признание незаконным действий по применению норматива потребления



Дело № 2-381/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 июня 2011г. г. Горняк

Локтевский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующей судьи Капустиной О.В.,

с участием помощника прокурора Локтевского района Алтайского края Калинин И.А., истицы Черепановой Л.А.,

при секретаре Савенковой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Локтевского района в интересах Черепановой Л.А. к ОАО «Алтайкрайэнерго», Управлению социальной защиты населения по Локтевскому району о признании незаконными действий по применению норматива потребления, возложении обязанности произвести перерасчет и выплатить компенсацию расходов по оплате за электроэнергию,

УСТАНОВИЛ:

В Локтевский районный суд в интересах Черепановой Л.А. с иском к ОАО «Алтайкрайэнерго», Управлению социальной защиты населения по Локтевскому району о признаниинезаконными действийпо применениюнорматива потребления, возложении обязанности произвести перерасчет и выплатить компенсацию расходов по оплате за электроэнергию, обратился прокурор Локтевского района.

Исковые требования прокурор мотивировал тем, что ОАО «Алтайкрайэнерго» в нарушение положений ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению утверждаются органами государственной власти субъектов РФ, для определения мер социальной поддержки, как ветерану труда, применяет норматив потребления, установленныйрешением Локтевского районного Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении потребления коммунальных услуг». Между тем,нормативы потребления электроэнергии в Алтайском крае утверждены решением Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению». Незаконное применение ответчиком норматива потребления по электроснабжению в размере 50 кВт.ч, установленного органом местного самоуправления, приводит к необоснованному уменьшению размера денежной компенсации истицы оплаты коммунальных услуг по электроснабжению, предусмотренной законодательством.

Прокурор просит суд признать незаконными действия ОАО «Алтайкрайэнерго» в лице его филиала «Змеиногорские межрайонные электрические сети» по применению норматива потребления электроэнергии 50 кВт/ч в месяц при расчете денежного эквивалента по оплате услуг по электроснабжению, входящего в состав компенсации по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, в отношении Черепановой Л.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Обязать ОАО «Алтайкрайэнерго» в лице его филиала «Змеиногорские межрайонные электрические сети» произвести Черепановой Л.А. перерасчет денежного эквивалента по оплате за услуги по электроснабжению, исходя из норматива потребления, установленного решением Главного управления экономики и инвестиции Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению», в размере 192 кВт. ч в месяц за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в размере 96 кВт.ч с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Обязать ОАО «Алтайкрайэнерго» выплатить Черепановой Л.А. денежную компенсацию недополученной скидки по оплате за услуги по электроснабжению за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно, рассчитанную, исходя из норматива потребления, установленного решением Главного управления экономики и инвестиции Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению» в размере 192 кВт/час в месяц.

Обязать Управление социальной защиты населения по Локтевскому району выплатить Черепановой Л.А. недополученную сумму компенсации денежного эквивалента мер социальной поддержки за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно, согласно произведенному ОАО «Алтайкрайэнерго» в лице его филиала «Змеиногорские межрайонные электрические сети» перерасчету.

В судебном заседании помощник прокурора Калинин И.А. уточнил исковые требования: просит признать незаконными действия ОАО «Алтайкрайэнерго» в лице его филиала «Змеиногорские межрайонные электрические сети» по применению норматива потребления электроэнергии 50 кВт/ч в месяц при расчете денежного эквивалента по оплате услуг по электроснабжению, входящего в состав компенсации по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, в отношении Черепановой Л.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Обязать ОАО «Алтайкрайэнерго» в лице его филиала «Змеиногорские межрайонные электрические сети» произвести Черепановой Л.А. перерасчет денежного эквивалента по оплате за услуги по электроснабжению, исходя из норматива потребления, установленного решением Главного управления экономики и инвестиции Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению», в размере 192 кВт. ч в месяц за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в размере 96 кВт.ч с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Обязать Управление социальной защиты населения по Локтевскому району выплатить Черепановой Л.А. недополученную сумму компенсации денежного эквивалента мер социальной поддержки за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно, согласно произведенному ОАО «Алтайкрайэнерго» в лице его филиала «Змеиногорские межрайонные электрические сети» перерасчету.

