Дело № 2-427/2010 г. Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Горняк 09 июня 2011 года Локтевский районный суд Алтайского края в составе: председательствующего судьи Фуртовой И.С. при секретаре Усачевой Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Жуковой Е.Е. к администрации г.Горняка Локтевского района Алтайского края о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, У С Т А Н О В И Л: В Локтевский районный суд к администрации г.Горняка Локтевского района Алтайского края о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении обратилась Жукова Е.Е., указав, что Жукова Е.Е. является вдовой участника ВОВ, в силу своего возраста (более 80 лет), она крайне редко смотрит телевизор, радио у нее вообще отсутствует, а поэтому лишь недавно она узнала об обеспечении ветеранов ВОВ, их вдов жильем. Она обратилась в администрацию г. Горняка Локтевского района с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий (заявление подано 13.04.2011 г.). Заявление о постановке на учет со всеми прилагаемыми к нему документами было принято администрацией города в тот же день. 15 апреля 2011 года администрацией города принято решение об отказе в постановке ее на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Принимая данное решение, администрация города руководствовалась ст.53 ЖК РФ, посчитав, что продажа дома (*** внуку и его супруге есть ничто иное, как преднамеренное действие, в результате которого возникла нуждаемость в улучшении жилищных условий, т.е. появилось право на получение нового жилья. С данным решением она не согласна по следующим основаниям: 1) Отсутствие в жилищном законодательстве (ст.53 ЖК РФ) четкого перечня действий граждан, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, безусловно, неблагоприятный момент, поскольку «недобросовестному чиновнику» дается возможность для необоснованного отказа в постановке на учет гражданина, но при этом также и ответственные должностные лица становятся в «тупик» при принятии соответствующего решения, тем более что в норме фигурирует понятие «преднамеренное действие». Таким образом, даже при совершении гражданином действия, которое позволяет ему быть нуждающимся в жилье, необходимо давать оценку и субъективной стороне (обязательное наличие умысла) в момент совершения такого действия. В данном же случае ответчиком вообще не выяснялись причины продажи вышеназванного домовладения. 2) Кроме того, факт продажи дома состоялся 12.12.2006 года, а предполагаемое право на обеспечение жильем возникло лишь 21.12.2009 года, в связи с внесением изменений в Федеральный закон «О ветеранах» (ФЗ-327 «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах»). При этом на сегодняшний день уже сформирована и судебная практика, четко трактующая данную ситуацию в пользу вдов участников ВОВ. 3) Истиной причиной продажи дома является ее нетрудоспособность в силу возраста и состояния здоровья, ведь после продажи дома, внук и его супруга осуществляют за ней уход, оказывают различную помощь. Таким образом, полагает, что в сложившейся ситуации отсутствует признак преднамеренных действий с ее стороны, влияющих на возникновение права быть нуждающейся в жилом помещении. Просит признать решение администрации города Горняка Локтевского района от 15 апреля 2011 года об отказе в постановке её, Жуковой Е.Е., на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении незаконным. Просит обязать администрацию г. Горняка Локтевского района Алтайского края поставить Жукову Е.Е. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. В судебное заседание Жукова Е.Е. не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, указав, что доверяет представлять ее интересы в судебном заседании Князеву С.Г. которому она выдала в установленном законом порядке соответствующую доверенность. Представитель истца Князев С.Г. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить их по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика - администрации города Горняка Локтевского района – Шумков С.В. исковые требования Жуковой Е.Е.не признал, пояснив, что при разрешении заявления Жуковой Е.Е. был собран определённый пакет документов, который подтверждал право Жуковой Е.Е. на обращение в администрацию города с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся, однако при рассмотрении заявления Жуковой Е.Е. и изучении представленных документов были установлены преднамеренные действия со стороны истицы с целью быть нуждающейся в жилом помещении, в связи с чем, в постановке на учет, Жуковой Е.Е. было отказано. Суд, выслушав мнение представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований и необходимости их удовлетворении по следующим основаниям. Одной из мер социальной поддержки ветеранов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц, предусмотренной Федеральным законом от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», Федерального закона № 122-ФЗ от 22.08.2004 г., Указом Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов», Указом Президента РФ от 09.01.2010 г. № 30 «О внесении изменений в Указ Президента РФ от 07 мая 2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.»» является обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе. В соответствии со ст. 52 Жилищного Кодекса РФ, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства (часть 3). С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет (часть 4). Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов, органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган (часть 5). Аналогичные положения содержатся в ст. 4 Закона Алтайского края «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма». В силу ст. 51 ч.1 п.2 Жилищного кодекса РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются члены семьи собственника жилого помещения, обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. В соответствии с ч.4 ст. 50 Жилищного кодекса РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления (ч.5 ст.50 Жилищного кодекса). Горняцким городским Советом депутатов Локтевского района Алтайского края принято решение № 04 от 31.01.2006 г. об утверждении размера учетной нормы площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и учетной нормы предоставления гражданам жилого помещения по договору социального найма. Согласно п.1 указанного решения установлена учетная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, имеющих обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи 11,5 кв.