Дело № 2-226/2010
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Горняк 14 марта 2011г
Локтевский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего Капустиной О.В.,
при секретаре Савенковой Е.А.,
с участием помощника прокурора Локтевского района - Аксеновой А.В., представителя Совета депутатов Гилевского сельсовета Локтевского района - Саенко А.В., представителя Администрации Гилевского сельсовета Локтевского района Линник А.В. - Петрова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Локтевского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ:
В Локтевский районный суд Алтайского края с заявлением о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления обратился прокурор Локтевского района Алтайского края.
В обоснование своих требований указал, что прокуратурой Локтевского района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления муниципального образования «Гилевский сельсовет Локтевского района Алтайского края» законодательства о местном самоуправлении, бюджетного законодательства.
Проверкой установлено, что до настоящего времени Советом депутатов Гилевского сельсовета Локтевского района Алтайского края не утверждено решение о бюджете муниципального образования «Гилевский сельсовет Локтевского района Алтайского края» на 2011 год.
Согласно статье 169 Бюджетного кодекса РФ проект бюджета составляется на основе прогноза социально-экономического развития в целях финансового обеспечения расходных обязательств.
Проект местного бюджета составляется в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования, в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ и принимаемыми с соблюдением его требований муниципальными правовыми актами представительного органа муниципального образования (часть 2 статьи 169 БК РФ).
В соответствии со статьей 171 БК РФ составление проектов бюджетов - исключительная прерогатива Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местных администраций муниципальных образований.
Согласно части 2 статьи 171 БК РФ непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют финансовые органы муниципальных образований.
Согласно статье 35 Устава МО «Гилевский сельсовет» обеспечение составления бюджета, внесение его со всеми необходимыми документами и материалами на утверждение Совета депутатов относится к полномочиям администрации сельсовета.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 185 Бюджетного кодекса РФ местные администрации муниципальных образований вносят на рассмотрение представительного органа проект решения о местном бюджете в сроки, установленные муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования, но не позднее 15 ноября текущего года.
Одновременно с проектом бюджета в законодательный (представительный) орган представляются документы и материалы в соответствии со статьей 184.2 Бюджетного Кодекса РФ (часть 2 статьи 185 БК РФ).
Согласно статье 184.2 БК РФ одновременно с проектом решения о бюджете в представительный орган представляются следующие материалы и документы:
основные направления бюджетной и налоговой политики;
предварительные итоги социально-экономического развития соответствующей территории за истекший период текущего финансового года и ожидаемые итоги социально-экономического развития соответствующей территории за текущий финансовый год;
прогноз социально-экономического развития соответствующей территории;
прогноз основных характеристик (общий объем доходов, общий объем расходов, дефицита (профицита) бюджета) консолидированного бюджета соответствующей территории на очередной финансовый год и плановый период либо проект среднесрочного финансового плана;
пояснительная записка к проекту бюджета;
методики (проекты методик) и расчеты распределения межбюджетных трансфертов;
верхний предел государственного (муниципального) долга на конец очередного финансового года (на конец очередного финансового года и конец каждого года планового периода);
проект программы государственных (муниципальных) внутренних заимствований на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период);
проект программы государственных внешних заимствований на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период);
проекты программ государственных (муниципальных) гарантий на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период);
оценка ожидаемого исполнения бюджета на текущий финансовый год;
проекты законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов;
предложенные законодательными (представительными) органами, органами судебной системы, органами государственного (муниципального) финансового контроля, созданными законодательными (представительными) органами, проекты бюджетных смет указанных органов, представляемые в случае возникновения разногласий с финансовым органом в отношении указанных бюджетных смет;
иные документы и материалы.
Таким образом, администрация Гилевского сельсовета в срок до ДД.ММ.ГГГГ была обязана внести проект решения о бюджете муниципального образования на 2011 год с приложением документов и материалов, предусмотренных статьей 184.2 БК РФ, на рассмотрение Совета депутатов Гилевского сельсовета.