Помощник прокурора с согласия истицы отказался от иска к ОАО «Алтайкрайэнерго» в части обязания произвести перерасчет денежного эквивалента по оплате за услуги по электроснабжению за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с решением Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ

В указанной части иска производство по делу судом прекращено.

В судебном заседании помощник прокурора поддержала исковые требования, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.

Черепанова Л.А. поддержала исковые требования, по основаниям изложенным в первоначальном и уточненном исковом заявлениях, пояснив, что она проживает одна в двухкомнатной квартире в многоквартирном жилом доме. Квартира оборудована стационарной электроплитой.

Представители ответчика ОАО «Алтайкрайэнерго», Управления социальной защиты населения по Локтевскому району, третьего лица на стороне ответчика – филиала «Змеиногорские межрайонные электрические сети» ОАО «Алтайкрайэнерго» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие. Судом, с учетом мнения участников, определено продолжить рассмотрение дела в отсутствие неявившихся представителей ответчика и третьего лица.

Выслушав участников, исследовав и оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам:

Черепановой Л.А. , ДД.ММ.ГГГГ рождения, зарегистрирована и проживает с 2000г. в двухкомнатной благоустроенной квартире многоквартирного дома по адресу: Алтайский край, Локтевский район, г. ул. . Квартира оборудована стационарной электроплитой. Истица с ДД.ММ.ГГГГ является ветераном труда. Данные обстоятельства подтверждаются и не оспариваются обеими сторонами, а также подтверждаются удостоверением ветерана труда, выданным на имя Черепановой Л.А.

Согласно представленных документов ОАО «Алтайкрайэнерго» Черепановой Л.А., как ветерану труда, с ДД.ММ.ГГГГ предоставлены льготы по оплате электроэнергии. Управлением социальной защиты населения по Локтевскому району в период с середины 2008г. по март 2011г. выплачивалась компенсация расходов на оплату электроэнергии, исходя из норматива потребления электроэнергии в размере 50 квт/ч и тарифа оплаты 1,97 рубля за 1 квт/ч.

Норматив потребления для определения мер социальной поддержки 50 кВт/час установлен постановленияЛоктевского районного Совета депутатов Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг», и применялся энергоснабжающей организацией при определении размера компенсации по оплате потребленной электроэнергии потребителям электроэнергии, являющимся ветеранами труда.

В соответствии с ч.1 ст.157 Жилищного кодекса РФ, размер оплаты за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ), меры социальной поддержки ветеранов труда и граждан, приравненных к ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 10 данного ФЗ, меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со ст.ст. 20, 22 настоящего Федерального закона, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Во исполнение приведенных положений федерального законодательства ДД.ММ.ГГГГ принят Закон Алтайского края -ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов», вступающий в силу с ДД.ММ.ГГГГ, п. 4 ч. 1 ст. 3 которого установлены меры социальной поддержки ветеранов труда в виде компенсации 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг, в частности, на оплату электрической и тепловой энергии – в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг.

Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ меры социальной поддержки ветеранов труда, финансируемые за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации, устанавливаются субъектами Российской Федерации самостоятельно.

В целях реализации Закона Алтайского края -ЗС, постановлением главы администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о порядке предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям ветеранов, в п. 19 указанного Положения предусмотрено, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг осуществляются организациями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги и осуществляющими сбор платежей за оказанные услуги по месту жительства гражданина, на основании произведенных ими расчетов.

В Алтайском крае до ДД.ММ.ГГГГ меры социальной поддержки предоставлялись в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, согласно п. 43 которых, в случае если, в жилом помещении проживают потребители, которым в соответствии с законодательством РФ или законодательством субъектов РФ за счет средств соответствующих бюджетов предоставляются при оплате коммунальных услуг льготы в виде скидки, размер платы за коммунальные услуги уменьшается на величину скидки.

