Решение по гражданскому делу по иску прокурора Локтевского района к ОАО `Алтайкрайэнерго`.



Дело № 2-444

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 июня 2011г. г. Горняк

Локтевский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Сивериной Н.А.,

с участием заместителя прокурора Локтевского района Алтайского края Ефимовой Н.В.,

при секретаре Романычевой С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Локтевского района в интересах Устиновой Л.А. к ОАО «Алтайкрайэнерго», Управлению социальной защиты населения по Локтевскому району о признании незаконными действий по применениюнорматива потребления, возложении обязанности произвести перерасчет и выплатить компенсацию расходов по оплате за электроэнергию,

У С Т А Н О В И Л:

В Локтевский районный суд в интересах Устиновой Л.А. с иском к ОАО «Алтайкрайэнерго», Управлению социальной защиты населения по Локтевскому району о признаниинезаконными действийпо применениюнорматива потребления, возложении обязанности произвести перерасчет и выплатить компенсацию расходов по оплате за электроэнергию, обратился прокурор Локтевского района.

Исковые требования прокурор мотивировал тем, что ОАО «Алтайкрайэнерго» в нарушение положений ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению утверждаются органами государственной власти субъектов РФ, для определения мер социальной поддержки Устиновой Л.А., как ветерану труда, применяет норматив потребления, установленный решением Локтевского районного Совета депутатов от 28.02.2005г. № 52 «Об установлении потребления коммунальных услуг». Между тем,нормативы потребления электроэнергии в Алтайском крае утверждены решением Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края от 25.10.2006г. № 10 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению». Незаконное применениеответчикомнорматива потребления по электроснабжению в размере 50 кВт.ч, установленного органом местного самоуправления, приводит к необоснованному уменьшению для истца размера денежной компенсации оплаты коммунальных услуг по электроснабжению, предусмотренной законодательством.

Прокурор просит суд признать незаконными действия ОАО «Алтайкрайэнерго» в лице его филиала «Змеиногорские межрайонные электрические сети» по применению норматива потребления электроэнергии 50 кВт/ч в месяц при расчете денежного эквивалента по оплате услуг по электроснабжению, входящего в состав компенсации по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, в отношении Устиновой Л.А. с 12.11.2007г. по 31.03.2011г.

Обязать ОАО «Алтайкрайэнерго» в лице его филиала «Змеиногорские межрайонные электрические сети» произвести Устиновой Л.А. перерасчет денежного эквивалента по оплате за услуги по электроснабжению, исходя из норматива потребления, установленного решением Главного управления экономики и инвестиции Алтайского края от 25.10.2006г. № 10 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению», в размере 81 кВт/час в месяц за период с 12.11.2007г. по 31.07.2010г., в размере 124 кВт/час в месяц за период с 01.08.2010г. по 31.03.2011г. исходя из норматива, установленного решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 28.07.2010г. № 22.

Обязать ОАО «Алтайкрайэнерго» выплатить Устиновой Л.А. денежную компенсацию недополученной скидки по оплате за услуги по электроснабжению за период с 12.11.2007г. по 31.03.2008г. включительно, рассчитанную исходя из норматива потребления, установленного решением Главного управления экономики и инвестиции Алтайского края от 25.10.2006г № 10 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению».

Обязать Управление социальной защиты населения по Локтевскому району выплатить Устиновой Л.А. недополученную сумму компенсации денежного эквивалента мер социальной поддержки за период с 01.04.2008г. по 31.03.2011г. включительно, согласно произведенному ОАО «Алтайкрайэнерго» в лице его филиала «Змеиногорские межрайонные электрические сети» перерасчету.

В ходе судебного разбирательства заместитель прокурора с согласия истицы отказался от иска к ОАО «Алтайкрайэнерго» в части обязания произвести перерасчет денежного эквивалента по оплате за услуги по электроснабжению за период с 12.11.2007г. по 31.03.2011г. в соответствии с решением Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края № 10 от 25.10.2006 г. и решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 28.07.2010г. № 22.