В нарушение данных требований администрацией Гилевского сельсовета в установленный законом срок, т.е. ДД.ММ.ГГГГ проект бюджета не представлен на рассмотрение представительного органа - Совета депутатов Гилевского сельсовета.
Согласно объяснениям депутатов Совета депутатов Гилевского сельсовета проект бюджета представлен на рассмотрение представительного органа лишь ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 28 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» проект бюджета должен выноситься на публичные слушания.
Согласно статье 12 Устава МО «Гилевский сельсовет» для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей поселения Советом депутатов, главой сельсовета могут проводиться публичные слушания. Публичные слушания проводятся по инициативе населения, Совета депутатов или главы сельсовета. Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или Совета депутатов, назначаются Советом депутатов, а по инициативе главы сельсовета - главой сельсовета.
Положение, регламентирующего порядок организации и проведения публичных слушаний на территории Гилевского сельсовета, не принималось.
Таким образом, публичные слушания по проекту до его передачи в Совет депутатов должны быть организованы и проведены администрацией поселения, либо при поступлении проекта решения о бюджете публичные слушания должны быть организованы Советом депутатов.
В нарушение данных требований закона публичные слушания главой Гилевского сельсовета, Советом депутатов по проекту бюджета на 2011 год не проведены, что подтверждается объяснениями главы Гилевского сельсовета Линник В.Н., депутатов Совета депутатов Гилевского сельсовета, проект бюджета представлен на рассмотрение представительного органа ДД.ММ.ГГГГ.
Несмотря на получение проекта бюджета решение об утверждении бюджета муниципального образования «Гилевский сельсовет Локтевского района АК» до настоящего времени Советом депутатов Гилевского сельсовета не принято, что является нарушением Бюджетного кодекса РФ, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Согласно пункту 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» на основании части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, за защитой прав и свобод неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность.
Сложившаяся ситуация свидетельствует о бездействии администрации и Совета депутатов Гилевского сельсовета, что влечет нарушение прав и свобод граждан, проживающих на территории Гилевского сельсовета, так как в отсутствие утвержденного решения о бюджете на 2011 год органы местного самоуправления данного поселения не имеют возможности решать вопросы местного значения, в том числе по социальной поддержке незащищенных категорий граждан, реализовывать социальные программы и другие полномочия.
Просит суд признать незаконным бездействие администрации Гилевского сельсовета Локтевского района Алтайского края, Совета депутатов Гилевского сельсовета Локтевского района Алтайского края, выразившееся в неисполнение обязанности по проведению публичных слушаний по проекту бюджета, нарушению срока внесения проекта бюджета на рассмотрение представительного органа, непринятию решения о бюджете, а также возложить на администрацию Гилевского сельсовета Локтевского района Алтайского края, Совета депутатов Гилевского сельсовета Локтевского района Алтайского края обязанность назначить и провести публичные слушания по проекту решения о бюджете поселения на 2011 год.
Помощник прокурора Аксенова А.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении. Отказалась от заявленных требований в части возложения обязанности по проведению публичных слушаний, поскольку на день рассмотрения дела в суде данные действия выполнены заинтересованными лицами.
Представитель Администрации Гилевского сельсовета Локтевского района Линник В.Н. суду пояснил, что действительно несвоевременно им был представлен в представительный орган проект бюджета, однако на то послужили объективные причины. Так, в первой декаде декабря не представил, поскольку еще не было сметы доходов и расходов бюджета, впоследствии - представлял ДД.ММ.ГГГГ, но председатель Совета депутатов Гилевского сельсовета отказался его принять. Бюджет принят на 2011 год ДД.ММ.ГГГГ, проведены публичные слушания.
Представитель Администрации Гилевского сельсовета Петров А.В. пояснил, что в настоящее время бюджет принят, публичные слушания проведены.
