2-233 Признание неправомерными действий, постановления и компенсации морального вреда



Дело № 2-233

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Лодейное Поле 02 августа 2010 года

Лодейнопольский городской суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Гончарова А.А., при секретаре Римша Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Семеновой Ю.П. к администрации <данные изъяты> о признании неправомерными действий, постановления и компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

26.03.2010 г. Семенова Ю.П. обратилась в суд с иском к администрации <данные изъяты> о признании ее права на получение жилого помещения, как бывшего работника в бюджетной сфере, признании неправомочными действия администрации <данные изъяты> в выдаче постановления о предоставлении жилого помещения по договору социального найма от 04.03.2010 г. № в связи с тем, что ее семья стала больше, а отсутствие документально подтверждения связано с тем, что государственные служащие не считают необходимым предупреждать о том, какие документы ей нужно принести и по их халатности она не имела возможности заявлять, что ее семья увеличилась, взыскать компенсацию морального вреда.

В обоснование своего иска Семенова Ю.П. указала следующее: с 1976 г. она состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях. В бюджетной сфере она проработала 32 года. В соответствии с жилищным законодательством она (в последующем, и ее семья - сыновья: ФИО 1 и ФИО 2 была принята на учет нуждающихся в получении жилого помещения по избранному месту жительства. 13.01.2010 г. она обратилась с заявлением к главе администрации <данные изъяты> ФИО 3, просила обосновать, почему ей не предоставили жилую площадь в 2009 году. 20.01.2010 г. она получила ответ главы администрации, что согласно постановления Правительства <данные изъяты> № от 10.09.2009 г. «О распределении в 2009 году субсидий из областного бюджета Ленинградской области бюджетам городских и сельских поселений Ленинградской области на строительство жилых домов, долевое участие в жилищном строительстве и приобретении жилья на вторичном рынке для работников бюджетной сферы» - право на обеспечение жилыми помещениями имеют работники бюджетной сферы, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий и состоящие в трудовых отношениях с муниципальными и государственными учреждениями Ленинградской области. Ее старший сын ФИО 1., стоящий на учете нуждающихся в жилье, получил право на обеспечение жильем. Ему администрация предоставила однокомнатную квартиру по адресу: <адрес>, на что был выдан смотровой ордер. На следующий день ей позвонили с администрации и предложили вселиться с семьей (она и два ее сына – ФИО 1 и ФИО 2) в благоустроенную квартиру общей площадью 55,8 кв.м. Но вселение в эту квартиру предполагало и то, что ее сын ФИО 1 откажется от предоставленной ему однокомнатной квартиры по указанному адресу. Тогда она вновь обратилась к главе администрации с письменной просьбой объяснить, что по какой причине ей предложили занять жилое помещение (благоустроенную двухкомнатную квартиру) после изменения состава ее семьи ( в состав ее семьи входят еще двое несовершеннолетних детей и беременная невестка). 05.03.2010 г. она получила ответ с администрации на свое заявление, что ее семье (ей и ее сыновьям) предоставляется двухкомнатная благоустроенная квартира общей площадью 55,8 кв.м по адресу: <адрес>. Был выдан смотровой ордер. К заявлению прилагалась копия выписки из постановления № от 04.03.2010 г., в котором предоставляется жилое помещение по договору социального найма, со снятием с учета нуждающихся в жилом помещении, учетный номер общей очереди – 19. При предоставлении квартиры не учтено, что она и ее сыновья ведут раздельное хозяйство и количество членом их семьи увеличилось вдвое. В результате допущенного ущемления ее права на жилище она испытывает нравственные и физические страдания.

Определением суда от 13.04.2010 г. привлечены к участию в настоящем дела в качестве третьих лиц на стороне истца: ФИО 1., ФИО 2 и ФИО 4

14.04.2010 г. в Лодейнопольский городской суд поступило исковое заявление (уточненное) Семеновой Ю.П.., в котором она просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме 10000 руб.

16.04.2010 г. от Семеновой Ю.П. в суд поступило исковое заявление (уточненное), в котором она не заявляет каких-либо требований, но просит учесть дополнительные доказательства ее невестки ФИО 4.