В указанной части иска производство по делу судом прекращено.

В судебном заседании заместитель прокурора поддержала исковые требования в остальной части, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.

Истица Устинова Л.А. в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, просила рассмотреть дело в её отсутствие.

Представитель ответчика Управления социальной защиты населения по Локтевскому району в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, просила рассмотреть дело в её отсутствие. Согласно возражения на исковое заявление, Управление социальной защиты населения по Локтевскому району не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку не производит расчет денежного эквивалента предоставленной Устиновой Л.А, меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг. Данная обязанность возложена на энергоснабжающую организацию. При перерасчете размера полагающейся компенсации расходов и предоставлении этого перерасчета в Управление социальной защиты населения, выплаты льготникам будут произведены в бесспорном порядке.

Представители ответчика ОАО «Алтайкрайэнерго», третьего лица на стороне ответчика – филиала «Змеиногорские межрайонные электрические сети» ОАО «Алтайкрайэнерго» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие. Судом, с учетом мнения участников, определено продолжить рассмотрение дела в отсутствие неявившихся представителей ответчика и третьего лица.

Выслушав участников, исследовав и оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам:

Устинова Л.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, зарегистрирована и проживает в трехкомнатной благоустроенной квартире по адресу: <адрес>. Квартира оборудована стационарной электроплитой. Истица является ветераном труда. Данные обстоятельства подтверждаются и не оспариваются обеими сторонами, а также подтверждаются удостоверением ветерана труда, выданным на имя Устиновой Л.А..

Согласно представленных документов ОАО «Алтайкрайэнерго» Устиновой Л.А., как ветерану труда, предоставлены льготы по оплате электроэнергии. Истица пользуется льготой с 12.11.2007г. Управлением социальной защиты населения по Локтевскому району выплачивалась компенсация расходов на оплату электроэнергии, исходя из норматива потребления электроэнергии в размере 50 квт/ч и тарифа оплаты 1,97 рубля за 1 квт/ч.

Норматив потребления для определения мер социальной поддержки 50 кВт/час установлен постановленияЛоктевского районного Совета депутатов Алтайского края от 28.02.2005г. № 52 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг», и применялся энергоснабжающей организацией при определении размера компенсации по оплате потребленной электроэнергии потребителям электроэнергии, являющимся ветеранами труда.

В соответствии с ч.1 ст.157 Жилищного кодекса РФ, размер оплаты за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 12 января 1995г № 5-ФЗ «О ветеранах» (в ред. от 09.12.2010г), меры социальной поддержки ветеранов труда и граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 10 данного ФЗ, меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со ст.ст. 20, 22 настоящего Федерального закона, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Во исполнение приведенных положений федерального законодательства 01.12.2004г. принят Закон Алтайского края № 61-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов», вступающий в силу с 01.01.2005г, п. 4 ч. 1 ст. 3 которого установлены меры социальной поддержки ветеранов труда в виде компенсации 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг, в частности, на оплату электрической и тепловой энергии – в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг.

Таким образом, с 01 января 2005г меры социальной поддержки ветеранов труда, финансируемые за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации, устанавливаются субъектами Российской Федерации самостоятельно.

В целях реализации Закона Алтайского края № 61-ЗС, постановлением главы администрации Алтайского края от 01 августа 2006 года № 327 утверждено Положение о порядке предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям ветеранов, в п. 19 указанного Положения предусмотрено, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг осуществляются организациями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги и осуществляющими сбор платежей за оказанные услуги по месту жительства гражданина, на основании произведенных ими расчетов.

В Алтайском крае до 1 апреля 2008г. меры социальной поддержки предоставлялись в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 307 от 23 мая 2006г, согласно п. 43 которых, в случае если, в жилом помещении проживают потребители, которым в соответствии с законодательством РФ или законодательством субъектов РФ за счет средств соответствующих бюджетов предоставляются при оплате коммунальных услуг льготы в виде скидки, размер платы за коммунальные услуги уменьшается на величину скидки.

