о признании бездействия незаконным и возложении обязанности очистить земельные участки от отходов



Дело № 2-519/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 июня 2011г г. Горняк

Локтевский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего Корчагина С.Д.

с участием прокурора Инютина Д.М.

при секретаре Рейш М.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Локтевского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации г. <адрес> о признании бездействия незаконным и возложении обязанности очистить земельные участки от отходов,

УСТАНОВИЛ:

В Локтевский районный суд с иском к администрации г. <адрес> <адрес> о признании бездействия незаконным и возложении обязанности очистить земельные участки от отходов обратился прокурор Локтевского района Алтайского края.

В обоснование своих требований указал, что в прокуратуру Локтевского района поступило сообщение о несанкционированной свалке на территории г. <адрес>

Согласно акта осмотра территории, составленного ДД.ММ.ГГГГ специалистом МОЭК Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды АК, с участием пом. прокурора Калинина И.А., по <адрес> г. <адрес> в 50 метрах на север от котельной «Микрорайон» (в центре города) выявлена несанкционированная мусорная свалка.

Данная свалка представляет собой земельные участки общей площадью около 50х40 кв.м., мусор о которой захламляет территорию близлежащих домов.

Согласно ст. 42 Конституции РФ, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию об ее состоянии.

Отходы производства и потребления на основании ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды», подлежат сбору, использованию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которого должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ. Организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления. В Уставе г. <адрес> данное положение предусмотрено п. 25 ст. 35.

В силу положений федерального законодательства, Устава г. <адрес>, администрация г. <адрес> должна организовывать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на территории города. Между тем, данный сбор и вывоз отходов и мусора администрацией г. <адрес> организован не надлежаще, в связи с чем, на территории города образовалось вышеуказанное несанкционированное место хранения бытовых отходов.

Администрация г. <адрес> обязана принять меры по очистке данного земельного участка от отходов, поскольку его ненадлежащее использование приводит к порче земель, причиняет вред окружающей природной среде, нарушает конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду.

Просит признать незаконным бездействие администрации г. <адрес> по ликвидации несанкционированной свалки на земельном участке, расположенном в г. <адрес> по <адрес>, в 50 метрах на север от котельной «Микрорайон» (в центре города), примерной площадью 50х40 кв.м. Обязать администрацию г. <адрес> ликвидировать данную несанкционированную свалку общей площадью 50х40 кв.м.

В судебном заседании пом. прокурора Локтевского района Инютин Д.М. заявленные требования подтвердил в полном объеме, дополнительно указал, что на настоящий момент данная свалка не ликвидирована. Просит суд удовлетворить заявленные требования.

Представитель 3-го лица на стороне истца, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Территориального образования по <адрес> <адрес>, <адрес> <адрес> и <адрес> Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и обеспечения благополучия человека – Мамелина М.В. и представитель 3-го лица на стороне истца, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Территориального образования по <адрес> <адрес>, <адрес>, <адрес> и <адрес>м Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и обеспечения благополучия человека – Никитин С.А. требования прокурора поддерживают, дополнений к ним не имеют.

Представитель 3-его лица на стороне истца, не заявляющий самостоятельных требований относительно предмета спора – Отдела в <адрес> районе Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии в судебное заседание не явился, уведомлен надлежаще, рассмотреть дело в его отсутствие или отложить рассмотрение дела не просил.

Представитель ответчика – администрации г. <адрес> <адрес> <адрес> Шумков С.В. в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие, указал, что администрация г. <адрес> с исковыми требованиями прокурора согласна

Судом, с учетом мнения участников, определено продолжить рассмотрение дела в отсутствие неявившихся ответчика и представителя 3-го лица.

Выслушав объяснения участников, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам:

Согласно акта осмотра территории от ДД.ММ.ГГГГ с приложенной фототаблицей /л.д. 6-7/, на земельном участке, расположенном по <адрес> в 50 метрах на север от котельной «Микрорайон» (в центре города) находится несанкционированная свалка бытовых отходов, занимающая площадь примерно 50х40м. Содержание свалки: золошлаковые отходы.

