решение об отказе п признании подвергшимся радиации



Дело №2-887(11)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Горняк                                        26 октября 2011 года

Локтевский районный суд Алтайского края в составе:    

председательствующего судьи Фуртовой И.С.,

при секретаре Усачевой Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Турубаровой Е.С. к Главному управлению администрации Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (Главалтайсоцзащите) и Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС РФ) о признании права на получение удостоверения гражданина, подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и понуждении к выдаче удостоверения установленного образца,

У С Т А Н О В И Л:

    В Локтевский районный суд Алтайского края с исковым заявлением о признании права на получение удостоверения гражданина, подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и понуждении к выдаче удостоверения установленного образца к МЧС РФ и «Главалтайсоцзащита» обратилась Турубарова Е.С..

    В обоснование заявленных требований указала, что в период времени с *** по *** она проживала в <адрес> края, что подтверждается решением суда.

Данный населенный пункт входит в Перечни населенных пунктов Алтайского края и бывшей КазССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденные Распоряжением Правительства РФ от 10 февраля 1994 № 162-Р и от 15 марта 1995 года №356-р в ред. Распоряжения Правительства РФ от 08 февраля 2002 года №156-р. Согласно Перечня, население, где она проживала, получило суммарную( накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв бэр, но не более 25 сЗв (бэр), вследствие ядерного испытания 29 августа 1949 года.

В соответствии с Федеральным законом «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» от 10 января 2002 года №2-ФЗ, Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июля 2006г., №404-0 и Постановления Правительства РФ от 27 декабря 2004г.№849, она подала заявление в комитет по социальной защите населения Локтевского района с просьбой внести сведения о ней в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и направить в МЧС РФ представление о выдаче удостоверения единого образца.        

Для решения вопроса о выдаче удостоверения, документы на ее имя «Главалтайсоцзащитой» письмом №13-1-396/05 от 23 мая 2011 года были направлены в МЧС России, однако до настоящего времени удостоверение, подтверждающее ее право на получение мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом ей не выдано, что является незаконным.    

Просит признать за ней право на получение удостоверения гражданина, подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне с получением суммарной (накопленной) дозы облучения более 5 сЗв (бэр), но не более 25 сЗв (бэр).         

    Обязать Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий выдать ей удостоверение в соответствии с действующим законодательством, как лицу, получившему дозу облучения более 5 сЗв (бэр), но не более 25 сЗв (бэр).

В судебном заседании истец Турубарова Е.С. заявленные исковые требования поддержала полностью, полагает, что она представила все необходимые документы подтверждающие, тот факт, что в период проживания в <адрес> в период *** она подверглась радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в связи с чем, имеет право на получение мер социальной поддержки от государства, и ей должно быть выдано удостоверение установленного образца.

Кроме того, Турубаровой Е.С. указано, что в соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в решении от 04 марта 2011 года по гражданскому делу по заявлению Ладонова А.И. об оспаривании пункта 1.1. и абзаца второго пункта 1.2. Методических указаний МУ 2.6.1.2574-2010 отсутствие на день рассмотрения дела судом органов, уполномоченных определять дозы облучения лиц из населения, подвергшихся радиационному воздействию вследствии ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и выносить официальные заключения, не может служить препятствием к реализации права граждан, гарантированного законом. Вопросы о возможности предоставления гражданам мер социальной поддержки могут быть решены судами общей юрисдикции в зависимости от фактических обстоятельств, подтверждающих, либо опровергающих получение гражданами суммарной /накопленной/ эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв /бэр/. При этом обязанность по доказыванию того обстоятельства, что полученная лицом доза облучения менее 5 сЗв /бэр/, должна возлагаться на соответствующие государственные органы, а не на граждан. Доказательствами того, что она получила дозу облучения менее 5 сЗв /бэр/, не располагает ни Главалтайсоцзащита, ни МЧС России, ни какой-либо другой орган, в связи с чем её требования на момент рассмотрения дела в суде являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Представители ответчиков: Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, представитель третьего лица Управления социальной защиты по Локтевскому району в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.