Порядок предоставления мер социальной поддержки (в том числе и ветеранам) на территории Алтайского края был изменен Законом Алтайского края № 156-ЗС от 27.12.2007г. «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае», вступившим в силу с 01.04.2008г, который установил, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в денежной форме в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - компенсация) (ст.2).

Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными нормативными правовыми актами и законами Алтайского края, указанными в ст. 1 настоящего Закона (п. 7 ст. 4).

Согласно п. 8 ст. 4 вышеуказанного закона АК, денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяются организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (организации – поставщики), данный закон вступил в действие с 01.04.2008 года.

Порядок определения размера денежных компенсаций и их выплаты регламентирован постановлением Администрации края от 1 апреля 2008г № 126 «Об утверждении Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае».

Согласно данных Правил, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг назначается органом социальной защиты населения, который формирует реестр получателей компенсации.

В соответствии с п. 15 Правил, расчет денежного эквивалента производят организации - поставщики услуг в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края по определению мер социальной поддержки в натуральной форме.

Пункт 16 Правил устанавливает, что денежный эквивалент мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых льготополучателем жилищно-коммунальных услуг, определяется по каждой жилищно-коммунальной услуге исходя из платежа за жилое помещение и коммунальные услуги, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически оплаченного льготополучателем за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента.

Таким образом, до 1 апреля 2008 г. на территории Алтайского края меры социальной поддержки предоставлялись при оплате коммунальных услуг в виде скидки, размер платы за коммунальные услуги уменьшался на величину скидки, с 01 апреля 2008г. они предоставляются в виде выплаты органом социальной защиты льготополучателю в денежной форме компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Размер мер социальной поддержки как до 01.04.2008г, так и после 01.04.2008г, определяется федеральным законодательством и законодательством субъекта РФ.

В соответствии со ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306 утверждены «Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг».

Согласно данных Правил, «норматив потребления коммунальных услуг» - это месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета.

Нормативы потребления электрической энергии на территории Алтайского края установлены Решением Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края от 25 октября 2006г № 10 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению».

Согласно Положения о Главном Управлении экономики и инвестиций Алтайского края, утвержденного Постановлением Администрации Алтайского края от 19.01.2006г. № 9, Управление является органом исполнительной власти Алтайского края.

Пунктом 4.35 Положения предусмотрено, что Управление осуществляет государственное регулирование предусмотренных Федеральным законом от 30 декабря 2004г № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995г № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», иными нормативными правовыми актами цен (тарифов), надбавок, наценок, устанавливает индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, а также нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению.

Таким образом, решение от 25 октября 2006г № 10, установившее нормативы потребления коммунальных услуг, принято Управлением в пределах его компетенции и соответствует требованиям ст. 157 ЖК РФ и Постановления Правительства РФ от 23 мая 2006г № 306 «Об утверждении правил установления и потребления коммунальных услуг».

Поскольку другие нормативы потребления коммунальных услуг, кроме установленных решением № 10 Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края, в Алтайском крае в установленном законом порядкев период с 01.01.2007г до 01.08.2010г не принимались, а меры социальной поддержки ветеранам труда согласно закона Алтайского края № 61-ЗС должны предоставляться в пределах норматива потребления, при предоставлении таких мер социальной поддержкидо 01.08.2010г следовало руководствоваться решением Главного управления экономики и инвестиций Алтайского краяот 25.10.2006г. № 10. Применение нормативов потребления коммунальных услуг, установленных органами местного самоуправления, в том числе решением Локтевского районного Совета депутатов от 28.02.2005г. № 52, незаконно. Необоснованное применение более низкого норматива потребления электроэнергии влечет нарушение права потребителей, имеющих звание «Ветеран труда», на получение льготы в полном объеме.

