Дело №2-142/11
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Горняк 01 апреля 2011 года
Локтевский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Фуртовой И.С.,
при секретаре Усачевой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Авдеева С.А. к Главному управлению администрации Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (Главалтайсоцзащите) и Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС РФ) о признании права на получение удостоверения гражданина, подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и понуждении к выдаче удостоверения установленного образца,
У С Т А Н О В И Л:
В Локтевский районный суд Алтайского края с исковым заявлением о признании права на получение удостоверения гражданина, подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и понуждении к выдаче удостоверения установленного образца к МЧС РФ и «Главалтайсоцзащита» обратился Авдеев С.А.
В обоснование заявленных требований указал, что в период времени с *** по *** он проживал в ***, что подтверждается выпиской из похозяйственной книги *** за ***
Данный населенный пункт входит в Перечни населенных пунктов Алтайского края и бывшей КазССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденные Распоряжением Правительства РФ от 10 февраля 1994 № 162-Р и от 15 марта 1995 года №356-р в ред. Распоряжения Правительства РФ от 08 февраля 2002 года №156-р. Согласно Перечня, население, где он проживал, получило суммарную( накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв, вследствие ядерного испытания 29 августа 1949 года.
В соответствии с Федеральным законом «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» от 10 января 2002 года №2-ФЗ, Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июля 2006г., №404-0 и Постановления Правительства РФ от 27 декабря 2004г.№849, он подал заявление в комитет по социальной защите населения Локтевского района с просьбой внести сведения о нем в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и направить в МЧС РФ представление о выдаче удостоверения единого образца.
Для решения вопроса о выдаче удостоверения, документы на его имя «Главалтайсоцзащитой» письмом *** от *** были направлены в МЧС России, однако до настоящего времени удостоверение, подтверждающее его право на получение мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом ему не выдано, что является незаконным.
Просит признать за ним право на получение удостоверения гражданина, подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне с получением суммарной (накопленной) дозы облучения более 5 сЗв (бэр), но не более 25 сЗв (бэр).
Обязать Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий выдать ему удостоверение в соответствии с действующим законодательством, как лицу, получившему дозу облучения более 5 сЗв (бэр), но не более 25 сЗв (бэр).
В судебном заседании истец Авдеев С.А исковые требования поддержал полностью, полагает, что он представил все необходимые документы подтверждающие, что он подвергся радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в связи с чем, имеет право на получение мер социальной поддержки от государства и ему должно быть выдано удостоверение установленного образца.
Представители ответчиков: Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, представитель третьего лица Управления социальной защиты по Локтевскому району в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.
По сообщению Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, у Глдавного управления отсутствовали оснвоания для истребования у истца справки о полученной дозе облучения, поскольку не олпределены органы, уполномоченные вносить официальные заключения о полученной дозе облучения в соответствии с Методическими указаниями МУ 2.6.1. 2574-2010 «Определение суммарных /накопленных/ доз облучения лиц из населения, подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне». Сведения об истце были внесены в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, который вместе с копиями документов направлен письмом Главного управления в МЧС России.
Суд полагает, в силу ст.167 ГПК РФ возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив доводы сторон, исследовав материалы дела, представленные доказательства, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении исковых требований Авдеева С.А. по следующим основаниям.
Как следует из представленной выписки из похозяйственной книги Покровского сельсовета Локтевского района и выписки из реестра учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию, представленной Главалтайсоцзащита, копии паспорта, копии свидетельства о рождении, решения Локтевского районного суда от ***, истец проживал в *** в период времени с *** по ***.
Согласно копии паспорта, истец является гражданином РФ, с *** года зарегистрирован в ***.
В соответствии со ст.1 ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" льготы и компенсации предоставляются гражданам, проживающим в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, и получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), а также детям в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающим заболеваниями вследствие радиационного воздействия на их родителей.
Таким образом, по смыслу настоящей нормы закона возникновение права у граждан на льготы и компенсации связывается с двумя условиями:
1) проживанием в 1949 - 1963 годах в определенных населенных пунктах;
2) получением в период проживания суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр).
Распоряжениями Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1994 года N 162-р и от 15 марта 1995 года N 356-р были утверждены перечни населенных пунктов Алтайского края и бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (действуют в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2002 года N 156-р).
Согласно данным перечням, населенные пункты были дифференцированы в зависимости от полученной населением суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения вследствие проведения ядерных испытаний 29 августа 1949 года и 7 августа 1962 года.
