о признании бездействия незаконным



Дело № 2-45/2011 (2-805/2010)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 января 2011г г. Горняк

Локтевский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего Корчагина С.Д.

с участием прокурора Романычева А.А.

при секретаре Сизовой Н.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Локтевского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации г. Горняка Локтевского района Алтайского края о признании бездействия незаконным и возложении обязанности очистить земельные участки от отходов,

УСТАНОВИЛ:

В Локтевский районный суд с иском к администрации г. Горняка Локтевского района Алтайского края о признании бездействия незаконным и возложении обязанности очистить земельные участки от отходов обратился прокурор Локтевского района Алтайского края.

В обоснование своих требований указал, что прокуратурой Локтевского района проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления законодательства об обороте отходов производства и потребления.

В ходе проверки санитарного состояния г. Горняка, проведенного ДД.ММ.ГГГГ, на территории ФИО1 было выявлено 10 несанкционированных мест хранения бытовых отходов. Одним из объектов данного осмотра комиссии явился земельный участок общей площадью около 600 кв.м. Данная свалка представляет собой земельный участок общей площадью около 600 кв.м., расположенный между улиц Миронова и Кирова (в районе объездной дороги г. Горняка), захламленный пищевыми бытовыми отходами, пластиковыми бутылками, упаковочными материалами, сухими сучьями деревьев.

Согласно ст. 42 Конституции РФ, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию об ее состоянии.

Отходы производства и потребления на основании ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды», подлежат сбору, использованию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которого должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ. Организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления. В Уставе г. Горняка данное положение предусмотрено п. 25 ст. 35.

В силу положений федерального законодательства, Устава г. Горняка, администрация г. Горняка должна организовывать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на территории ФИО1. Между тем, данный сбор и вывоз отходов и мусора администрацией г. Горняка организован не надлежаще, в связи с чем, на территории ФИО1 образовалось вышеуказанное несанкционированное место хранения бытовых отходов.

Администрация г. Горняка обязана принять меры по очистке данного земельного участка от отходов, поскольку его ненадлежащее использование приводит к порче земель, причиняет вред окружающей природной среде, нарушает конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду.

Просит признать незаконным бездействие администрации г. Горняка по ликвидации несанкционированной свалки на земельном участке, расположенном в г. Горняке в районе объездной дороги, между улицами и . Обязать администрацию г. Горняка ликвидировать данную несанкционированную свалку общей площадью 600 кв.м.

В судебном заседании пом. прокурора Локтевского района Романычев А.А. заявленные требования подтвердил в полном объеме, дополнительно указал, что на момент повторной проверки ДД.ММ.ГГГГ данная несанкционированная свалка не ликвидирована. Просит суд удовлетворить заявленные требования.

Представитель 3-го лица на стороне истца, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Межрайонного отдела экологического контроля Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования прокурора поддерживает.

Представитель 3-го лица на стороне истца, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Территориального образования по Локтевскому району, Змеиногорску, Змеиногорскому и Третьяковскому району Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и обеспечения благополучия человека – Мамелина М.В. требования прокурора поддерживает, дополнений к ним не имеет.

Представитель ответчика – администрации г. Горняка Локтевского района Шумков С.В. в судебном заседании исковые требования истца признал. Последствия признания иска ответчиком ему разъяснены и понятны. Показал, что работа по очистке данной несанкционированной свалки проводилась, но на настоящее время там опять накидан мусор и отходы. На настоящий момент данная свалка не ликвидирована.

Выслушав объяснения участников, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам:

Согласно акта осмотра территории от ДД.ММ.ГГГГ с приложенной фототаблицей /л.д. 6-8/, на земельном участке, расположенном между улицами Миронова и Кирова г. Горняка (район объездной дороги) находится несанкционированная свалка быловых отходов, занимающая площадь примерно 20х30м, по краям заросшая травой. Содержание свалки: пищевые бытовые отходы, пластиковые бутылки, упаковочный материал, полимерная тара, строительный мусор, навалы из сорняков, сухие ветки деревьев, битое стекло и т.д.

