возложение обязаности по проыедению аттестации по проведению аттестации рабочих мест



Дело № 2-439 (2011)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 мая 2011г. г. Горняк

Локтевский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего Корчагина С.Д.,

с участием прокурора Удачина И.Б.,

при секретаре Рейш М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Локтевского района в защиту интересов РФ и неопределенного круга лиц к ОАО «<адрес>» о возложении обязанности по проведению аттестации рабочих мест,

УСТАНОВИЛ:

В Локтевский районный суд с иском к ОАО «<адрес>» о возложении обязанности по проведению аттестации рабочих мест в защиту интересов РФ и неопределенного круга лиц обратился прокурор Локтевского района.

В обоснование своих требований указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения на территории района требований законодательства об охране и безопасности труда, в ходе которой установлено, что в РФ каждый работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда (ст.ст. 21, 219 ТК РФ). Работодатель обязан обеспечивать работнику условия труда, соответствующие нормативным требованиям охраны труда, и безопасность труда (ст. 22 ТК РФ), обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда (ст. 212 ТК РФ).

Порядок проведения данной аттестации рабочих мест по условиям труда утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ, введен в действие с ДД.ММ.ГГГГ, вместо действовавшего ранее «Положения о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ

Действующий в настоящее время «Порядок…» предполагает проведение в организации оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов, осуществление мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Такой аттестации подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. Каждое рабочее место должно аттестовываться созданной для этих целей аттестационной комиссией не реже одного раза в 5 лет. В целом, аттестация рабочих мест по условиям труда включает в себя гигиеническую оценку условий труда, оценку травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты. Гигиенической оценке условий труда подлежат все имеющиеся на рабочем месте вредные и (или) опасные производственные факторы, тяжесть и напряженность. Объектами оценки травмобезопасности рабочих мест являются: производственное оборудование, приспособления и инструменты, обеспеченность средствами обучения и инструктажа.

Согласно п. 45 Порядка, результаты аттестации рабочих мест по условиям труда оформляются в виде пакета документов с направлением последнего в государственную инспекцию труда в субъекте РФ. Указанный порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда действует в отношении всех работодателей (юридических и физических лиц), за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Прокуратурой района установлено, что в нарушение данного Порядка, в ОАО «<адрес> аттестация рабочих мест в настоящее время не проведена.

Проведение данной аттестации рабочих мест затрагивает права и законные интересы неопределенного круга лиц, т.к. в результате текучести кадров и по другим уважительным причинам на одном и том же рабочем месте в разное время могут работать различные люди. Кроме того, аттестация проводится по условиям труда, это мероприятие призвано способствовать установлению безопасных условий труда на каждом рабочем месте всех работников, которые занимают или будут его занимать. В связи с этим, прокурор обращается с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

На Прокуратуру РФ возложена обязанность по осуществлению государственного контроля за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права. Из содержания ст. 210 ТК РФ следует, что обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников, государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда, профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников являются основными направлениями государственной политики в области охраны труда. В данном случае, прокурор выступает и в защиту интересов РФ.

Прокурор Локтевского района просит обязать ОАО «<адрес>» организовать проведение аттестации рабочих мест по условиям труда.

В судебном заседании прокурор Удачин И.Б. заявленные требования подтвердил в полном объеме, уточнил данные заявленные требования – просит обязать ответчика провести в срок до ДД.ММ.ГГГГ аттестацию рабочих мест на ОАО «<адрес>», оформить надлежащим образом результаты данной аттестации рабочих мест в Государственной трудовой инспекции в срок до ДД.ММ.ГГГГ основания иска, изложенные в исковом заявлении поддерживает, дополнений к ним не имеет. Просит суд удовлетворить уточненные исковые требования.

Представитель ответчика ОАО «<адрес>» - Свиридов В.И. заявленные прокурором требования признал в полном объеме, также признал в полном объеме и уточненные требования прокурора. Последствия признания иска ответчиком ему разъяснены и понятны. Показал, что аттестация рабочих мест в ОАО не проведена. В настоящее время сделана заявка на проведение аттестации, оплата исследовательских работ – 36000 руб. не произведена, т.к. в г. Барнауле еще не утвердили новое штатное расписание ОАО. После уточнения прокурором заявленных исковых требований – показал, что в указываемый прокурором срок – до ДД.ММ.ГГГГ ОАО закончит аттестацию рабочих мест на предприятии, т.е. все требования прокурора к тому времени будут выполнены.

Представитель 3-го лица на стороне истца, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – <адрес> по труду и занятости населения – Волженин Н.Н., согласно письменного отзыва - с требованиями прокурора согласен. Показал, что Управление разрабатывает методические рекомендации, принимает участие в проведении аттестации рабочих мест. Основное направление работы Управления – проведение организационно-методических мероприятий.

Выслушав объяснения участников, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам:

Согласно акта проведенной ДД.ММ.ГГГГ проверки ОАО «<адрес>» /л.д. 6-8/, аттестация рабочих мест по условиям труда не проводилась, была сделана заявка в АКЦОТ на проведение аттестации от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно ст. 6 Трудового кодекса РФ, к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих: …основы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (включая определение правил, процедур, критериев и нормативов, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности); обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников);… принципы и порядок осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также систему и полномочия федеральных органов государственной власти, осуществляющих указанный надзор и контроль; систему и порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, государственной экспертизы условий труда, подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

«Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ предусматривает, что порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (далее - Порядок) регулирует вопросы деятельности работодателей - юридических лиц и работодателей - физических лиц (далее - организации), за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, по проведению аттестаций рабочих мест по условиям труда, оформления и использования результатов аттестации, а также определяет методы исследований при проведении оценки условий труда (п. 1).

Сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет (п. 5).

После проведения аттестации рабочих мест по условиям труда работодатель направляет: перечень рабочих мест, ведомости рабочих мест подразделений организации и результатов их аттестации по условиям труда и сводную ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации по условиям труда, включая информацию согласно приложению к настоящему Порядку, в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации (территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (п. 46).

Согласно <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗС «Об охране труда в <адрес>» (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ), государственными нормативными требованиями охраны труда (далее - требования охраны труда), содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах <адрес> об охране труда, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами (ст. 3).

К полномочиям <адрес> в области охраны труда относятся: … организация и осуществление государственной экспертизы условий труда, содействие в осуществлении аттестации рабочих мест по условиям труда, сертификации организации работ по охране труда у работодателей в пределах полномочий, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 7 ст. 5).

Постановление Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда», действовавшее до ДД.ММ.ГГГГ, предусматривало цели, порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, а также порядок оформления и использования результатов аттестации в организациях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Положение предусматривает проведение оценки условий труда инструментальными, лабораторными и эргономическими методами исследований.

Сроки проведения аттестации устанавливаются организацией исходя из изменения условий и характера труда, но не реже одного раза в 5 лет с момента проведения последних измерений (п. 1.5).

В соответствии со ст. 219 ТК РФ, каждый Работник имеет право на компенсации, установленные законом, коллективным договором, соглашением, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда. При этом размеры таких компенсаций устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Непроведение или несвоевременное проведение аттестации рабочих мест нарушает право Работника на получение заработной платы в соответствии с условиями характером его труда, здоровые и безопасные условия труда, охрану труда для всех работников.

Статья 209 ТК РФ дает понятие аттестации рабочих мест по условиям труда как оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Согласно ст. 212 ТК РФ, Работодатель обязан обеспечить здоровые и безопасные условия труда, охрану труда для всех работников его производства, проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

В судебном заседании установлено, что ОАО «<адрес>» провело аттестацию рабочих мест на своем предприятии, очередная аттестация рабочих мест в ОАО, планируемая на 2011г, проведена не была. В настоящее время, администрацией ОАО сделана заявка на проведение исследовательских работ в целях аттестации рабочих мест по условиям труда в ОАО, оплата исследовательских работ не производилась.

Таким образом, на настоящее время, в ОАО «<адрес>» аттестация рабочих мест не проведена. Сам факт назначения исследовательских работ в целях аттестации рабочих мест в ОАО, не может свидетельствовать о проведении данной аттестации рабочих мест, т.к. исследование еще не окончено, а ОАО не совершены все необходимые действия по окончанию и надлежащему оформлению результатов данной аттестации рабочих мест.

Анализ вышеперечисленных норм трудового законодательства позволяют суду сделать вывод о законности и обоснованности требований прокурора <адрес> в части обязания ответчика провести в установленные сроки аттестацию рабочих мест на ОАО «<адрес>», оформить надлежащим образом результаты данной аттестации рабочих мест в Государственной трудовой инспекции в срок до ДД.ММ.ГГГГ

Данные уточненные исковые требования в судебном заседании представителем ответчика признаны, что является также одним из оснований удовлетворения данных заявленных прокурором требований.

В соответствии с ч.4 ст.353 ТК РФ, на Генерального прокурора Российской Федерации и подчиненных ему прокуроров в соответствии с федеральным законом возложена обязанность по осуществлению государственного надзора за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Согласно ст.210 ТК РФ, обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников, государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда, профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников являются основными направлениями государственной политики в области охраны труда.

Таким образом, прокурор <адрес> вправе обратиться в защиту интересов РФ и неопределенного круга лиц к ОАО «<адрес>» с иском о возложении обязанности по проведению аттестации рабочих мест.

С учетом изложенного, уточненные в судебном заседании исковые требования прокурора признаются судом законными и обоснованными, подтвержденными в настоящем судебном заседании, потому – подлежащими удовлетворению.

При удовлетворении исковых требований прокурора <адрес>, освобожденного от уплаты государственной пошлины при подаче иска в защиту интересов РФ и в защиту интересов неопределенного круга лиц, данная государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика – ОАО «<адрес>», не освобожденного от уплаты данной государственной пошлины, в размере, пропорциональном размеру удовлетворенных требований прокурора.

Прокурором заявлено исковое требование неимущественного характера, с учетом уточнения в судебном заседании, об обязании ответчика провести в установленные срок аттестацию рабочих мест на ОАО «<адрес>», оформив надлежащим образом результаты данной аттестации рабочих мест в Государственной трудовой инспекции в срок до ДД.ММ.ГГГГ Государственная пошлина по данному исковому требованию составляет 2000 руб.

Данная государственная пошлина, на основании ст. 103 ГПК РФ, подлежит взысканию с ЗАО «Известковый завод».

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявленные прокурором Локтевского требования удовлетворить.

Обязать ОАО «<адрес>» провести в срок до ДД.ММ.ГГГГ аттестацию рабочих мест на ОАО «<адрес>», оформив надлежащим образом результаты данной аттестации рабочих мест в Государственной трудовой инспекции в срок до ДД.ММ.ГГГГ

Взыскать с ОАО «<адрес>», расположенного по адресу: <адрес> «а», в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 2000 руб.

Решение может быть в течение 10 дней обжаловано в <адрес>вой суд через Локтевский районный суд.

Судья Локтевского

районного суда Корчагин С.Д.

Решение вступило в законную силу 03.06.2011г.

Разрешаю разместить на сайте Локтевского районного суда

Судья С.Д. Корчагин

Председатель суда В.А. Зырянов