Статья 1 названного Федерального закона содержит положение и о том, что порядок отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2003 года N 30 утверждено "Положение о порядке отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и выдачи им удостоверений единого образца".
Согласно п. 1 Положения отнесение граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, осуществляется на основании сведений об их проживании или прохождении военной службы в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включенных в перечни, утверждаемые Правительством Российской Федерации.
Определение указанных населенных пунктов осуществляется на основании расчетов доз облучения граждан (с учетом особенностей радиационного воздействия при проведении конкретных ядерных испытаний) в соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти по санитарно-эпидемиологическому надзору.
В п. 2 этого же Положения указано о том, какие документы, подтверждающие факт проживания либо прохождения военной службы в населенном пункте, включенном в перечни, в периоды радиационного воздействия, включая день проведения ядерного испытания, должны предоставить граждане для решения вопроса об отнесении их к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Исходя из вышеизложенного, при решении вопроса об отнесении истца к категориям лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, необходимо установмить, проживал ли гражданин в 1949 - 1963 годах (включая день проведения ядерного испытания) в определенном населенном пункте, подвергшемся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также мог ли истец получить суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения свыше 5 сЗв (бэр).
Статьей 5 названного Федерального закона предусмотрено, что гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти выдаются удостоверения единого образца, которые дают право на получение мер социальной поддержки с момента их предъявления. Порядок выдачи этих удостоверений определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (в ред. Федеральных законов от 22 августа 2004г. № 122-ФЗ, от 23 июля 2008г № 160-ФЗ).
Как установлено в судебном заседании, истец проживал в *** в период с *** по ***, когда указанный населенный пункт не был включен в названный Перечень, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2002 года N 156-р.
Для определения вопроса о возможности получения истцом в период проживания в данном населенном пункте в указанный период времени суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр), судом назначалась по делу судебная экспертиза, проведение которой поручалось экспертам краевого государственного учреждения «НИИ региональных медико-экологических проблем» (КГУ НИИ РМЭП). На проведение экспертизы ставились вопросы: могла ли быть получена суммарная эффективная (накопленная) доза облучения (радиационного воздействия), превышающая 5 сЗв (бэр), истцом за вышеуказанный период в вышеуказанном населенном пункте, вследствие радиационного воздействия, полученного в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, если да, то каков ее возможный максимальный размер.
По сообщению директора КГУ «НИИ региональных медико-экологических проблем», постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 21.01.2010 года №5 утверждены новые Методические указания МУ 2.6.1.2574 - 2010 «Определение суммарных (накопленных) доз облучения лиц из населения, подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне». Зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации (рег.№16642 от 18.03.2010 года), введены в действие с 04.05.2010 года. Согласно п.1.2 данных МУ - «Вынесение официальных заключений … в другом порядке не допускается». Этой методикой специалисты КГУ «НИИ региональных медико-экологических проблем» в настоящее время не владеют. На основании ст.85 ГПК РФ (поставленные вопросы выходят за пределы специальных знаний эксперта) представить заключение экспертов-специалистов КГУ «НИИ региональных медико-экологических проблем» по данным гражданским делам не представляется возможным.
В соответствии с ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Истцом в судебное заседание не представлено доказательств, подтверждающих получение суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения более 5 сЗв (бэр).
Доказательств, подтверждающих данный факт, так же в материалах дела не имеется.
Данные обстоятельства дают суду основания считать, что истец в судебном заседании не доказал законность заявленных исковых требований, в связи с чем, в удовлетворении его исковых требований должно быть отказано.
Вместе с тем, по мнению суда, истец не лишен в будущем, при наличии допустимых доказательств, после определения МЧС России органа уполномоченного определять суммарные (накопленные) дозы облучения лиц из населения, подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в соответствии с указанными выше Методическими указаниями вновь обратиться в суд с аналогичным иском.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, районный суд,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Авдеева С.А. к Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Главному управлению Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне о признании права на получение удостоверения гражданина, подвергшегося радиационному воздействию вследствие испытаний на Семипалатинском полигоне, и понуждении МЧС России к выдаче удостоверения единого образца, отказать.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Локтевский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Локтевского
районного суда И. С. Фуртова
СОГЛАСОВАНО:
Судья Локтевского
районного суда И.С. Фуртова
Разрешаю опубликовать на сайте Локтевского районного суда
Председатель Локтевского
районного суда В.А. Зырянов