признание незаконными действий по применению норматива потребления



Дело № 2-629/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 июня 2011г г. Горняк

Локтевский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующей судьи Капустиной О.В.,

с участием зам. прокурора Локтевского района Ефимова Н.В., истицы Караковской Л.В.,

при секретаре Зориной У.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Локтевского района в интересах Караковской Л.В. к ОАО «Алтайкрайэнерго», Управлению социальной защиты населения по Локтевскому району о признании незаконными действий по применению норматива потребления, возложении обязанности произвести перерасчет и выплатить компенсацию расходов по оплате за электроэнергию,

УСТАНОВИЛ:

В Локтевский районный суд в интересах Караковской Л.В. с иском к ОАО «Алтайкрайэнерго», Управлению социальной защиты населения по Локтевскому району о признании незаконными действий по применению норматива потребления, возложении обязанности произвести перерасчет и выплатить компенсацию расходов по оплате за электроэнергию, обратился прокурор Локтевского района.

В обоснование иска указал, что в ходе проведенной прокуратурой Локтевского района проверки соблюдения законности при применении нормативов потребления электроэнергии установлено, что в предусмотренных законом случаях подлежат применению цены (тарифы, ставки и т.д.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то органами. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается, исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, по показаниям приборов учета, а при их отсутствии – исходя из нормативов, утвержденных органами местного самоуправления. Нормативы потребления услуг по электроснабжению утверждаются органами государственной власти субъектов РФ в установленном Правительством РФ порядке.

Нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению в многоквартирных и жилых домах, согласно п. 4.35 Постановления администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ и п. 2 Решения Главного управления экономики и инвестиции Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению», введены в действие с ДД.ММ.ГГГГ С ДД.ММ.ГГГГ и до настоящего времени действуют нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению в многоквартирных и жилых домах, введенные Решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению».

Караковская Л.В. является ветераном труда, потребителем электроэнергии, с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время, проживает одна в двухкомнатной квартире, расположенной в многоквартирном доме, оборудованной стационарной электроплитой.

Ветераны труда, согласно Закона Алтайского края «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов» имеют право на меру социальной поддержки в виде компенсации 50% расходов по оплате коммунальных услуг (в т.ч. электроэнергии). При расчете ветеранам труда денежного эквивалента по оплате за электроэнергию, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должен применяться норматив, установленный решением Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ в размере 105 кВт/час, а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – норматив, установленный Решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от ДД.ММ.ГГГГ в размере 161 кВт/час.

При расчете мер социальной поддержки Караковской Л.В. с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ за потребленную электроэнергию применялся норматив потребления в размере 50 кВт/час на 1 человека в месяц, установленный решением Локтевского районного Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении потребления коммунальных услуг». Применение ответчиком данного норматива потребления электроэнергии привело к необоснованному уменьшению размера денежной компенсации по оплате коммунальных услуг по электроснабжению, предусмотренной законодательством.

Меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными актами субъектов РФ. Согласно Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ -ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов», ветеранам труда предоставлялись меры социальной защиты в виде оплаты в размере 50% коммунальных услуг (электроэнергия – в пределах установленных нормативов потребления коммунальных услуг). Данный Закон Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ -ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов» (в редакции Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ -ЗС), стал указывать, что ветеранам труда предоставляются меры социальной защиты в виде компенсации 50% расходов по оплате коммунальных услуг (электроэнергия – в пределах установленных нормативов потребления коммунальных услуг).

Закон Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ -ЗС «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае», указывает, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в денежной форме в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Размер данной компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными нормативными правовыми актами и законами Алтайского края. Данные денежные эквиваленты по оплате коммунальных услуг определяются организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Выплата компенсаций осуществляется уполномоченными органами ежемесячно, в предусмотренные ч. 1 ст. 155 ЖК РФ сроки, путем перечисления сумм компенсаций на личные счета граждан либо через организации федеральной почтовой связи, по выбору гражданина.

Суммы данной компенсации, согласно ч. 3 ст. 7 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ -ЗС, не полученные гражданином своевременно по вине уполномоченного органа или организации – поставщика услуг, выплачиваются за истекший период без ограничения срока.