По сообщению Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне - Главное управление последовательно руководствовалось Федеральным законом от 10.01.2002 № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», Постановлением Правительства РФ от 15.11.2004 № 634 «О Правилах отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» и Приказом МЧС России от 18.^09.2009 № 540 «Об утверждении Порядка выдачи удостоверения единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».

Согласно разъяснению МЧС России от 19 января 2010 года № 26-2-122, период радиационного воздействия, предусмотренный ФЗ от 10 января 2002 года №2-ФЗ, не устанавливает иного периода, кроме как 1949-1973 г.г.

Период проживания истицы входит в период радиационного воздействия, определенный ФЗ. Кроме того, у Главного управления отсутствовали основания для истребования у истицы справки о полученной дозе облучения, поскольку не определены органы, уполномоченные выносить официальные заключения о полученной дозе облучения в соответствии с Методическими указаниями МУ 2.6.1.2575-2010 «Определение суммарных (накопленных)доз облучения лиц из населения, подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», утв. Постановлением Главного санитарного врача РФ от 21 января 2010 №5. Сведения об истице были внесены Главным управлением в реестр №1150к учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, который был направлен письмом Главного управления в МЧС России вместе с копиями документов истицы.

Однако письмом МЧС России от 21.07.2011 № 32-3-1319 документы гражданки Турубаровой Е.С. возвращены с ссылкой на то, что Перечнями населенных пунктов Алтайского края и бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденными распоряжениями Правительства Российской Федерации от 10.02.1994 № 162-р и от 15.03.1995 № 356-р, установлены сверхнормативные дозы облучения граждан (более 5 сЗв), проживавших во включенных в Перечни населенных пунктах только на даты ядерных испытаний 29 августа 1949 г. и 7 августа 1962 г., и что выдача удостоверений гражданам с неустановленной дозой облучения действующим федеральным законодательством не предусмотрена.

Правомерность действий Главалтайсоцзащиты по приему документов от категории граждан, к которой относится истица, подтверждается позицией Верховного Суда РФ, изложенной в решении от 04.03.2011 по гражданскому делу по заявлению Ладонова А.И. об оспаривании Методических указаний МУ 2.6.1.2574-2010. Согласно указанному решению отсутствие на день рассмотрения дела судом органов, уполномоченных определять дозы облучения лиц из населения, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и выносить официальные заключения, не может служить препятствием к реализации права граждан, гарантированного законом. Вопросы о возможности предоставления гражданам мер социальной поддержки могут быть решены судами общей юрисдикции в зависимости от фактических обстоятельств, подтверждающих либо опровергающих получение гражданами суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сзв (бэр). При этом обязанность по доказыванию того обстоятельства, что полученная лицом доза облучения менее 5 сЗв (бэр) должна возлагаться на соответствующие государственные органы, а не граждан. В настоящее время такие органы не определены, поэтому основания для отказа в приеме документов истицы у Главного управления отсутствовали.

Доказательствами, подтверждающими неполучение Турубаровой Е.С. дозы облучения более 5 сЗв (бэр) Главное управление не располагает, поскольку орган, уполномоченный применять Методические указания МУ 2.6.1.2574-2010, до настоящего времени не определен.

Суд полагает, в силу ст.167 ГПК РФ возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив доводы сторон, исследовав материалы дела, представленные доказательства, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении исковых требований Турубаровой Е.С. по следующим основаниям.

Как следует из решения суда от 08 апреля 2011 года, выписки из реестра учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию, представленной Главалтайсоцзащита, копии решения суда, истец проживала в <адрес> края в период времени с *** по ***.

Согласно копии паспорта, истец является гражданкой РФ, с 1989 года является жительницей <адрес>.

В соответствии со ст.1 ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" льготы и компенсации предоставляются гражданам, проживающим в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, и получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), а также детям в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающим заболеваниями вследствие радиационного воздействия на их родителей.