05.05.2010 г. в Лодейнопольский городской суд поступило от Семеновой Ю.П. заявление об изменении (уточнении) исковых требований, в которых она просит пересмотреть постановление главы администрации <данные изъяты> от 04.03.2010 г. № «О предоставлении жилого помещения по договору социального найма», в связи с тем, что ответчик ссылается на предоставление благоустроенной двухкомнатной <адрес> сыну ФИО 1., как работнику, состоящему в трудовых отношениях с государственным учреждением Ленинградской области (ОВД по <данные изъяты>) и в то же время квартира предоставляется на состав семьи три человека.

25.05.2010 г. в Лодейнопольский городской суд поступило от Семеновой Ю.П. заявление об изменении (уточнении) исковых требований, в которых она просит восстановить на очереди (номер 19) как нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма ФИО 5 – внука, ФИО 4 – невестку, ФИО 6 – внучку с момента их регистрации по адресу: <адрес> и признать неправомерным названное постановление от 04.03.2010 г №.

В судебном заседании истец подтвердила свои исковые требования, пояснив, что считает о том, что жилье должно предоставляться на весь состав семьи.

Третьи лица на стороне истца: ФИО 1., ФИО 2, и ФИО 4 с иском согласились.

Ответчик – администрация <данные изъяты> (представитель по доверенности Свинцова Е.Е.) с иском не согласилась, указав, что оспариваемое постановление вынесено в соответствии с законом, учитывая, что ФИО 4 и несовершеннолетние ФИО 6 и ФИО 5 не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, ввиду отсутствия соответствующих заявлений и приложенных к ним документов.

Выслушав участников судебного разбирательства, допросив свидетелей ФИО 7, ФИО 8 и ФИО 9, изучив материалы дела, суд пришел к следующему выводу, отказывая в удовлетворении исковых требований.

Семенова Ю.П. состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях с 29.12.1976 г. Она проживает и зарегистрирована по адресу: <адрес>, в двухкомнатной квартире, общей площадью 41,3 кв.м., в т.ч. жилой площадью 30,0 кв.м.

Согласно справки ф.9 в данном жилом помещении зарегистрированы по месту жительства: Семенова Ю.П., ДД.ММ.ГГГГ г.р., – с 04.02.1986 г.; ФИО 10, ДД.ММ.ГГГГ г.р., – бывший муж с 04.02.1986 г.; ФИО 2., ДД.ММ.ГГГГ г.р., - сын с 07.03.2000 г.; ФИО 1., ДД.ММ.ГГГГ г.р., – сын с 01.06.1999 г.; ФИО 5., ДД.ММ.ГГГГ г.р., – внук с 09.09.2005 г.; ФИО 6., ДД.ММ.ГГГГ г.р., внучка с 16.12.2008 г., ФИО 4., ДД.ММ.ГГГГ г.р., невестка с 28.02.2009 г.

Данное жилое помещение предоставлено на основании ордера на жилое помещение № от 31.01.1986 г. ФИО 10, Семеновой Ю.П.- жене, ФИО 1 –сыну, ФИО 2 – сыну.

По договору социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между собственником жилого помещения <данные изъяты> городским поселением – наймодателем и ФИО 10- нанимателем, совместно с нанимателем в жилое помещение вселены: Семенова Ю.П. – бывшая жена, ФИО 2 – сын, ФИО 1.- сын, ФИО 5.- внук, ФИО 6 – внучка, ФИО 4 – невестка.

Постановлением главы администрации <данные изъяты> от 25.03.2009 г. № «Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», в связи с подачей личного заявления, был снят с учета бывший муж истца – ФИО 10; оставлены на учете нуждающихся в жилых помещениях Семенова Ю.П., ФИО 2 и ФИО 1.; номер очереди – 20.

Постановлением Правительства <данные изъяты> от 10.09.2009 г. № был утвержден «Порядок предоставления в 2009 году субсидий из областного бюджета Ленинградской области, бюджетам городских и сельских поселений Ленинградской области на строительство жилых домов, долевое участие в жилищном строительстве и приобретение жилья на вторичном рынке для работников бюджетной сферы» и «Распределение в 2009 году субсидий из областного бюджета Ленинградской области бюджетам городских и сельских поселений Ленинградской области на строительство жилых домов, долевое участие в жилищном строительстве и приобретение жилья на вторичном рынке для работников бюджетной сферы».

