признание незаконными норматива потребления



Дело № 2-474/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

7 июня 2011 г. г. Горняк

Локтевский районный суд Алтайского края в составе:

Председательствующей судьи Капустиной О.В.,

при секретаре Савенковой Е.А.,

с участием прокурора - Удачина И.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Локтевского района в защиту интересов Захаровой В.С. к ОАО «Алтайкрайэнерго», Управлению социальной защиты населения по Локтевскому району о признании незаконными действий по применению норматива потребления, возложении обязанности произвести перерасчет и выплатить компенсацию расходов по оплате за электроэнергию,

УСТАНОВИЛ:

В Локтевский районный суд с иском к ОАО «Алтайкрайэнерго», Управлению социальной защиты населения по Локтевскому району о признании незаконными действий по применению норматива потребления, возложении обязанности произвести перерасчет и выплатить компенсацию расходов по оплате за электроэнергию обратился прокурор Локтевского района Алтайского края в защиту интересов Захаровой В.С. .

В обоснование своих требований указал, что прокуратурой Локтевского района проведена проверка соблюдения законности при применении нормативов потребления электроэнергии, в ходе которой установлено следующее.

Согласно абз.2 ч.1 ст.424 Гражданского кодекса РФ в предусмотренных законом случаях подлежат применению цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. Как следует из ч.1 ст.157 Жилищного кодекса РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается, исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии – исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в установленном порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Управление устанавливает нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению (п.4.35 постановления администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ ). Решением Главного управления экономики и инвестиции Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению» утверждены нормативы и введены в действие с ДД.ММ.ГГГГ.

Захарова В.С. является ветераном труда, потребителем электроэнергии, с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время проживают вдвоем в трехкомнатной квартире, оборудованной стационарной электроплитой.

В соответствии с п.4 ч.1 ст.3 Закона Алтайского края «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов» ветеранам труда, достигшим возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, предоставляются следующие меры социальной поддержки: компенсация 50% расходов на оплату коммунальных услуг (в т.ч. электроэнергии).

Таким образом, при расчете денежного эквивалента по оплате за электроэнергию, входящего в состав компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг ему должен применяться норматив, установленный решением Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ в размере 96 кВт.ч. в месяц за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в размере 96 кВт.ч. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в размере 147 кВт.ч. в месяц за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Вместе с тем, при расчете мер социальной поддержки Захаровой В.С. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за потребленную электроэнергию применяется норматив потребления в размере 50 кВт.ч. на 1 человека в месяц, установленный решением Локтевского районного Совета депутатов о ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении потребления коммунальных услуг».

Таким образом, применение ответчиком незаконного норматива потребления по электроснабжению в размере 50 кВт.ч на 1 человека в месяц привело к необоснованному уменьшению размера денежной компенсации по оплате коммунальных услуг по электроснабжению, предусмотренной законодательством.

Меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными актами субъектов РФ.

До принятия Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ -ЗС, согласно п.4 ч.1 ст.3 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ -ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов», ветеранам труда предоставлялись меры социальной защиты в виде оплаты в размере 50% коммунальных услуг (электроэнергия – в пределах установленных нормативов потребления коммунальных услуг).

В силу п.4 ч.1 ст. 3 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ -ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов» (в редакции Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ -ЗС), ветеранам труда, достигшим возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, предоставляется компенсация 50% расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия – в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг).

В соответствии со ст.2, ч.ч.7-9 ст.9 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ -ЗС «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае» меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в денежной форме в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Размер данной компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными нормативными правовыми актами и законами Алтайского края. Денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными нормативными правовыми актами и законами Алтайского края, указанными в статье 1 настоящего Закона. Денежные эквиваленты мер социальной поддержки определяются организациями независимо от организационного – правовых форм и форм собственности, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Выплата компенсаций осуществляется уполномоченным органом ежемесячно до установленного в соответствии с частью 1 статьи 155 ЖК РФ срока внесения населением платы за жилое помещение и коммунальные услуги либо по выбору гражданина путем перечисления сумм компенсаций на имеющиеся или открываемые в выбранных гражданином банках личные счета либо через организации федеральной почтовой связи.

В силу ч.3 ст.7 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ -ЗС суммы компенсации, не полученные гражданином своевременно по вине уполномоченного органа или организации – поставщика услуг, выплачиваются за истекший период без ограничения срока.

Просит суд признать незаконными действия ОАО «Алтайкрайэнерго» в лице его филиала «Змеиногорские межрайонные электрические сети» по применению норматива потребления электроэнергии 50 кВт/ч в месяц при расчете денежного эквивалента по оплате услуг по электроснабжению, входящего в состав компенсации по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, в отношении Захаровой В.С. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Обязать ОАО «Алтайкрайэнерго» в лице его филиала «Змеиногорские межрайонные электрические сети» произвести Захаровой В.С. перерасчет денежного эквивалента по оплате за услуги по электроснабжению, исходя из норматива потребления, установленного Решением Главного управления экономики и инвестиции Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению», в размере 96 кВт./ч в месяц в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в размере 96 кВт/ч в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, решением Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ; в размере 147 кВт/ч. в месяц за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению».