Порядок предоставления мер социальной поддержки (в том числе и ветеранам) на территории Алтайского края был изменен Законом Алтайского края -ЗС от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае», вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ, который установил, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в денежной форме в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - компенсация) (ст.2).

Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными нормативными правовыми актами и законами Алтайского края, указанными в ст. 1 настоящего Закона (п. 7 ст. 4).

Согласно п. 8 ст. 4 вышеуказанного закона АК, денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяются организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (организации – поставщики), данный закон вступил в действие с ДД.ММ.ГГГГ.

Порядок определения размера денежных компенсаций и их выплаты регламентирован постановлением Администрации края от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае».

Согласно данных Правил, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг назначается органом социальной защиты населения, который формирует реестр получателей компенсации.

В соответствии с п. 15 Правил, расчет денежного эквивалента производят организации - поставщики услуг в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края по определению мер социальной поддержки в натуральной форме.

Пункт 16 Правил устанавливает, что денежный эквивалент мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых льготополучателем жилищно-коммунальных услуг, определяется по каждой жилищно-коммунальной услуге исходя из платежа за жилое помещение и коммунальные услуги, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически оплаченного льготополучателем за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента.

Таким образом, до ДД.ММ.ГГГГ на территории Алтайского края меры социальной поддержки предоставлялись при оплате коммунальных услуг в виде скидки, размер платы за коммунальные услуги уменьшался на величину скидки, с ДД.ММ.ГГГГ они предоставляются в виде выплаты органом социальной защиты льготополучателю в денежной форме компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Размер мер социальной поддержки как до ДД.ММ.ГГГГ, так и после ДД.ММ.ГГГГ, определяется федеральным законодательством и законодательством субъекта РФ.

В соответствии со ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждены «Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг».

Согласно данных Правил, «норматив потребления коммунальных услуг» - это месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета.

Нормативы потребления электрической энергии на территории Алтайского края установлены Решением Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края от «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению».

Согласно Положения о Главном Управлении экономики и инвестиций Алтайского края, утвержденного Постановлением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ , Управление является органом исполнительной власти Алтайского края.

Пунктом 4.35 Положения предусмотрено, что Управление осуществляет государственное регулирование предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», иными нормативными правовыми актами цен (тарифов), надбавок, наценок, устанавливает индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, а также нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению.

Таким образом, решение от ДД.ММ.ГГГГ , установившее нормативы потребления коммунальных услуг, принято Управлением в пределах его компетенции и соответствует требованиям ст. 157 ЖК РФ и Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении правил установления и потребления коммунальных услуг».

Поскольку другие нормативы потребления коммунальных услуг, кроме установленных решением Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края, в Алтайском крае в установленном законом порядкев период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ не принимались, а меры социальной поддержки ветеранам труда согласно закона Алтайского края -ЗС должны предоставляться в пределах норматива потребления, при предоставлении таких мер социальной поддержкидо ДД.ММ.ГГГГ следовало руководствоваться решением Главного управления экономики и инвестиций Алтайского краяот ДД.ММ.ГГГГ . Применение нормативов потребления коммунальных услуг, установленных органами местного самоуправления, в том числе решением Локтевского районного Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ , незаконно. Необоснованное применение более низкого норматива потребления электроэнергии влечет нарушение права потребителей, имеющих звание «Ветеран труда», на получение льготы в полном объеме.

Истица приобрела право на указанную льготу с ДД.ММ.ГГГГ т.е. со дня присвоения ей звания «Ветеран труда», а не с ДД.ММ.ГГГГ как указано в иске прокурора.

Истица приобрела право на указанную льготу с ДД.ММ.ГГГГ т.е. со дня присвоения ей звания «Ветеран труда», а не с ДД.ММ.ГГГГ как указано в иске прокурора.