Председатель Совета депутатов Гилевского сельсовета Локтевского района Саенко А.В. полагает, что вины представительного органа в сложившейся ситуации нет. В соответствии с действующим законодательством проект бюджета на будущий год должен быть направлен администрацией села до ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ была проведена сессия, но главой администрации не был представлен необходимый пакет документов.
Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости частичного удовлетворения требований.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу прекращено в части возложения на администрацию Гилевского сельсовета Локтевского района Алтайского края, Совет депутатов Гилевского сельсовета Локтевского района обязанности назначить и провести публичные слушания по проекту решения о бюджете поселения на 2011 год.
В соответствии со статьей 169 Бюджетного кодекса Российской Федерации проект бюджета осуществляется на основе прогноза социально - экономического развития в целях финансового обеспечения расходных обязательств.
Составление проектов бюджетов - исключительная прерогатива Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местных администраций муниципальных образований. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют финансовые органы муниципальных образований.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 185 Бюджетного кодекса РФ местные администрации муниципальных образований вносят на рассмотрение представительного органа проект решения о местном бюджете в сроки, установленные муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования, но не позднее 15 ноября текущего года. Одновременно с проектом бюджета в законодательный (представительный) орган представляются документы и материалы в соответствии со статьей 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Данные положения закона закреплены также в Федеральном законе от 28.08.1995 г. №154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии со ст. 6 ч.2 п.3 которого следует, что к вопросам местного значения относят, в том числе местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения.
Решением Совета депутатов Гилевского сельсовета Локтевского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ № были внесены изменения в Положение о бюджетном процессе в Гилевском сельсовета Локтевского района (л.д.57), глава администрации сельсовета вносит проект решения о бюджете на очередной финансовый год на рассмотрении в Совет депутатов не позднее 15 ноября текущего года.
Судом установлено, что проект бюджета поселения на 2011 год не был внесен в представительный орган в лице Совета депутатов Гилевского сельсовета в предусмотренную действующим законодательством дату, данное обстоятельство подтверждается собранными по делу письменными доказательствами и не оспаривается представителями Администрации Гилевского сельсовета.
Что касается требований в части признания незаконным бездействия указанных выше органов, выразившееся в неисполнении обязанности по проведению публичных слушаний по проекту бюджета, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 28 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» проект бюджета должен выноситься на публичные слушания.
Статьей 12 Устава муниципального образования (л.д.15) предусмотрено, что для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей поселения Советом депутатов, главой сельсовета могут проводиться публичные слушания. Публичные слушания проводятся по инициативе населения, Совета депутатов или главы сельсовета.
Таким образом, полномочия по вопросу проведения публичных слушаний имеются как у главы администрации, так и у председателя Совета депутатов, однако, судом учитывается, что таковые слушания проводятся при наличии проекта бюджета, соответственно, в рассматриваемом случае у Саенко А.В. отсутствовал таковой документ. В подтверждение обратного, а также ссылки на то, что проект бюджета поселения был вручен ДД.ММ.ГГГГ с полным пакетом необходимых документов, в нарушение ст.56 ГПК РФ главой администрации доказательств не представлено.
Статьёй 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобождён, взыскивается с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, в местный бюджет, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Администрация Гилевского сельсовета в силу закона также освобождена от уплаты госпошлины, соответственно она не подлежит взысканию
Руководствуясь ст. ст. 194 -199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявленные требования прокурора удовлетворить частично.
Признать бездействие администрации Гилевского сельсовета Локтевского района Алтайского края незаконным, выразившиеся в неисполнении обязанности по проведению публичных слушаний по проекту бюджета, нарушению срока внесения проекта бюджета на рассмотрение представительного органа.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд путём подачи кассационной жалобы или представления через Локтевский районный суд Алтайского края в течение 10 дней со дня принятия решения.
Судья Капустина О.В.
Верно:
Судья Капустина О.В.
Решение вступило в законную силу _________________
Судья Капустина О.В.
Секретарь с/з Савенкова Е