Согласно данного постановления субсидии предоставлялись бюджетам городских и сельских поселений в целях софинансирования строительства жилых домов, долевого участия в жилищном строительстве и приобретения жилья на вторичном рынке для работников бюджетной сферы в порядке межбюджетных отношений. Право на обеспечение жилыми помещениями, приобретенными за счет субсидий, имеют работники бюджетной сферы, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий и состоящие в трудовых отношениях с муниципальными или государственными учреждениями Ленинградской области либо являющиеся муниципальными или гражданским служащими или государственными гражданскими служащими Ленинградской области. Жилье предоставляется по договору социального найма в соответствии с жилищным кодексом РФ.

<данные изъяты> городское поселение по договорам долевого участия в строительстве приобрело в <адрес> 45 целевых квартир, из них: 19 квартир – по программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» и 26 квартир – для работников бюджетной сферы.

Постановлением главы администрации <данные изъяты> от 04.03.2010 г. № «О предоставлении жилого помещения по договору социального найма» двухкомнатная благоустроенная квартира общей площадью 55,8 кв.м, находящаяся по адресу: <адрес>, была предоставлена по договору социального найма ФИО 1 (работнику, состоящему в трудовых отношениях с государственным учреждением – ОВД по <данные изъяты>), ФИО 2 и Семеновой Ю.П., со снятием с учета нуждающихся в жилом помещении, учетный номер общей очереди – 19.

Квартира была предоставлена на состав семьи три человека: ФИО 1., его мать Семенова Ю.П., брат ФИО 2., состоящими на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях согласно Жилищного кодекса РФ по норме предоставления в соответствии с решением совета депутатов от 19.10.2007 г. №141 «О внесении изменений в решение совета депутатов №40 от 08.02.2006 г. «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления общей площади жилого помещения на территории муниципального образования Лодейнопольское городское поселение Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области.

Другие родственники Семеновой Ю.П.: внук ФИО 5., внучка ФИО 6 и невестка ФИО 4 не состояли на учете граждан нуждающихся в жилых помещениях и поэтому им не было предоставлено жилое помещение по договору социального найма.

На основании ст.49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда (п.1); малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке (п.2).

В ст.51 ЖК РФ предусмотрены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Согласно ст.52 ЖК РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев (п.1); состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст.49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (п.2); принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства; принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями (п.3); с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет (п.4); решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с ч.4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через 30 рабочих дней со дня представления указанных документов (п.5); орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения (п.6); порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта РФ (п.7).

26.10.2005 г. был принят Закон Ленинградской области №89-оз «О порядке ведения органами местного самоуправления Ленинградской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Согласно ст.3 названного Закона, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в орган, осуществляющий принятие на учет (п.1); заявление о принятии на учет подписывается всеми совершеннолетними членами семьи и предоставляется гражданами непосредственно в орган, осуществляющий принятие на учет; заявление о принятии на учет недееспособных граждан представляется их законными представителями (п.2).

То есть для принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях законом предусмотрены специальные правила и только их соблюдение дает возможность встать на этот учет.

Суд не может принять объяснения истца, третьих лиц и показания свидетеля ФИО 7 – их знакомой о том, что в органе, осуществляющем принятие на учет, их ввели в заблуждение о постановке всех членов семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях, т.к. по данному вопросу предусмотрена специальная процедура.

Учитывая названное, предоставлять жилое помещение другим родственникам истца, кроме, стоящих на учете в качестве нуждающихся Семенову Д.В., Семенову А.В. и Семеновой Ю.П., у ответчика не было оснований.

Также отсутствуют основания для восстановления на очереди как нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма ФИО 4, а также несовершеннолетних ФИО 5 и ФИО 6., т.к. на этом учете они не состояли.

Оснований для признания постановления главы администрации <данные изъяты> от 04.03.2010 г. № «О предоставлении жилого помещения по договору социального найма» не имеется, т.к. это постановление принято в соответствии с законом в пределах полномочий органа местного самоуправления.

Каких-либо оснований для компенсации морального вреда истцу не имеется.

Руководствуясь ст.193-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать Семеновой Ю.П. в иске к администрации <данные изъяты> о признании неправомерными действий, постановления от 04.03.2010 г № «О предоставлении жилого помещения по договору социального найма», восстановлении на очереди в качестве нуждающихся в жилых помещениях и взыскании компенсации морального вреда.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд через Лодейнопольский городской суд в течение 10 дней.

Судья А.А. Гончаров