признание бездействия незаконным



Дело № 2 – 251/2011

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу

г. Горняк 18 мая 2011 г.

Локтевский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующей судьи Капустиной О.В.,

при секретаре Савенковой Е.А.,

с участием помощника прокурора Удачина И.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Локтевского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к ЗАО «Горняцкий Водоканал» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Локтевского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к ЗАО «Горняцкий Водоканал» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить нарушения обратился в суд с исковым заявлением.

В обоснование своих требований указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения субъектами малого и среднего предпринимательства законодательства об отходах производства и потребления, по результатам проведения которой установлено, что ЗАО «Горняцкий Водоканал» нарушены требования действующего природоохранного законодательства.

В соответствии со статьей 51 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ 37-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещен сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определены правовые основания обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

Абзацем 2 статьи 1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ определено, что отходы производства и потребления – это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке (часть 3 статьи 18 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

К субъектам малого и среднего предпринимательства в силу части 1 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1)       для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ - бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования);

2)       средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:


а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних
предприятий;

б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых
предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:

микропредприятия - 60 млн. рублей;

малые предприятия - 400 млн. рублей;

средние предприятия - 1000 млн. рублей.

Таким образом, ЗАО «Горняцкий водоканал», численность работников которого составляет 90 человек, средняя выручка от реализации товаров за предшествующий 2010 год составила 42 976 000 рублей, является малым предприятием.

ЗАО «Горняцкий водоканал» договор на оказание услуг по вывозу отходов не заключался, так как предприятие имеет лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов № ОТ-63-001203 (22) от ДД.ММ.ГГГГ, которая действительна до ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, от деятельности ЗАО «Горняцкий водоканал» образуются отходы.

Соответственно, согласно части 3 статьи 18 ФЗ «Об отходах производства и потребления» ЗАО «Горняцкий водоканал» обязано предоставлять в уполномоченный орган отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

Приказом Минприроды РФ от ДД.ММ.ГГГГ (зарегистрированным в Минюсте РФ ДД.ММ.ГГГГ N 16938) утвержден Порядок представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности, в соответствии с которым субъекты малого и среднего предпринимательства представляют в уведомительном порядке Отчетность в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы.

Отчетный период составляет один календарный год.

Отчетность представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом.


Отчетность составляется на бумажном носителе в двух экземплярах, один из которых хранится у отчитывающегося субъекта малого и среднего предпринимательства, а второй, вместе с электронной версией Отчетности на магнитном носителе, - представляется в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора.

Отчетность составляется на основе данных первичного учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, полученных от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или физических лиц, а также размещенных отходов.

Отчетность включает:

1) общие сведения об отчитывающемся субъекте малого и среднего
предпринимательства;

2) баланс масс образовавшихся, использованных, обезвреженных,
переданных другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям,
полученных от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
или физических лиц, размещенных отходов за отчетный период;

3)       сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, которым в отчетном периоде были переданы отходы;

4)       приложения.

Общие сведения включают для юридических лиц:

полное и сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц;

телефон, факс, электронная почта;

код места нахождения по Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления (ОКАТО).

Соответственно, ЗАО «Горняцкий водоканал» было обязано предоставить в Управление Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай указанную отчетность.

Однако, за 2010 год такая отчетность ЗАО «Горняцкий водоканал» в уполномоченный орган не представлена.

Согласно информации Управления Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай от ДД.ММ.ГГГГ в срок до ДД.ММ.ГГГГ отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2010 год представлена 17 субъектами, при чем ЗАО «Горняцкий водоканал» среди данных субъектов отсутствует.

Несоблюдение ЗАО «Горняцкий водоканал» указанных требований природоохранного законодательства нарушает конституционное право граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со статьей 4 Конституции РФ Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории


Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (статья 15 Конституции РФ).

Согласно статьей 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Российская Федерация является правовым государством и, следовательно, обязана обеспечить безопасность гражданам и охрану их прав и интересов, а также гарантировать эффективные способы восстановления этого права, в том числе путем судебной защиты. Конституция РФ (части 1 и 2 статьи 46) каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод. Любой опасности правам граждан должно противопоставляться право на судебное обжалование, которое гарантирует проверку деятельности лиц, нарушивших это право или ставящих его под угрозу, и защиту от произвольного ограничения этого права.

Просят признать незаконным бездействие ЗАО «Горняцкий Водоканал» по предоставлению отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов хозяйственной и иной деятельности за 2010 г., обязать ЗАО «Горняцкий Водоканал» предоставить в Управление Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов хозяйственной и иной деятельности за 2010 год в соответствии с установленными законодательством требованиями.

В судебном заседании прокурор Удачин И.Б. просил суд прекратить производство по делу ввиду отказа от исковых требований, поскольку в настоящее время отпали основания для дальнейшего рассмотрения дела, а именно, установлено, что ЗАО представлен соответствующий отчет в Управление Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай.

Истцу последствия отказа от заявленных требований в случае принятия его судом, предусмотренные ст.ст.39, 221 ГПК РФ понятны и разъяснены, а именно, что в случае принятия судом отказа от заявленных требований производство по делу прекращается, и истец лишается права на повторное обращение в суд с иском по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям.

Представители ответчика ЗАО «Горняцкий Водоканал», третьего лица Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Алтайскому краю и Республике Алтай в судебное заседание не явились, были надлежаще уведомлены о времени и месте судебного заседания, причин уважительности неявки в суд не представили.

Судом с учетом мнения истца определено продолжить рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

Согласно ст. 39 ГПК РФ истец вправе отказаться от иска, при этом, суд не принимает отказ истца от иска, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

В соответствии с абз. 3 ст. 220 ГПК РФ: «Суд прекращает производство по делу в случае, если истец отказался от иска и отказ принят судом».

Суд полагает, что при указанных обстоятельствах отказ прокурора от заявленных требований сделан добровольно, он не противоречит закону, отказом истца от заявленных требований не нарушаются права и законные интересы других лиц, в связи с чем, возможно принять данный отказ.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 39, 220, 221, 224, 225, ГПК РФ, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Принять от прокурора Локтевского района отказ от искового заявления в защиту интересов неопределенного круга лиц к ЗАО «Горняцкий Водоканал» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить нарушения, производство по делу прекратить.

В порядке ст. 221 ГПК РФ разъясняется, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

Определение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд путём подачи частной жалобы через Локтевский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения.

Судья Капустина О.В.

Определение вступило в законную силу 31 мая 2011г.

Разрешаю разместить на сайте Локтевского районного суда.

Председатель суда В.А. Зырянов