Дело № 2-360/2011 Р Е Ш Е Н И Е г. Горняк 07 июня 2011 года Локтевский районный суд Алтайского края в составе: председательствующего судьи Фуртовой И.С., при секретаре Усачевой Л.В., с участием помощника прокурора Калинина И.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц Российской Федерации к Администрации Гилевского сельсовета Локтевского района, Администрации Локтевского района об организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, У С Т А Н О В И Л: В Локтевский районный суд с исковым заявлением к Администрации Гилевского сельсовета Локтевского района, Администрации Локтевского района об организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов обратился Алтайский межрайонный природоохранный прокурор. В обоснование своих требований указал, что Алтайской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об отходах производства и потребления на территории Локтевского района Алтайского края. В соответствии с информацией администрации Локтевского района от 03.02.2011 в сельских советах Локтевского района отсутствует документация для размещения отходов с экспертными заключениями в связи с отсутствием необходимых средств в бюджете. Отходы, образующиеся в границах Гилевского сельсовета Локтевского района размещаются на свалках, расположенных на землях поселения, на западной окраине с. Гилево и на юго-восточной окраине с.Гилево, площадью соответственно 2 и 1,5 га. Начало эксплуатации свалок - 1990, 1991 годы. Установлено, что на территории Гилевского сельсовета Локтевского района не организованы сбор, вывоз, утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов: нет нормативно- правовых актов по вопросам сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, место централизованного хранения и захоронения отходов производства и потребления с отведенным в установленном порядке земельным участком на территории Гилевского сельсовета Локтевского района отсутствует, категория земельного участка под свалкой не соответствует целевому назначению земель, место размещения отходов не включено в государственный реестр объектов размещения отходов, не ведется учет поступающих отходов, нет схемы санитарной очистки населенного пункта, программы производственного контроля, лабораторные исследования почвы, атмосферного воздуха в месте размещения отходов не проводятся, нет организации, имеющей лицензию на осуществление соответствующих видов деятельности. Выявленные нарушения подтверждаются информацией Администрации Локтевского района от 03.02.2011 г., информацией Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края от 04.02.2011 г., информацией Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю от 04.02.2011 г., информацией Администрации Гилевского сельсовета Локтевского района. Таким образом, на территории Гилевского сельсовета Локтевского района не организованы сбор, вывоз, утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов. Согласно п.1 ст.22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. На основании п.1 ст.51 ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность населения должны полигоны твердых бытовых отходов (ТБО), которые являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО. На полигонах обеспечивается статическая устойчивость ТБО с учетом динамики уплотнения, минерализации, газовыделения, максимальной нагрузки на единицу площади, возможности последующего рационального использования участка после закрытия полигонов. Согласно п.2.1 Санитарных правил СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» полигоны могут быть организованы для любых по величине населенных пунктов. Рекомендуется создание централизованных полигонов для групп населенных пунктов. В соответствии с п.1 ст.12 ФЗ от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. На основании п.п.2.2, 2.3 Санитарных правил СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» выбранный участок для устройства полигона должен иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам. Организацией, эксплуатирующей полигон разрабатываются регламент и режим работы полигона, инструкции по приему бытовых отходов, с учетом требований производственной санитарии для работающих на полигоне, обеспечивается контроль за составом поступающих отходов, осуществляется контроль за распределением отходов в работающей части полигона, обеспечивается технологический цикл по изоляции отходов. Таким образом, обезвреживание твердых бытовых отходов необходимо осуществлять только в строго отведенных местах - полигонах твердых бытовых отходов. При этом, согласно п.2 ст.51 ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещен сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. В нарушение законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения сбор, вывоз, утилизация и переработка отходов на территории Гилевского сельсовета Локтевского района надлежащим образом не организованы. В силу п.п 18 п.1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Под сбором отходов понимается прием или поступление отходов от физических и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов. К полномочиям органов местного самоуправления муниципального района на основании п.п. 14 п.1 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Под размещением отходов понимается их хранение и захоронение. Хранение отходов- это содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования. Захоронение- изоляция отходов, не подлежащих использованию в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду. До настоящего времени надлежащее место для проведения утилизации и промышленных отходов не определено. Его отсутствие свидетельствует о том, что на протяжении всего существования населенных пунктов в границах сельсовета этот вопрос не решался ни администрацией Локтевского района, ни администрацией Гилевского сельсовета. В сложившейся ситуации администрация Гилевского сельсовета должна надлежащим образом организовать сбор, вывоз отходов в границах сельсовета, а администрация Локтевского района - их утилизацию и переработку. В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Просит обязать администрацию Гилевского сельсовета Локтевского района организовать в соответствии с требованиями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, законодательства об отходах производства и потребления сбор, вывоз бытовых отходов в границах Гилевского сельсовета Локтевского района; обязать администрацию Локтевского района организовать в соответствии с требованиями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, законодательства об отходах производства и потребления утилизацию и переработку бытовых отходов, образующихся в границах Гилевского сельсовета Локтевского района. В судебном заседании помощник прокурора Локтевского района Алтайского края Калинин И.