Прокурор просит суд признать незаконными действия ОАО «Алтайкрайэнерго» в лице его филиала «Змеиногорские межрайонные электрические сети» по применению норматива потребления электроэнергии 50 кВт/ч в месяц при расчете денежного эквивалента по оплате услуг по электроснабжению, входящего в состав компенсации по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, в отношении Караковской Л.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Обязать ОАО «Алтайкрайэнерго» в лице его филиала «Змеиногорские межрайонные электрические сети» произвести Кутиновой Г.И. перерасчет денежного эквивалента по оплате за услуги по электроснабжению, исходя из норматива потребления, установленного Решением Главного управления экономики и инвестиции Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ , в размере 237 кВт/час с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Обязать Управление социальной защиты населения по Локтевскому району выплатить Караковской Л.В. недополученную сумму компенсации денежного эквивалента мер социальной поддержки за период с включительно, согласно произведенному ОАО «Алтайкрайэнерго» в лице его филиала «Змеиногорские межрайонные электрические сети» перерасчету.

В судебном заседании зам. прокурора Ефимова Н.В. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении, просила иск удовлетворить.

Караковская Л.В. также поддержала требования в полном объеме.

Представители ответчиков - Управления социальной защиты населения по Локтевскому району и ОАО «Алтайкрайэнерго» в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель 3-го лица на стороне ответчика – Филиала «Змеиногорские межрайонные электрические сети» ОАО «Алтайкрайэнерго» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежаще, причин неявки не сообщил, рассмотреть дело в его отсутствие не просил. Судом, с учетом мнения участников, определено продолжить рассмотрение дела в отсутствие неявившихся представителей ответчиков и 3-го лица.

Выслушав участников, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам:

Согласно материалов дела, Караковской Л.В. , ДД.ММ.ГГГГ рождения, зарегистрирована и проживает с ДД.ММ.ГГГГ по месту жительства по адресу: Алтайский край, Локтевский район, г. , с ДД.ММ.ГГГГ является «Ветераном труда». Управлением социальной защиты населения по Локтевскому району в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выплачивалась компенсация расходов на оплату ЖКУ.

Других сведений относительно времени назначения Караковской Л.В. соответствующей компенсации суду не представлено.

В соответствии с информацией, представленной Алтайкрайэнерго, в квартире Караковской Л.В., оплата производится по тарифу 1.97 руб. за 1 кВт/час.

Норматив потребления для определения мер социальной поддержки 50 кВт/час применялся ОАО «Алтайкрайэнерго» на основании ПостановленияЛоктевского районного Совета депутатов Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг».

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ), меры социальной поддержки ветеранов труда и граждан, приравненных к ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 10 данного ФЗ, меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со ст.ст. 20, 22 настоящего Федерального закона, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Во исполнение приведенных положений федерального законодательства ДД.ММ.ГГГГ принят Закон Алтайского края -ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов», вступающий в силу с ДД.ММ.ГГГГ, п. 4 ч. 1 ст. 3 которого установлены меры социальной поддержки ветеранов труда в виде компенсации 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг, в частности, на оплату электрической и тепловой энергии – в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг.

Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ меры социальной поддержки ветеранов труда, финансируемые за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации, устанавливаются субъектами Российской Федерации самостоятельно.

Порядок предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда определяется главой администрации Алтайского края (ч. 5 ст. 6 Закона -ЗС).

В целях реализации Закона Алтайского края -ЗС, постановлением главы администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ , утверждено «Положение о порядке предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям ветеранов», в п. 19 указанного Положения предусмотрено, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг осуществляются организациями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги и осуществляющими сбор платежей за оказанные услуги по месту жительства гражданина, на основании произведенных ими расчетов.

В Алтайском крае до ДД.ММ.ГГГГ меры социальной поддержки предоставлялись в соответствии с «Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, согласно п. 43 которых, в случае если, в жилом помещении проживают потребители, которым в соответствии с законодательством РФ или законодательством субъектов РФ за счет средств соответствующих бюджетов предоставляются при оплате коммунальных услуг льготы в виде скидки, размер платы за коммунальные услуги уменьшается на величину скидки.