Доводы прокурора и представителя 3-го лица Мамелиной М.В. о том, что, фактически, уборка данной территории от мусора не производилась вышеуказанным актом подтверждена полностью.

Согласно ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ) предусмотрено, что законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции РФ и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (ст. 2).

К вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. К вопросам местного значения городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (п.п. 1, 3 ст. 7 ФЗ ).

Отходы производства и потребления… подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 51 ФЗ ).

Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) проводится в целях обеспечения … органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, а также обеспечения экологической безопасности (ч. 1 ст. 64 ФЗ ).

Споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством (ст. 76 ФЗ ).

Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ) в ст. 1 указывает, что отходы производства и потребления (далее - отходы) – это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

К полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (ч. 1 ст. 8 ФЗ ).

Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека (ст. 13 ФЗ ).

Также организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора к вопросам местного значения относит и п. 18 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ).

Таким образом, с учета положений действующего законодательства, суд приходит к выводу, что в результате бездействия администрации г. <адрес> по ликвидации возникшей несанкционированной свалки мусора на земельном участке, расположенном в г. <адрес> по <адрес>, в 50 метрах от котельной «Микрорайон» (в центре города), общей площадью около 50х40 кв.м., нарушается экологическая обстановка в г. <адрес>, требования нормативных актов об охране окружающей среды, экологическая безопасность в г. <адрес>, конституционное право жителей г. <адрес> на благоприятную окружающую среду.

Факт возникновения данной несанкционированной свалки не оспаривается стороной ответчика, размер данной свалки – 50х40 кв.м. свидетельствует о длительном отсутствии контроля органа местного самоуправления – администрации г. <адрес> за санитарным и экологическим состоянием данного участка территории земель муниципального образования.

Также данное обстоятельство подтверждается и признанием представителем ответчика предъявленных исковых требований. Несмотря на то, что в связи с неявкой представителя ответчика в судебное заседание вопрос о признании иска ответчиком судом не разрешался, позиция ответчика относительно исковых требований прокурора судом учитывается.

Таким образом, данное бездействие администрации г. <адрес> признается судом незаконным, противоречащим требованиям экологического законодательства. Исковые требования прокурора в данной части признаются судом обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме. При этом суд полагает необходимым уточнить исковые требования прокурора в части указания размера свалки – не как свалка общей площадью 50х40 кв.м., а как свалка размером 50х40 м.

При подаче искового заявления в интересах неопределенного круга лиц прокурор Локтевского района, на основании п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, был освобожден от уплаты государственной пошлины. Прокурором заявлено два требования неимущественного характера. При удовлетворении требований прокурора, государственная пошлина, от уплаты которой прокурор при подаче искового заявления был освобожден, на основании ст. 98 ГПК РФ, в размере, пропорциональном размеру удовлетворенных требований прокурора, т.е. в сумме 400 руб., подлежит взысканию с ответчика, не освобожденного от уплаты данной государственной пошлины.

Руководствуясь ст. ст. 194 –199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования прокурора Локтевского района Алтайского края удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации г. <адрес> <адрес> по ликвидации несанкционированной свалки на земельном участке земель муниципального образования «ФИО1», расположенном в г. <адрес>, по <адрес>, в 50 метрах на север от котельной «Микрорайон» (в центре города), размером 50х40 м.

Обязать администрацию г. <адрес> <адрес> ликвидировать несанкционированную свалку в г. <адрес>, в районе объездной дороги, по <адрес>, в 50 метрах на север от котельной «Микрорайон» (в центре города), размером 50х40 м.

Взыскать с муниципального образования «ФИО1 района <адрес>» в лице администрации ФИО1 района <адрес>, расположенной по адресу: 658420, г. <адрес>, <адрес> – 8, в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 400 руб.

Решение может быть в течение 10 дней обжаловано в <адрес>вой суд через Локтевский районный суд.

Судья Локтевского

районного суда С.Д. Корчагин

Решение вступило в законную силу 15.06.2011г.

Разрешаю разместить на сайте Локтевского районного суда

Судья С.Д. Корчагин

Председатель суда В.А. Зырянов