Производство работ по очистке данной территории, на что в судебном заседании указывает представитель ответчика, подтверждено представленными документами: графиком производства работ по благоустройству территории г. Горняка от ДД.ММ.ГГГГ (заказчик – администрация г. Горняка, исполнитель – ООО УО «Жилье»), актом приемки-сдачи выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ, счет-фактурой от ДД.ММ.ГГГГ

Наличие данной свалки на момент повторной проверки ДД.ММ.ГГГГ подтверждено актом осмотра территории от ДД.ММ.ГГГГ с приложенной фототаблицей.

Доводы прокурора и представителя 3-го лица Мамелиной М.В. о том, что, фактически, уборка данной территории от мусора не производилась вышеуказанным актом подтверждена полностью.

Согласно ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ) предусмотрено, что законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции РФ и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (ст. 2).

К вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. К вопросам местного значения городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (п.п. 1, 3 ст. 7 ФЗ ).

Отходы производства и потребления… подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 51 ФЗ ).

Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) проводится в целях обеспечения … органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, а также обеспечения экологической безопасности (ч. 1 ст. 64 ФЗ ).

Споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством (ст. 76 ФЗ ).

Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ) в ст. 1 указывает, что отходы производства и потребления (далее - отходы) – это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

К полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (ч. 1 ст. 8 ФЗ ).

Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека (ст. 13 ФЗ ).

Также организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора к вопросам местного значения относит и п. 18 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ).

Таким образом, с учета положений действующего законодательства, суд приходит к выводу, что в результате бездействия администрации г. Горняка по ликвидации возникшей несанкционированной свалки мусора на земельном участке, расположенном в г. Горняке, в районе объездной дороги, между улицами Кирова и Миронова, общей площадью около 600 кв.м., нарушается экологическая обстановка в г. Горняке, требования нормативных актов об охране окружающей среды, экологическая безопасность в г. Горняке, конституционное право жителей г. Горняка на благоприятную окружающую среду.

Факт возникновения данной несанкционированной свалки не оспаривается стороной ответчика, размер данной свалки – 600 кв.м. свидетельствует о длительном отсутствии контроля органа местного самоуправления – администрации г. Горняка за санитарным и экологическим состоянием данного участка территории земель муниципального образования.

Также данное обстоятельство подтверждается и признанием представителем ответчика предъявленных исковых требований, что также является одним из оснований для удовлетворения заявленных прокурором Локтевского района требований.

Таким образом, данное бездействие администрации г. Горняка признается судом незаконным, противоречащим требованиям экологического законодательства. Исковые требования прокурора в данной части признаются судом обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

При подаче искового заявления в интересах неопределенного круга лиц прокурор Локтевского района, на основании п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, был освобожден от уплаты государственной пошлины. Прокурором заявлено два требования неимущественного характера. При удовлетворении требований прокурора, государственная пошлина, от уплаты которой прокурор при подаче искового заявления был освобожден, на основании ст. 98 ГПК РФ, в размере, пропорциональном размеру удовлетворенных требований прокурора, т.е. в сумме 400 руб., подлежит взысканию с ответчика, не освобожденного от уплаты данной государственной пошлины.

Руководствуясь ст. ст. 194 –199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования прокурора Локтевского района Алтайского края удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации г. Горняка Локтевского района Алтайского края по ликвидации несанкционированной свалки на земельном участке земель муниципального образования «Город Горняк», расположенном в г. Горняке, в районе объездной дороги, между улицами Кирова и Миронова, общей площадью около 600 кв.м.

Обязать администрацию г. Горняка Локтевского района ликвидировать несанкционированную свалку в г. Горняке, в районе объездной дороги, между улицами Кирова и Миронова, общей площадью около 600 кв.м.

Взыскать с муниципального образования «Город Горняк Локтевского района Алтайского края» в лице администрации Города Горняк Локтевского района Алтайского края, расположенной по адресу: 658420, г. Горняк, ул. Пионерская – 8, в доход государства, в федеральный бюджет государственную пошлину в сумме 400 руб.

Решение может быть в течение 10 дней обжаловано в Алтайский краевой суд через Локтевский районный суд.

Судья Локтевского

районного суда Корчагин С.Д.

Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ

Разрешаю разместить на сайте Локтевского районного суда

Судья Корчагин С.Д.