Порядок предоставления мер социальной поддержки (в том числе и ветеранам) на территории Алтайского края был изменен Законом Алтайского края -ЗС от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае», вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ, который установил, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в денежной форме в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - компенсация) (ст.2).

Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными нормативными правовыми актами и законами Алтайского края, указанными в ст. 1 настоящего Закона (п. 7 ст. 4).

Согласно п. 8 ст. 4 вышеуказанного закона АК, денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяются организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (организации – поставщики), данный закон вступил в действие с ДД.ММ.ГГГГ.

Порядок определения размера денежных компенсаций и их выплаты регламентирован постановлением Администрации края от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае».

Согласно данных «Правил», компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг назначается органом социальной защиты населения, который формирует реестр получателей компенсации.

В соответствии с п. 15 «Правил», расчет денежного эквивалента производят организации - поставщики услуг в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края по определению мер социальной поддержки в натуральной форме.

Пункт 16 «Правил» устанавливает, что денежный эквивалент мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых льготополучателем жилищно-коммунальных услуг, определяется по каждой жилищно-коммунальной услуге исходя из платежа за жилое помещение и коммунальные услуги, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически оплаченного льготополучателем за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента.

Таким образом, до ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> меры социальной поддержки предоставлялись при оплате коммунальных услуг в виде скидки, размер платы за коммунальные услуги уменьшался на величину скидки, с ДД.ММ.ГГГГ они предоставляются в виде выплаты органом социальной защиты льготополучателю в денежной форме компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Размер мер социальной поддержки как до ДД.ММ.ГГГГ, так и после ДД.ММ.ГГГГ, определяется федеральным законодательством и законодательством субъекта РФ.

В соответствии со ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждены «Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг».

Согласно данных «Правил», «норматив потребления коммунальных услуг» - это месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета.

Нормативы потребления электрической энергии на территории Алтайского края установлены Решением Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению».

Согласно «Положения о Главном Управлении экономики и инвестиций Алтайского края», утвержденного Постановлением Администрации Алтайского края от , «Управление» является органом исполнительной власти Алтайского края. Пунктом 4.35 Положения предусмотрено, что Управление осуществляет государственное регулирование предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», иными нормативными правовыми актами цен (тарифов), надбавок, наценок, устанавливает индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, а также нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению.

Таким образом, решение от ДД.ММ.ГГГГ , установившее нормативы потребления коммунальных услуг, принято Управлением в пределах его компетенции и соответствует требованиям ст. 157 ЖК РФ и Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении правил установления и потребления коммунальных услуг».

Поскольку другие нормативы потребления коммунальных услуг, кроме установленных решением Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края, в Алтайском крае в установленном законом порядкев период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ не принимались, а меры социальной поддержки ветеранам труда согласно закона Алтайского края -ЗС должны предоставляться в пределах норматива потребления, при предоставлении таких мер социальной поддержкидо ДД.ММ.ГГГГ следовало руководствоваться решением Главного управления экономики и инвестиций Алтайского краяот ДД.ММ.ГГГГ . Применение нормативов потребления коммунальных услуг, установленных органами местного самоуправления, в том числе решением Локтевского районного Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ , недопустимо, учитывая то, что данные органы с ДД.ММ.ГГГГ не правомочны принимать такие решения.

Решением от ДД.ММ.ГГГГ Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению», вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ, данный норматив потребления услуг по электроснабжению был изменен и составил 237 кВт/час в месяц (Таблица 1).

Применением ОАО «Алтайкрайэнерго» в отношении Караковской Л.В. норматива потребления услуг по электроснабжению 50 кВт/час в месяц, вместо нормативов, установленныхГлавным управлением экономики и инвестиций Алтайского края, нарушены права Караковской Л.В.

Исходя из характеристики жилого помещения, занимаемого Караковской Л.В. норматив потребления услуг по электроснабжению для последней согласно решения от ДД.ММ.ГГГГ Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края, составлял с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 237 кВт/час в месяц.

