Решение по делу о признании бездействия незаконным и возложении обязанности очистить земельные участки от отходов.



Дело № 2-930

Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Горняк 09 ноября 2011 года

Локтевский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Сивериной Н.А.,

при секретаре Романычевой С.А.,

с участием помощника прокурора Удачина И.Б.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Локтевского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации г. Горняка Локтевского района Алтайского края о признании бездействия незаконным и возложении обязанности очистить земельные участки от отходов,

УСТАНОВИЛ:

В Локтевский районный суд с исковым заявлением к Администрации г. Горняка Локтевского района о признании бездействия незаконным и возложении обязанности очистить земельные участки от отходов обратился прокурор Локтевского района в интересах неопределенного круга лиц.

В обоснование своих требований указал, что в прокуратуру Локтевского района поступила служебная записка от главного специалиста МОЭК Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды АК по факту выявления несанкционированной свалки на территории г. Горняка.

Согласно акта осмотра территории г. Горняка, составленного 20.10.2011г. главным специалистом МОЭК Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды АК, в 10-15 метрах на юго-запад от <адрес>, на пересечении <адрес> и <адрес> выявлена несанкционированная мусорная свалка.

Свалка бытовых отходов представляет собой земельный участок примерной площадью около 80х4 кв.м, захламленной отходами производства и потребления.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

Прокурор просит признать незаконным бездействие Администрации г. Горняка по ликвидации несанкционированной свалки на земельном участке, расположенном в г. Горняке, в 10-15 метрах на юго-запад от <адрес>, на пересечении <адрес> и <адрес>;

обязать Администрацию г. Горняка ликвидировать свалку на указанном земельном участке.

В судебном заседании помощник прокурора Локтевского района Удачин И.Б. заявленные требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить исковые требования по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика Администрации г. Горняка Локтевского района Шумков С.В. относительно предъявленных исковых требований прокурора не признал, в связи с тем, что в администрации г. Горняка не достаточно финансовых средств для уборки мусора. Факт наличия несанкционированной свалки на указанном земельном участке признает.

Представитель третьего лица Территориального образования по Локтевскому району, Змеиногорску, Змеиногорскому и Третьяковскому району Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и обеспечения благополучия человека - Никитин С.А. полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению, поскольку наличие свалки приводит к загрязнению земель, создает угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

Представитель третьего лица МОЭК Управления природоохранных ресурсов и охраны окружающей среды АК - Мамелина М.В. исковые требования истца поддержала в полном объеме по основаниям, изложенном в иске.

Представитель третьего лица Отдела в Локтевском районе Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела либо о рассмотрении дела в их отсутствие не просил. Дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица.

Суд, выслушав объяснение истца, представителя ответчика исследовав материалы дела, приходит к выводу об обоснованности исковых требований прокурора Локтевского района и необходимости их удовлетворения по следующим основаниям.

Право граждан на благоприятную окружающую среду предусмотрено ст.42 Конституции Российской Федерации и ст.11 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В соответствии с ч. 1, абз.2 ч.2 ст.51 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Аналогичные положения закреплены в ст.22 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

По смыслу вышеприведенных норм закона, деятельность по обращению с отходами включает в себя несколько этапов. Деятельности по утилизации отходов предшествует деятельность, связанная со сбором и транспортировкой отходов в места, установленные для их хранения и захоронения. При этом законодательство в области охраны окружающей природной среды полномочия по сбору и вывозу отходов и полномочия по утилизации отходов относит к компетенции различных органов.

Так, в силу п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения муниципального района.

На основании положений п. 18 ч. 1 ст. 14 этого же закона к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Положениями ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Такие же нормы содержатся в ст. 7 Закона Алтайского края от 11 февраля 2008 года № 11-ЗС «Об обращении с отходами производства и потребления в Алтайском крае».

Следовательно, полномочия по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора законом отнесены к компетенции органов местного самоуправления поселения.

Согласно материалов дела отходы, образующиеся в границах г. Горняка Локтевского района, размещаются на свалке, расположенной на землях поселения площадью 80х4 кв.м.

Данное обстоятельство подтверждается актом Межрайонного отдела экологического контроля Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края от 20.10.2011 года.

Таким образом, требования прокурора направлены на обеспечение реализации органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них федеральным законом, и на защиту прав жителей г. Горняка Локтевского района на благоприятную окружающую среду.

Так, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета (подп.1 п.1 ст.14, подп.1 п.1 ст.15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

В соответствии со статьями 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Таким образом, отсутствие в бюджете г. Горняка денежных средств на ликвидацию несанкционированной свалки не освобождает их от решения вопросов местного значения, отнесенных к их компетенции.

Суд полагает, что исковые требования прокурора Локтевского района о признании незаконным бездействия Администрации г. Горняка Локтевского района по ликвидации несанкционированной свалки, а также об обязании ответчика организовать вывоз бытовых отходов в границах г. Горняка Локтевского района обоснованны, поскольку неисполнение Администрациями г. Горняка Локтевского района обязанностей, возложенных на них законами, создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а также нарушает интересы РФ.

Руководствуясь ст. ст. 194 –199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Локтевского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации г. Горняка Локтевского района Алтайского края удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации г. Горняка Локтевского района Алтайского края по ликвидации несанкционированной свалки на земельном участке, расположенном в г. Горняке, в 10-15 метрах на юго-запад от <адрес>, на пересечении <адрес> и <адрес>.

Обязать Администрацию г. Горняка Локтевского района Алтайского края ликвидировать несанкционированную свалку на земельном участке, расположенном в г. Горняке Алтайского края, в 10-15 метрах на юго-запад от <адрес>, на пересечении <адрес> и <адрес>, примерной площадью 80х4 кв.м.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 дней со дня его вынесения путем подачи кассационной жалобы в Локтевский районный суд.

Судья Н.А. Сиверина

Решение не вступило в законную силу.

Разрешаю разместить на сайте

Верно:

Судья Н.А. Сиверина

И.о Председателя Локтевского

районного суда И.С Фуртова