А. заявленные Алтайским межрайонным природоохранным прокурором требования поддержал в полном объеме, просил суд удовлетворить заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика - Администрации Гилевского сельсовета Локтевского района в судебное заседание не явился, согласно телефонограммы направленной в адрес суда указал, что исковые требования Алтайского межрайонного природоохранного прокурора признает в полном объеме, считает их законными и обосноваными. Представитель ответчика - администрации Локтевского района П.А.В в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был уведомлен надлежащим образом, рассмотреть дело в его отсутствие не просил. Представитель третьего лица Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды М.М.В. суду пояснила, что исковые требования прокурора предъявлены законно и обоснованно, подтвердила факт наличия на территории Гилевского сельсовета несанкционированной свалки отходов. Представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю ФИО7 в судебном заседании пояснил, что исковые требования прокурора предъявлены законно и обоснованно, подтвердил факт наличия на территории Гилевского сельсовета несанкционированной свалки отходов. Суд, выслушав объяснение истца, представителей третьих лиц, исследовав материалы дела, приходит к выводу об обоснованности исковых требований Алтайского межрайонного природоохранного прокурора и необходимости их удовлетворения по следующим основаниям. Право граждан на благоприятную окружающую среду предусмотрено ст.42 Конституции Российской Федерации и ст.11 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды». В соответствии с ч.1, абз.2 ч.2 ст.51 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Аналогичные положения закреплены в ст.22 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». По смыслу вышеприведенных норм закона, деятельность по обращению с отходами включает в себя несколько этапов, деятельности по утилизации отходов предшествует деятельность, связанная со сбором и транспортировкой отходов в места, установленные для их хранения и захоронения. При этом законодательство в области охраны окружающей природной среды полномочия по сбору и вывозу отходов и полномочия по утилизации отходов относит к компетенции различных органов. Так, в силу п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения муниципального района. На основании положений п. 18 ч. 1 ст. 14 этого же закона к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Положениями ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Такие же нормы содержатся в ст. 7 Закона Алтайского края от 11 февраля 2008 года № 11-ЗС «Об обращении с отходами производства и потребления в Алтайском крае». Следовательно, полномочия по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора законом отнесены к компетенции органов местного самоуправления поселения, а полномочия по утилизации указанных отходов к компетенции органов местного самоуправления муниципального района. Согласно материалов дела отходы образующиеся в границах Гилевского сельсовета Локтевского района расположены на землях поселения на западной окраине с. Гилево и на юго- восточной окраине с. Гилево, площадью 2 и 1,5 ГА. Данное обстоятельство подтверждается актом Межрайонного отдела экологического контроля Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края от 02 апреля 2011 года (л.д.46). Таким образом, требования прокурора направлены на обеспечение реализации органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них федеральным законом, и на защиту прав жителей Гилевского сельсовета Локтевского района на благоприятную окружающую среду. Действующим законодательством не предусмотрены конкретные способы реализации полномочий по организации утилизации бытовых отходов, не предусмотрена и зависимость данных полномочий от наличия или отсутствия полигона для утилизации, либо перерабатывающего отходы предприятия. Органы местного самоуправления вправе самостоятельно выбирать способы утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Так, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета (подп.1 п.1 ст.14, подп.1 п.1 ст.15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). В соответствии со статьями 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Таким образом, отсутствие в бюджете Локтевского района Алтайского края денежных средств на утилизацию и переработку бытовых отходов не освобождает их от решения вопросов местного значения, отнесенных к их компетенции. Суд полагает, что исковые требования Алтайского межрайонного природоохранного прокурора об обязании Администрации Гилевского сельсовета Локтевского района организовать в соответствии с требованиями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, законодательства об отходах производства и потребления сбор, вывоз бытовых отходов в границах Гилевского сельсовета Локтевского района, обязании администрации Локтевского района организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, образующихся в границах Гилевского сельсовета Локтевского района обоснованны, поскольку неисполнение Администрациями Локтевского района, Гилевского сельсовета Локтевского района обязанностей, возложенных на них законами, создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а также нарушает интересы РФ. Руководствуясь ст. ст. 194 -199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц Российской Федерации к Администрации Гилевского сельсовета Локтевского района, Администрации Локтевского района удовлетворить. Обязать Администрацию Гилевского сельсовета Локтевского района организовать в соответствии с требованиями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, законодательства об отходах производства и потребления сбор, вывоз бытовых отходов в границах Гилевского сельсовета Локтевского района. Обязать Администрацию Локтевского района организовать в соответствии с требованиями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, законодательства об отходах производства и потребления утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, образующихся в границах Гилевского сельсовета Локтевского района. Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 дней со дня его составления в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы в Локтевский районный суд. Судья И.С. Фуртова Разрешаю опубликовать на сайте Локтевского районного суда И.о. председателя Локтевского районного суда И.С. Фуртова