Обязать Управление социальной защиты населения по Локтевскому району выплатить Захаровой В.С. недополученную сумму компенсации денежного эквивалента мер социальной поддержки за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно, согласно произведенному ОАО «Алтайкрайэнерго» в лице его филиала «Змеиногорские межрайонные электрические сети» перерасчету.

В судебном заседании помощник прокурора Локтевского района Удачин И.Б. отказался от иска к ОАО «Алтайкрайэнерго» в части обязания ОАО «Алтайкрайэнерго» в лице его филиала «Змеиногорские межрайонные электрические сети» произвести Захаровой В.С. перерасчет денежного эквивалента по оплате за услуги по электроснабжению, исходя из норматива потребления, установленного Решением Главного управления экономики и инвестиции Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению», в размере 96 кВт./ч в месяц в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в размере 96 кВт/ч в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, решением Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ; в размере 147 кВт/ч. в месяц за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению».

В указанной части иска производство по делу судом прекращено.

В судебном заседании помощник прокурора в остальной части поддержал исковые требования, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.

Истица Захарова В.С. поддержала исковые требования прокурора в полном объеме.

Представители ответчика ОАО «Алтайкрайэнерго», Управления социальной защиты населения по Локтевскому району третьего лица на стороне ответчика – филиала «Змеиногорские межрайонные электрические сети» ОАО «Алтайкрайэнерго» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие. Судом, с учетом мнения участников, определено продолжить рассмотрение дела в отсутствие неявившихся представителей ответчика и третьего лица.

Выслушав участников, исследовав и оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам:

Захаровой В.С. , ДД.ММ.ГГГГ рождения, зарегистрирована и проживает с 1992г. одна в двухкомнатной благоустроенной квартире по адресу: Алтайский край, Локтевский район, г. Горняк, ул. Квартира оборудована стационарной газовой плитой. Истица с ДД.ММ.ГГГГ является ветераном труда. Данные обстоятельства подтверждаются и не оспариваются сторонами, а также подтверждаются удостоверением ветерана труда, выданным на имя Захаровой В.С.

Согласно представленных документов ОАО «Алтайкрайэнерго» Захаровой В.С., как ветерану труда, с ДД.ММ.ГГГГ предоставлены льготы по оплате электроэнергии. Управлением социальной защиты населения по Локтевскому району в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выплачивалась компенсация расходов на оплату электроэнергии, исходя из норматива потребления электроэнергии в размере 50 квт/ч и тарифа оплаты 1,97 рубля за 1 квт/ч.

Норматив потребления для определения мер социальной поддержки 50 кВт/час установлен постановленияЛоктевского районного Совета депутатов Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг», и применялся энергоснабжающей организацией при определении размера компенсации по оплате потребленной электроэнергии потребителям электроэнергии, являющимся ветеранами труда.

В соответствии с ч.1 ст.157 Жилищного кодекса РФ, размер оплаты за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ), меры социальной поддержки ветеранов труда и граждан, приравненных к ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 10 данного ФЗ, меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со ст.ст. 20, 22 настоящего Федерального закона, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Во исполнение приведенных положений федерального законодательства ДД.ММ.ГГГГ принят Закон Алтайского края -ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов», вступающий в силу с ДД.ММ.ГГГГ, п. 4 ч. 1 ст. 3 которого установлены меры социальной поддержки ветеранов труда в виде компенсации 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг, в частности, на оплату электрической и тепловой энергии – в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг.

Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ меры социальной поддержки ветеранов труда, финансируемые за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации, устанавливаются субъектами Российской Федерации самостоятельно.

В целях реализации Закона Алтайского края -ЗС, постановлением главы администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о порядке предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям ветеранов, в п. 19 указанного Положения предусмотрено, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг осуществляются организациями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги и осуществляющими сбор платежей за оказанные услуги по месту жительства гражданина, на основании произведенных ими расчетов.

В Алтайском крае до ДД.ММ.ГГГГ меры социальной поддержки предоставлялись в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, согласно п. 43 которых, в случае если, в жилом помещении проживают потребители, которым в соответствии с законодательством РФ или законодательством субъектов РФ за счет средств соответствующих бюджетов предоставляются при оплате коммунальных услуг льготы в виде скидки, размер платы за коммунальные услуги уменьшается на величину скидки.

Порядок предоставления мер социальной поддержки (в том числе и ветеранам) на территории Алтайского края был изменен Законом Алтайского края -ЗС от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае», вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ, который установил, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в денежной форме в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - компенсация) (ст.2).

Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными нормативными правовыми актами и законами Алтайского края, указанными в ст. 1 настоящего Закона (п. 7 ст. 4).