Исходя из характеристики и технической оснащенности жилого помещения, занимаемого Устиновой Л.А., норматив потребления услуг по электроснабжению для последнейсогласнорешения № 10 от 25.10.2006г. Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края,а также решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 28.07.2010г. № 22 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению», составлял больший размер, чем установлено органом местного самоуправления, применяемого энергоснабжающей организацией при исчислении денежного эквивалента льготы для истицы

Таким образом, сопоставив размерпредоставленных Устиновой Л.А. мер социальной поддержки в период с 12.11.2007г. по 31.03.2011г. с фактически потребленной ей услугой по электроснабжению, суд пришел к выводу, чтоприменение ОАО «Алтайкрайэнерго» в отношении Устиновой Л.А. норматива потребленияуслуг по электроснабжению за указанный период временив размере 50 кВт/час в месяц, нарушает права последней на получение льготы в полном объеме. Кроме того, применение энергоснабжающей организацией норматива потребления услуги в размере 50 кВт/час противоречит действующему законодательству РФ и Алтайского края, в связи с чем, суд считает, что требования прокурора о признании незаконными указанных действий ОАО «Алтайкрайэнерго», являются обоснованными и подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, требования прокурора о возложении на Управление социальной защиты населения по Локтевскому району обязанности выплатить Устиновой Л.А. денежную компенсацию недополученной суммы скидки по оплате услуг по электроснабжению, которая получаетсяв результате произведенного перерасчета с 12.11.2007г. по 31.03.2011г., суд считает подлежащими удовлетворению.

На ОАО «Алтайкрайэнерго» подлежит возложению обязанность предоставить указанный перерасчет в Управление социальной защиты населения по Локтевскому району в установленный судом срок.

В соответствии с ч. 1 ст.103 ГПК РФ с ОАО «Алтайкрайэнерго» в доход Администрации Локтевского района подлежат взысканию государственная пошлина в размере 200 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Локтевского района в интересах Устиновой Л.А. удовлетворить.

Признать незаконными действия ОАО «Алтайкрайэнерго» по применению норматива потребления электроэнергии 50 кВт/ч в месяц при расчете с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ денежного эквивалента по оплате услуг по электроснабжению, входящего в состав компенсации по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, в отношении Устиновой Л.А..

Обязать ОАО «Алтайкрайэнерго» в течение 15 дней со дня вступления решения суда в законную силу предоставить в Управление социальной защиты населения по Локтевскому району перерасчет денежного эквивалента льготы ветерана труда Устиновой Л.А. по оплате коммунальных услуг по электроснабжению за период с 01.04.2008г. по 31.03.2011г. согласно норматива потребления электроэнергии, установленного решением Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края № 10 от 25.10.2006г. «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению», а также решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов № 22 от 28.07.2010г. «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению».

Обязать ОАО «Алтайкрайэнерго» выплатить Устиновой Л.А. денежную компенсацию недополученной скидки по оплате за коммунальные услуги по электроснабжению за период с 12.11.2007г. по 31.03.2008г. включительно, рассчитанную исходя из норматива потребления, установленного решением Главного управления экономики и инвестиции Алтайского края от 25.10.2006г № 10 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению».

Обязать Управление социальной защиты населения по Локтевскому району по получении от ОАО «Алтайкрайэнерго» перерасчетов денежного эквивалента льготы по оплате коммунальных услуг по электроснабжению, выплатить Устиновой Л.А. недополученную сумму компенсации денежного эквивалента льготы по оплате коммунальных услуг по электроснабжению за период с 01.04.2008г. по 31.03.2011г. включительно согласно предоставленного ОАО «Алтайкрайэнерго» перерасчета.

Взыскать с ОАО «Алтайкрайэнерго» в доход Администрации Локтевского района Алтайского края государственную пошлину в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение десяти дней со дня его составления в окончательной форме через Локтевский районный суд.

Судья Н.А. Сиверина

Решение в окончательной форме составлено «20» июня 2011 г.

Решение вступило в законную силу 01 июля 2011 года

Разрешаю разместить на сайте

Верно:

Судья Н.А. Сиверина

Председатель Локтевского

районного суда В.А. Зырянов