Дело № г. РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Горняк 26 августа 2011 г. Локтевский районный суд Алтайского края в составе: председательствующей судьи Капустиной О. В., при секретаре Зориной У.Д., с участием представителя заявительницы Пузыревой Н.Д., представителя Курносова В.М., представителя заинтересованного лица Олейникова Н.И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Аничиной Ф.И. об оспаривании решения органа местного самоуправления, УСТАНОВИЛ: Аничина Ф.И. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления. В обоснование заявленных требований указала, что она является вдовой участника Великой Отечественной Войны. Данный статус подтверждается удостоверением №; справкой военного комиссариата <адрес> об участии ее мужа в военных действиях. В соответствии с ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № – ФЗ «О ветеранах» она, как вдова участника Великой Отечественной войны, имеет право на определенные меры социальной поддержки установленные данным законом. Одной из мер социальной поддержки является обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Указала, что в целях исполнения данного закона Президентом РФ от ДД.ММ.ГГГГ издан Указ за № «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», которым определено завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О Ветеранах», для чего соответственно из бюджета государства в 2010году были выделены соответствующие бюджетные ассигнования. Не имея своего жилья она как лицо, нуждающееся в жилом помещении, ДД.ММ.ГГГГ обратилась по месту жительства в Администрацию Николаевского сельсовета <адрес> с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Постановлением Администрации Николаевского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № она была постановлена на учет как лицо, нуждающееся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Однако в последующем Постановлением Администрации Николаевского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № данное решение о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении было отменено. В качестве причины отмены указанного решения в постановлении делается ссылка на положение ст. 53 ЖК РФ предусматривающей последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий. Считает данное решение администрации Николаевского сельсовета <адрес> незаконным. Ст. 53 ЖК РФ формулирует условие, согласно которому граждане принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения действий, совершенных ими умышлено с целью приобретения права состоять на жилищном учете. Указала, что она таковых действий не совершала. Факт продажи ею в 2007 году принадлежавшей доли в квартире по адресу: <адрес>, приобретенной в порядке приватизации, не лишает ее права постановки на учет как нуждающейся в жилом помещении, поскольку данные действия не являлись намеренными действиями, направленными на ухудшение своих жилищных условий. Просит признать постановление Администрации Николаевского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № об отмене Постановления № от ДД.ММ.ГГГГ «О постановке ее на учет как нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма» незаконным. Обязать Администрацию Николаевского сельсовета <адрес> устранить в полном объеме допущенное ими нарушение ее прав как вдовы участника ВОВ поставив ее на учет в качестве, нуждающейся в улучшении жилищных условий. В судебное заседание заявительница Аничина Ф.И. не прибыла, была надлежащим образом уведомлена о дате и времени рассмотрения дела. Представитель заявительницы Пузырева Н.Д. заявленные требования поддержала в полном объеме и пояснила, что Аничина Ф.И. является ее бабушкой по материнской линии. Она жила с ее мамой до 2007г. в <адрес>. Бабушка с 1915 года рождения и ей требовался уход, она самостоятельно не могла проживать, поэтому она забрала бабушку в 2010г., а в 2007г. состоялась сделка по продаже 1/3 доли квартиры. Внучка работает и не могла ухаживать за бабушкой. <адрес> квартиры, где они проживают 5 человек, составляет 57,6 кв.м. <адрес> составляет 36 квадратов. Квартира не благоустроенная. О том, что заявительница имеет право на льготы, в связи с тем, что является вдовой Ветерана войны узнали в мае 2011 года, и сразу обратились к главе администрации с соответствующим пакетом документов для постановки на учет. Представитель заявительницы Курносов В.М. поддержал доводы заявления и просил требования удовлетворить в полном объеме. Дополнил, что ст. 51 Жилищного кодекса РФ содержит основания постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Аничина Ф.И. в соответствии с требованиями закона обратилась в администрацию сельсовета с пакетом документов и была постановлением признана в качестве таковой. Тот факт, что она нуждается в улучшении жилищных условий подтверждается актом обследования условий жилья. Каких – либо признаков умышленных действий, направленных на приобретение права состоять на учете у заявительницы не усматривается. Так, сделка купли – продажи квартиры состоялась в 2007 году, и была вынуждена совершить таковое в силу преклонного возраста, доля права собственности была также незначительна – 1/3. Кроме того, Аничина Ф,И. узнала о таковом праве лишь 09 мая 2011 года, после выхода поправок в Указ Президента о необходимости обеспечения жильем всех Ветеранов войны, уже после продажи квартиры. Решение о снятии с учета не имеет законных оснований, не мотивировано, что в силу ст.54 п.2 ЖК Р недопустимо. Просил также в порядке ст.100 ГПК РФ взыскать с администрации сельсовета расходы, связанные с оплатой услуг представителя. Представитель заинтересованного лица Олейников Н.И. не возражал относительно заявленных требований Аничиной Ф.