Исходяиз характеристики и технической оснащенности жилого помещения, занимаемого Черепановой Л.А. норматив потребления услуг по электроснабжению для последнейсогласнорешения от ДД.ММ.ГГГГ Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края, должен составлять с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 192 кВт/час в месяц, в соответствии с Решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 96 кВт/час в месяц.

Таким образом, сопоставив размерпредоставленных Черепановой Л.А. мер социальной поддержки в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с фактически потребленной ею услугой по электроснабжению, суд пришел к выводу, чтоприменение ОАО «Алтайкрайэнерго» в отношении Черепановой Л.А. норматива потребления услуг по электроснабжению за указанный период временив размере 50 кВт/час в месяц, нарушает права последней. Кроме того, применение энергоснабжающей организацией норматива потребления услуги в размере 50 кВт/час противоречит действующему законодательству РФ и Алтайского края, в связи с чем, суд считает, что требования прокурора о признании незаконными указанных действий ОАО «Алтайкрайэнерго», являются обоснованными и подлежит удовлетворению.

Согласно предоставленного ОАО «Алтайкрайэнерго» перерасчета денежного эквивалента предоставленных Черепановой Л.А. мер социальной поддержки, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ компенсация оплаты электроэнергии начислена исходя из норматива потребления электроэнергии равного 155 кВт/ч в месяц для категории потребителей, к которой относится истица.

Между тем, согласно решения Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению» с ДД.ММ.ГГГГ действуют новые нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению, согласно которого норматив потребления электроэнергии на одного человека, проживающего в двухкомнатной квартире один, составляет 237 кВт/ч в месяц.

Таким образом, ОАО «Алтайкрайэнерго» следует обязать произвести перерасчет денежного эквивалента льготы по оплате за услуги по электроснабжению за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ согласно норматива потребления электроэнергии, установленного решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению».

Требования прокурора о возложении наУправление социальной защиты населения по Локтевскому району обязанности выплатить Черепановой Л.А. денежнуюкомпенсацию недополученной суммы скидки в оплате услуг по электроснабжению, которая получится в результате произведенного перерасчета с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд считает подлежащими удовлетворению частично, и возложить обязанность выплатить денежную компенсацию Черепановой Л.А. на ответчика Управление социальной защиты населения по Локтевскому району с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, т.е. со дня получения истицей права на указанную льготу.

На ОАО «Алтайкрайэнерго» подлежит возложению обязанность предоставить данный перерасчет в Управление социальной защиты населения по Локтевскому району в установленный судом срок.

В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ с ОАО «Алтайкрайэнерго» в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Локтевского района в интересах Черепановой Л.А. удовлетворить частично.

Признать незаконными действия ОАО «Алтайкрайэнерго» по применению норматива потребления электроэнергии 50 кВт/ч в месяц при расчете с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ денежного эквивалента по оплате услуг по электроснабжению, входящего в состав компенсации по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, в отношении Черепановой Л.А. .

Обязать ОАО «Алтайкрайэнерго» в течение 15 дней со дня вступления решения суда в законную силу произвести ветерану труда Черепановой Л.А. перерасчет денежного эквивалента льготы по оплате коммунальных услуг по электроснабжению за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ согласно норматива потребления электроэнергии, установленного решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению», и предоставить перерасчеты денежного эквивалента льготы Черепановой Л.А. по оплате коммунальных услуг по электроснабжению за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Управление социальной защиты населения по Локтевскому району.

Обязать Управление социальной защиты населения по Локтевскому району по получении выплатить Черепановой Л.А. недополученную сумму компенсации денежного эквивалента льготы по оплате коммунальных услуг по электроснабжению за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно согласно предоставленного ОАО «Алтайкрайэнерго» перерасчета.

Взыскать с ОАО «Алтайкрайэнерго» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд путём подачи кассационной жалобы или представления через Локтевский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Капустина О.В.

Решение вступило в законную силу 18.06.2011г.

Разрешаю разместить на сайте Локтевского районного суда.

Председатель суда В.А. Зырянов