Согласно п. 8 ст. 4 вышеуказанного закона АК, денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяются организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (организации – поставщики), данный закон вступил в действие с ДД.ММ.ГГГГ.

Порядок определения размера денежных компенсаций и их выплаты регламентирован постановлением Администрации края от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае».

Согласно данных Правил, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг назначается органом социальной защиты населения, который формирует реестр получателей компенсации.

В соответствии с п. 15 Правил, расчет денежного эквивалента производят организации - поставщики услуг в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края по определению мер социальной поддержки в натуральной форме.

Пункт 16 Правил устанавливает, что денежный эквивалент мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых льготополучателем жилищно-коммунальных услуг, определяется по каждой жилищно-коммунальной услуге исходя из платежа за жилое помещение и коммунальные услуги, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически оплаченного льготополучателем за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента.

Таким образом, до ДД.ММ.ГГГГ на территории Алтайского края меры социальной поддержки предоставлялись при оплате коммунальных услуг в виде скидки, размер платы за коммунальные услуги уменьшался на величину скидки, с ДД.ММ.ГГГГ они предоставляются в виде выплаты органом социальной защиты льготополучателю в денежной форме компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Размер мер социальной поддержки как до ДД.ММ.ГГГГ, так и после ДД.ММ.ГГГГ, определяется федеральным законодательством и законодательством субъекта РФ.

В соответствии со ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждены «Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг».

Согласно данных Правил, «норматив потребления коммунальных услуг» - это месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета.

Нормативы потребления электрической энергии на территории Алтайского края установлены Решением Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению».

Согласно Положения о Главном Управлении экономики и инвестиций Алтайского края, утвержденного Постановлением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ , Управление является органом исполнительной власти Алтайского края.

Пунктом 4.35 Положения предусмотрено, что Управление осуществляет государственное регулирование предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», иными нормативными правовыми актами цен (тарифов), надбавок, наценок, устанавливает индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, а также нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению.

Таким образом, решение от ДД.ММ.ГГГГ , установившее нормативы потребления коммунальных услуг, принято Управлением в пределах его компетенции и соответствует требованиям ст. 157 ЖК РФ и Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении правил установления и потребления коммунальных услуг».

Поскольку другие нормативы потребления коммунальных услуг, кроме установленных решением Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края, в Алтайском крае в установленном законом порядкев период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ не принимались, а меры социальной поддержки ветеранам труда согласно закона Алтайского края -ЗС должны предоставляться в пределах норматива потребления, при предоставлении таких мер социальной поддержкидо ДД.ММ.ГГГГ следовало руководствоваться решением Главного управления экономики и инвестиций Алтайского краяот ДД.ММ.ГГГГ . Применение нормативов потребления коммунальных услуг, установленных органами местного самоуправления, в том числе решением Локтевского районного Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ , незаконно. Необоснованное применение более низкого норматива потребления электроэнергии влечет нарушение права потребителей, имеющих звание «Ветеран труда», на получение льготы в полном объеме.

Исходяиз характеристики и технической оснащенности жилого помещения, занимаемого Захаровой В.С. норматив потребления услуг по электроснабжению для последнейсогласнорешения от ДД.ММ.ГГГГ Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края, составлял 96 кВт.ч. в месяц за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в размере 96 кВт.ч. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в размере 147 кВт.ч. в месяц за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Таким образом, сопоставив размерпредоставленных Захаровой В.С. мер социальной поддержки в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с фактически потребленной ею услугой по электроснабжению, суд пришел к выводу, чтоприменение ОАО «Алтайкрайэнерго» в отношении Захаровой В.С. норматива потребления услуг по электроснабжению за указанный период временив размере 50 кВт/час в месяц, нарушает права последней.

В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ с ОАО «Алтайкрайэнерго» в доход местного бюджета подлежат взысканию государственная пошлина в размере 200 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Локтевского района в интересах Захаровой В.С. удовлетворить частично.

Признать незаконными действия ОАО «Алтайкрайэнерго» в лице его филиала «Змеиногорские межрайонные электрические сети» по применению норматива потребления электроэнергии 50 кВт/ч в месяц при расчете денежного эквивалента по оплате услуг по электроснабжению, входящего в состав компенсации по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, в отношении Захаровой В.С. период с ДД.ММ.ГГГГ по 0104.2011г.

Обязать Управление социальной защиты населения по Локтевскому району выплатить Захаровой В.С. недополученную сумму компенсации денежного эквивалента мер социальной поддержки за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно, согласно произведенному ОАО «Алтайкрайэнерго» в лице его филиала «Змеиногорские межрайонные электрические сети» перерасчету.

Взыскать с ОАО «Алтайкрайэнерго» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд путём подачи кассационной жалобы или представления через Локтевский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Капустина О.В.

Решение вступило в законную силу 25.06.2011 г.

Разрешаю разместить на сайте Локтевского районного суда

Председатель суда В.А. Зырянов