И., суду пояснил, что Администрация сельсовета обладает полномочиями по постановке на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Действительно заявительница обращалась с заявлением. Рассмотрев представленные документы, было вынесено постановление о постановке на учет последней в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Однако, районная администрация дала ему указание о необходимости отмены вынесенного постановления, якобы усмотрели намеренные действия. Cчитает, что доля проданная Аничиной является незначительной, никаких умышленных действий она не совершала, об этом даже речи идти не может. Она даже не знала, на что имеет право также как и они. Судом с учетом мнения представителей заявительницы, представителя заинтересованного лица определено продолжить рассмотрение дела в отсутствие неявившейся заявительницы. Изучив материалы дела, выслушав объяснения участников, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований и необходимости в их удовлетворении по следующим основаниям. Одной из мер социальной поддержки ветеранов Великой Отечественной войны, предусмотренной ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №5-ФЗ «О ветеранах», Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов» является обеспечение их жильем, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Указанным Указом были внесены изменения в Указ Президента Российской Федерации о ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», исключив из пункта 1 слова «до ДД.ММ.ГГГГ» и «и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ». В соответствии со ст. 52 Жилищного Кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства (часть 3). С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет (часть 4). Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов, органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган (часть 5). Аналогичные положения содержатся в ст. <адрес> «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма». Полномочия администрации Николаевского сельсовета <адрес> по ведению в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях подтверждается также Уставом муниципального образования (ст.38 п.15). Из анализа указанных норм следует, что порядок постановки органом местного самоуправления в реестр лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий носит заявительный характер. Постановление Администрации Николаевского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отмене Постановления № от ДД.ММ.ГГГГ о постановке на учет Аничину Ф.И., как нуждающуюся в жилом помещении предоставляемом по договору социального найма мотивировано тем, что не истек предусмотренный ст. 53 ЖК РФ срок, то есть после купли – продажи 1/3 доли квартиры не прошло 5 лет со дня совершения намеренных действий. Как установлено в судебном заседании, согласно справки администрации Кировского сельсовета № от ДД.ММ.ГГГГ Аничина Ф.И. действительно принимала участие в приватизации жилья на территории администрации Кировского сельсовета в <адрес> и имела 1/3 долю квартиры по адресу <адрес>2, которая продана ДД.ММ.ГГГГ В настоящее время Аничина на территории Администрации сельсовета личного домовладения не имеет (л.д. 14). Отсутствие в собственности у Аничиной Ф.И. объектов недвижимости подтверждается справкой Локтевского производственного участка Рубцовского филиала (л.д. 12), а также сведениями предоставленными Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> (л.д. 13). Заявительница является вдовой участника Великой Отечественной войны (л.д.6,16,18), проживает по адресу: <адрес>2 <адрес> в составе членов семьи из 5 человек, в доме состоящем из 3-х комнат, общей площадью 58,6 кв.м., с печным отоплением. В силу ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Однако, при установленных судом причинах продажи доли квартиры заявительницы, и учитывая то, что Аничина Ф.И. прибрела такое право после внесенных поправок в Указ Президента ДД.ММ.ГГГГ, то есть после совершенной сделки, суд не соглашается с администрацией сельсовета, что данное обстоятельство свидетельствует о намерениях на ухудшение жилищных условий, соответственно нельзя признать решение Администрации Николаевского сельсовета об отмене постановления о постановке последней на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, законным и обоснованным. И, соответственно, суд полагает необходимым его отменить, удовлетворив тем самым требования в полном объеме. На основании ст. 100 ч.1 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. В материалах гражданского дела имеются квитанции № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ о получении адвокатом Курносовым В.М. от Аничиной Ф.И. за оказание юридических услуг 7 000 рублей, а именно за составление искового заявления, представительство в суде, что свидетельствует об уплате заявительницей своему представителю денежных средств. Суд полагает с учётом принципа разумности и справедливости, с учётом сложности дела, длительности его рассмотрения, количества участия представителя Курносова В.М. в судебных заседаниях, объёмом представленных доказательств, требования в данной части подлежат удовлетворению в размере 3000 рублей. В соответствии со ст. 98 ГПК РФ судебные расходы присуждаются сторонам пропорционально удовлетворенным требованиям. В соответствии со ст. 33336ч.1 п.19 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, каковым является Администрация Николаевского сельсовета <адрес>, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Требования Аничиной Ф.И. - удовлетворить. Признать незаконным постановление администрации Николаевского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отмене постановления администрации Николаевского сельсовета <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «О постановке на учет Аничиной Ф.И., нуждающейся в жилом помещении предоставляемом по договору социального найма». Обязать администрацию Николаевского сельсовета <адрес> поставить на учет Аничину Ф.И. в качестве нуждающейся в жилом помещении. Взыскать с Администрации Николаевского сельсовета <адрес> в пользу Аничиной Ф.И. в счет возмещения оплаты услуг представителя 3000 рублей. Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд путем подачи жалобы через Локтевский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения в окончательной форме. Судья О.В. Капустина Верно: Решение вступило в законную силу 13.09.2011г.. Разрешаю разместить на сайте Локтевского районного суда Судья О.В. Капустина