м и менее. В соответствии со ст.53 ЖК РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения намеренных действий. Согласно п.3 ч.1 ст.54 ЖК РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный ст.53 ЖК РФ срок. Порядок постановки органом местного самоуправления в реестр лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, носит заявительный характер. Согласно копии свидетельства о браке (л.д.35), С.Е.Е. и Жуков М.К. вступили в брак ДД.ММ.ГГГГ. После регистрации брака супругам присвоены фамилии «Жуковы». Согласно удостоверения В №125600, выданного Жуковой Е.Е. ДД.ММ.ГГГГ, она является вдовой участника Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. Согласно копии свидетельства о государственной регистрации права (л.д.37), Ж.Н.В. на праве общей долевой собственности принадлежит 1\2 доля земельного участка по адресу: ***. Согласно копии свидетельства о государственной регистрации права (л.д.36) Ж.М.А. на праве общей долевой собственности принадлежит 1\2 доля земельного участка по адресу: ***. Согласно копии свидетельства о смерти (л.д.34), Ж.М.К. умер ДД.ММ.ГГГГ. Согласно копии свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, Жуков М.А. имеет на праве общей долевой собственности 1\2 долю жилого дома по адресу: ***. Согласно копии свидетельства о государственной регистрации права (л.д.30), Ж.Н.В. принадлежит на праве общей долевой собственности 1\2 доля квартиры по адресу: *** До ДД.ММ.ГГГГ Жуковой Е.Е. принадлежал на праве собственности жилой дом, расположенный по адресу: *** ДД.ММ.ГГГГ Жукова Е.Е. обратилась в администрацию г.Горняка с заявлением о принятии её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, приложив к нему пакет требуемых документов. ДД.ММ.ГГГГ решением администрации г. Горняка ей было отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, обосновав свой отказ тем, что продажа дома по адресу: *** внуку и его супруге - преднамеренное действие, в результате которого появилась нуждаемость в улучшении жилищных условий, то есть появилось право на получение нового жилья. Таким образом в судебном заседании было установлено, что на момент обращения с заявлением в администрацию г. Горняка Жукова Е.Е. не имела в собственности жилого помещения. Проживала на момент обращения в администрацию города Горняка Локтевского района в жилом помещении – доме, принадлежащем на праве общей долевой собственности её внуку Ж.М.А. и его супруге Ж.Н.В.. Являясь членом их семьи, Жукова Е.Е. проживала в указанном жилом помещении. На момент обращения с заявлением в администрацию г. Горняка, в указанном доме было зарегистрировано и проживали 4 человека: Жукова Е.Е., Ж.М.А., Ж.Н.В., Ж.М.М.. На каждого из проживающих в доме приходится по 10,03 кв.м (40,1 кв.м : 4), что меньше учетной нормы, установленной решением Горняцкого городского Совета депутатов Локтевского района Алтайского края № 04 от 31.01.2006 г. (менее 11,5 кв.м). Таким образом совокупность вышеизложенных обстоятельств позволяет прийти к выводу о том, что Жукова Е.Е. в силу требований п.2 ч.1 ст.51 ЖК РФ является нуждающейся в жилом помещении, поскольку обеспечена общей площадью жилого помещения менее учетной нормы. Рассматривая доводы администрации г.Горняка относительно намеренности отчуждения истицей квартиры с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, то суд считает доводы представителя администрации г. Горняка в данной части необоснованными и не нашедшими своего подтверждения в ходе судебного разбирательства. Суд соглашается с доводами истицы, изложенными в исковом заявлении, а также с доводами её представителя о том, что отчуждение квартиры осуществлено 12 декабря 2006 года, то есть задолго до того, как Президентом Российской Федерации был издан Указ от 09.01.2010 г., который распространил право на обеспечение жильем участников Великой Отечественной войны (на Жукову Е.Е,. как на вдову участника ВОВ). Действия Жуковой Е.Е. и её родственников были продиктованы исключительно нуждаемостью истицы в постороннем уходе и в заботе о ней родственников. Отчуждая квартиру в декабре 2006 года, истец не могла предполагать, что получит право на обеспечение жилым помещением. Кроме того, тот факт, что Жукова Е.Е. обратилась в администрацию г. Горняка с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на пятый год после отчуждения квартиры, свидетельствует об отсутствии у неё намерения в декабре 2006 г. в результате продажи квартиры внуку приобрести право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. Таким образом, при установленных судом обстоятельствах, нельзя признать отказ Администрации города Горняка Локтевского района Алтайского края в постановке Жуковой Е.Е. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, законным и обоснованным, а поэтому требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме. В силу ст.98 ГПК РФ, с ответчика подлежат взысканию в пользу истца понесенные им судебные расходы, в связи с чем, с администрации города Горняка Локтевского района подлежит взысканию в пользу истца понесенные им судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины в размере 200 рублей 00 копеек. Руководствуясь ст. ст. 194 –199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Жуковой Е.Е. удовлетворить. Признать незаконным отказ администрации г. Горняка Локтевского района в постановке Жуковой Е.Е. на учет в качестве вдовы участника Великой Отечественной войны, нуждающейся в жилом помещении. Обязать администрацию г. Горняка поставить Жукову Е.Е., 08 июля 1929 года рождения, на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Взыскать с администрации г. Горняка Локтевского района в пользу Жуковой Е.Е. судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины в размере 200 рублей 00 копеек. Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы в Локтевский районный суд. Судья И.С. Фуртова Разрешаю опубликовать на сайте Локтевского районного суда: Судья И.С. Фуртова Председатель Локтевского районного суда В.А. Зырянов