о пенсионном обеспечении муниципальных служащих муниципального образования «Локтевский район», Мищенко Л.Д. с 01.01.2009 года назначена ежемесячная пенсия за выслугу лет, из расчета 75 процентов денежного содержания.
Производство ежемесячной выплаты возложено на Администрацию района.
Выплаты пенсии за выслугу лет за период с *** не производились, что подтверждается справкой Администрации Локтевского района Алтайского края № 95 от28.01.2011г. (л.д.13).
В соответствии со ст.34 Федерального закона от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» финансирование муниципальной службы осуществляется за счет средств местных бюджетов.
В соответствии с п.15 Положения ежемесячная выплата пенсии за выслугу лет осуществляется бухгалтерской службой администрации района.
Соответственно, взыскание образовавшейся задолженности по пенсионному обеспечению необходимо производить с Администрации Локтевского района за счет средств местного бюджета.
Решением Локтевского районного Совета депутатов Алтайского края от 27.10.2010 г. внесены изменения в решение Локтевского районного Совета депутатов от 29.05.2008 г. № 319 «Об утверждении Положения о пенсионном обеспечении муниципальных служащих муниципального образования «Локтевский район». Так, размер пенсии лицам, замещавшим соответствующие должности муниципальной службы составляют фиксированные суммы.
Указанный муниципальный акт вступил в законную силу с момента его официального опубликования в газете «К новым рубежам», то есть с 04 ноября 2010 года. Соответственно, с указанной даты он подлежит применению, поскольку действует и никем не оспорен.
Проверив представленный расчет суммы задолженности, не оспоренный ответчиком, суд приходит к следующему.
Согласно п.4 Положения размер пенсии за выслугу лет при наличии стажа муниципальной службы не менее 15 лет составляет 45 % среднемесячного денежного содержания муниципального служащего за вычетом базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости (инвалидности).
За каждый полный год стажа муниципальной службы свыше 15 лет пенсия за выслугу лет увеличивается на 3 % среднемесячного денежного содержания муниципального служащего. При этом общая сумма указанных частей пенсии по старости (инвалидности) и пенсии за выслугу лет не может превышать 75 % среднемесячного денежного содержания муниципального служащего.
В соответствии с п.5 Положения размер среднемесячного денежного содержания, исходя из которого лицу, замещавшему должность муниципальной службы, назначается пенсия за выслугу лет, не может превышать 2,3 должностного оклада по замещавшейся должности муниципальной службы (с учетом районного коэффициента, установленного в соответствии с законодательством РФ).
Оклад по муниципальной должности, которую замещала истица, составлял ежемесячно ***, что подтверждается справкой Администрации Локтевского района от ***. (л.д.13).
Размер денежного содержания (п.5 Положения) составляет *** где
*** - оклад по замещаемой должности;
2,3 - количество окладов по п.5 Положения (размер денежного содержания, из которого определяется пенсия за выслугу лет);
1,15 - районный коэффициент в размере 15 %, установленный на территории Локтевского района;
0,75- доля денежного содержания в размере 75 % для исчисления пенсии за выслугу лет).
В указанный период времени истица получала трудовую пенсию по старости.
В соответствии с Федеральным законом РФ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001 г., размер базовой части трудовой пенсии по старости составлял:
на *** - ***,на *** - ***,на *** - ***,на *** - ***.
С учетом сведений ГУ-УПФР в Локтевском районе о размерах ежемесячно выплачиваемой Мищенко Л.Д. трудовой пенсии по старости за период с ***., а также учитывая, что пенсия за выслугу лет не может быть ниже установленного законодательством РФ размера базовой части трудовой пенсии по старости (п.8 Положения), сумма задолженности по выплате пенсии за выслугу лет за указанный период составляет: *** Указанная сумма подлежит взысканию с Администрации Локтевского района за счет средств местного бюджета.
Статьёй 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобождён, взыскивается с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, в местный бюджет, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Ответчик в силу закона также освобожден от уплаты госпошлины, соответственно она не подлежит взысканию
Руководствуясь ст. ст. 194 -199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора *** в интересах Мищенко Л.Д. удовлетворить.
Взыскать с Администрации Локтевского района Алтайского края за счет средств местного бюджета в пользу Мищенко Л.Д. задолженность по выплате пенсии за выслугу лет за период с *** по *** в размере ***
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд путём подачи кассационной жалобы или представления через Локтевский районный суд Алтайского края в течение 10 дней со дня составления решения в окончательной форме.
Судья И.С.Фуртова
Разрешаю опубликовать на сайте Локтевского районного суда
Судья И.С. Фуртова