Таким образом, сопоставив размерпредоставленных Караковской Л.В. мер социальной поддержки в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с фактически потребленной ей услугой по электроснабжению, суд пришел к выводу, чтоприменение ОАО «Алтайкрайэнерго» в отношении Карковской Л.В. норматива потребления услуг по электроснабжению за указанный период времени в размере 50 кВт/час в месяц, нарушает права последней.

Кроме того, применение энергоснабжающей организацией норматива потребления услуги в размере 50 кВт/час противоречит действующему законодательству РФ и Алтайского края, в связи с чем, суд считает, что требования прокурора о признании незаконными указанных действий ОАО «Алтайкрайэнерго», являются законными и обоснованными.

Принимая во внимание действующий порядок определения мер социальной поддержки, требования прокурора о возложении на ОАО «Алтайкрайэнерго» обязанности по перерасчету Кутиновой Г.И. денежного эквивалента мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг по электроснабжению с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, исходя из нормативов потребления услуг по электроснабжению, установленных Главным управлением экономики и инвестиций Алтайского края, являются обоснованными. Данные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

При этом, перерасчет денежного эквивалента мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг по электроснабжению, исходя из норматива потребления услуг по электроснабжению, установленного Главным управлением экономики и инвестиций Алтайского края, энергоснабжающая организация (ОАО «Алтайкрайэнерго») должна производить с учетом требований «Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям ветеранов», утвержденного Постановлением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ , согласно п. 17 которого суммы, излишне выплаченные получателям по вине органа, назначившего ежемесячную денежную выплату, удержанию не подлежат, за исключением счетной ошибки.

На ОАО «Алтайкрайэнерго» подлежит возложению обязанность предоставить перерасчет в Управление социальной защиты населения по Локтевскому району в установленный судом срок.

При разрешении указанных требований прокурора судом принято к вниманию следующее.

В соответствии с ч. 9 ст. 4 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ -ЗС «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае» выплата компенсаций осуществляется уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения ежемесячно до установленного в соответствии с ч. 1 ст. 155 Жилищного Кодекса Российской Федерации срока внесения населением платы за жилое помещение и коммунальные услуги по выбору гражданина путем перечисления сумм компенсаций на имеющиеся или открываемые в выбранных гражданином банках личные счета либо через организации федеральной почтовой связи.

Суд признает обоснованными доводы Управления социальной защиты населения по Локтевскому району об отсутствии из вины в нарушении прав Караковской Л.В., т.к. согласно требований вышеуказанного законодательства, обязанность по производству перерасчета возлагается на организацию-поставщика услуг электроэнергии, органы социальной защиты населения обязаны производить компенсационные выплаты лишь на основании произведенного организацией-поставщиком услуг перерасчета.

С учетом изложенного, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ с ОАО «Алтайкрайэнерго» в доход местного бюджета подлежат взысканию государственная пошлина в размере 200 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Локтевского района в интересах Караковской Л.В. удовлетворить.

Признать незаконными действия ОАО «Алтайкрайэнерго» в лице его филиала «Змеиногорские межрайонные электрические сети» по применению норматива потребления электроэнергии 50 кВт/ч в месяц при расчете денежного эквивалента по оплате услуг по электроснабжению, входящего в состав компенсации по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, в отношении Караковской Л.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Обязать ОАО «Алтайкрайэнерго» в лице его филиала «Змеиногорские межрайонные электрические сети» произвести Караковской Л.В. перерасчет денежного эквивалента по оплате за услуги по электроснабжению, исходя из норматива потребления, установленного Решением Главного управления экономики и инвестиции Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению», в размере 237 кВт/час в месяц за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Обязать Управление социальной защиты населения по Локтевскому району выплатить Караковской Л.В. недополученную сумму компенсации денежного эквивалента мер социальной поддержки за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно, согласно произведенному ОАО «Алтайкрайэнерго» в лице его филиала «Змеиногорские межрайонные электрические сети» перерасчету.

Взыскать с ОАО «Алтайкрайэнерго» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд путём подачи кассационной жалобы или представления через Локтевский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья О.В. Капустина

Решение вступило в законную силу 04 июля 2011года.

Разрешаю разместить на сайте Локтевского районного суда.

Председатель суда В.А. Зырянов