Таким образом, по смыслу настоящей нормы закона возникновение права у граждан на льготы и компенсации связывается с двумя условиями:

1) проживанием в 1949 - 1963 годах в определенных населенных пунктах;

2) получением в период проживания суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр).

Распоряжениями Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1994 года N 162-р и от 15 марта 1995 года N 356-р были утверждены перечни населенных пунктов Алтайского края и бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (действуют в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2002 года N 156-р).

Согласно данным перечням, населенные пункты были дифференцированы в зависимости от полученной населением суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения вследствие проведения ядерных испытаний 29 августа 1949 года и 7 августа 1962 года.

Статья 1 названного Федерального закона содержит положение и о том, что порядок отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2003 года N 30 утверждено "Положение о порядке отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и выдачи им удостоверений единого образца".

Согласно п. 1 Положения отнесение граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, осуществляется на основании сведений об их проживании или прохождении военной службы в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включенных в перечни, утверждаемые Правительством Российской Федерации.

Определение указанных населенных пунктов осуществляется на основании расчетов доз облучения граждан (с учетом особенностей радиационного воздействия при проведении конкретных ядерных испытаний) в соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти по санитарно-эпидемиологическому надзору.

В п. 2 этого же Положения указано о том, какие документы, подтверждающие факт проживания, либо прохождения военной службы в населенном пункте, включенном в перечни, в периоды радиационного воздействия, включая день проведения ядерного испытания, должны предоставить граждане для решения вопроса об отнесении их к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Исходя из вышеизложенного, при решении вопроса об отнесении граждан к категориям лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в каждом конкретном случае необходимо устанавливать, проживал ли гражданин в 1949 - 1963 годах (включая день проведения ядерного испытания) в определенном населенном пункте, подвергшемся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также мог ли гражданин получить суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения свыше 5 сЗв (бэр).

Статьей 5 названного Федерального закона предусмотрено, что гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти выдаются удостоверения единого образца, которые дают право на получение мер социальной поддержки с момента их предъявления. Порядок выдачи этих удостоверений определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (в ред. Федеральных законов от 22 августа 2004г. № 122-ФЗ, от 23 июля 2008г № 160-ФЗ).

Как установлено в судебном заседании, истец проживала в г. Рубцовске Алтайского края в период с 01 сентября 1955 года по 01 июля 1957 года, когда указанный населенный пункт не был включены в названный Перечень, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2002 года N 156-р.

В соответствии с ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Истцом в судебное заседание не представлено доказательств подтверждающих получение суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения более 5 сЗв (бэр). Доказательств подтверждающих данный факт так же в материалах дела не имеется.

Данные обстоятельства дают суду основания считать, что истец в судебном заседании не доказал законность заявленных исковых требований, в связи с чем в удовлетворении его исковых требований должно быть отказано.

Доводы истца о возложении на соответствующие государственные органы обязанности доказывания полученной истцом дозы облучения менее 5 сЗв /бэр/ по мнению суда являются несостоятельными, поскольку истцом в судебное заседание не представлено доказательств получения суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения более 5 сЗв (бэр).

Кроме того, по мнению суда, истец не лишен в будущем, при наличии допустимых доказательств, после определения МЧС России органа уполномоченного определять суммарные (накопленные) дозы облучения лиц из населения, подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в соответствии с указанными выше Методическими указаниями вновь обратиться в суд с аналогичным иском.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Турубаровой Е.С. к Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Главному управлению Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне о признании права на получение удостоверения гражданина, подвергшегося радиационному воздействию вследствие испытаний на Семипалатинском полигоне, и понуждении МЧС России к выдаче удостоверения единого образца, отказать.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Локтевский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья               И. С. Фуртова

Верно:

Судья               И. С. Фуртова

Разрешаю опубликовать на сайте Локтевского районного суда

И.о. Председателя

Локтевского районного суда И. С. Фуртова