Дело № 2- 21/2012
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Лодейное Поле 12 января 2012 года
Лодейнопольский городской суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Гончарова А.А., при секретаре Пермиловской Т.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Лодейнопольского городского прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «ЛОДБАЛТЛЕС» об обязании провести мероприятия по очистке земель лесного фонда в квартале 75 (выдел 15) Свирского участкового лесничества Лодейнопольского лесничества,
УСТАНОВИЛ: 20.09 2011 г. Лодейнопольский городской прокурор Ленинградской области, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ООО «ЛОДБАЛТЛЕС» об обязании провести мероприятия по очистке земель лесного фонда, находящихся у ООО «ЛОДБАЛТЛЕС» на праве аренды, путем вывоза бытовых отходов объемом около 2 куб.м., незаконно размещенных на территории земель лесного фонда в квартале 75 (выдел 15) Свирского участкового лесничества Лодейнопольского лесничества, специализированным транспортом и организацией, имеющей лицензию на право обращения с отходами, на санкционированный полигон ТБО.
В обоснование своего иска прокурор указал следующее: в ходе проведенной проверки выявлены нарушения требований природоохранного законодательства. Так, на территории лесного фонда, а именно в квартале 75 (выдел 15) Свирского участкового лесничества Лодейнопольского лесничества размещена несанкционированная свалка отходов потребления объемом 2 куб.м. Указанный лесной участок находится на праве аренды у ООО «ЛОДБАЛТЛЕС» на основании договора аренды лесного участка, заключенного между указанной организацией и комитетом по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области. В соответствии с пп. «н» п.18 вышеназванного договора аренды обязанность по исполнению Санитарных правил в лесах возложена на арендатора, в данном случае на ООО «ЛОДБАЛТЛЕС».
Определением Лодейнопольского городского суда от 17.10.2011 г. в качестве соответчика привлечена администрация Янегского сельского поселения Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области и в качестве третьих лиц привлечены: комитет по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области и Ленинградской областное государственное бюджетное учреждение «Управление лесами Ленинградской области» (ЛОГБУ «Ленобллес»).
Определением Лодейнопольского городского суда от 30.11.2011 г. в качестве соответчика привлечена к участию в деле администрация Свирьстройского городского поселения Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области.
В судебном заседании заместитель Лодейнопольского городского прокурора Ленинградской области Кононов И.П. подтвердил исковые требования.
Ответчик ООО «ЛОДБАЛТЛЕС» (представитель - ФИО1 с исковыми требованиями прокурора не согласен; он считает, что в соответствии с действующим законодательством и Проектом освоения лесов на лесном участке, предоставленном обществу в аренду, ООО «ЛОДБАЛТЛЕС» обязано проводить мероприятия по очистке земель лесного фонда от захламлений, образовавшихся в результате производственной деятельности ООО «ЛОДБАЛТЛЕС». Обязанность по очистке леса от захламления в виде бытовых отходов возложена на органы местного самоуправления в соответствии с законом.
Соответчики: администрация Янегского сельского поселения Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области и администрация Свирьстройского городского поселения Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области были извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства под расписку (справочный лист по делу –обратная сторона) своих представителей в суд не направили.
Третье лицо: комитет по природным ресурсам Ленинградской области и ЛОГБУ «Ленобллес» (представитель обоих лиц ФИО2.) считает надлежащим ответчиком по делу администрацию Свирьстройского городского поселения, т.к. ее полномочия распространяются на всю территорию поселения; отходы бытового потребления ООО «Лодбалтлес» убирать не обязано.
Выслушав участников судебного разбирательства, устную консультацию специалиста – лесничего Свирского участкового лесничества ФИО3, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Между Комитетом по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области и ООО «ЛОДБАЛТЛЕС» заключен договор аренды лесного участка № № от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия договора <данные изъяты> предметом которого является передача в аренду участков лесного фонда общей площадью <данные изъяты> для использования в целях заготовки древесины.
Данный договор зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ. УФРС по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в Едином государственном реестре прав за № №
Согласно Акта приема-передачи лесного участка в аренду от ДД.ММ.ГГГГ., являющегося обязательным приложением к договору аренды, участок лесного фонда общей площадью <данные изъяты> передан ООО «ЛОДБАЛТЛЕС», в том числе квартал 75 выдел 15 Свирского участкового лесничества Лодейнопольского лесничества.
08.08.2011 г. старшим помощником Лодейнопольского городского прокурора совместно с лесничим Свирского участкового лесничества ФИО3 проведено обследование территории лесного фонда, расположенного на территории Свирьстройского городского поселения Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области. По результатам обследования земель лесного фонда, в квартале 75 выдел 15 выявлено несанкционированное скопление отходов производства и потребления объемом 2 куб. м. Наличие отходов зафиксировано в Акте от 08.08.2011 г. Арендатором указанного лесного участка, согласно договору аренды лесного участка № № от ДД.ММ.ГГГГ является ООО «ЛОДБАЛТЛЕС».
Указанная свалка находится на землях лесного фонда, в <данные изъяты> от территории Свирьстройского городского поселения. Свалка представляет собой бытовой мусор: полиэтиленовые пакеты, бутылки, бумажные тарелки, коробки из-под стирального порошка, бидоны из-под краски.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 55 Лесного Кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).
Согласно части 2 статьи 55 ЛК РФ указанные в пункте 4 части 1 статьи 55 ЛК РФ меры санитарной безопасности на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов.
В силу пункта 4 Правил санитарной безопасности в лесах, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 г. N 414 (далее – Правила) в лесах на лесных участках, предоставленных в аренду, санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются арендаторами этих участков на основании проекта освоения лесов.
Пунктом 28 данных Правил предусмотрено, что санитарно-оздоровительными мероприятиями являются вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.
Согласно пунктам 5 и 6 Руководства по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий, утвержденных Приказом Рослесхоза от 29.12.2007 N 523, выполнение санитарно-оздоровительных мероприятий осуществляется в соответствии со статьей 19 ЛК РФ и Правилами санитарной безопасности в лесах путем размещения заказов на выполнение этих работ, кроме случаев, когда это возложено на лица, использующие леса. Лица, использующие леса в соответствии с договором аренды, выполняют санитарно-оздоровительные мероприятия (все или их часть) за собственные средства на основании проекта освоения лесов и результатов лесопатологических обследований с учетом требований настоящего Руководства (статья 4 Правил санитарной безопасности в лесах).
Таким образом, частью 2 статьи 55 ЛК РФ и пунктом 4 Правил санитарной безопасности в лесах установлена обязанность арендатора лесного участка по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 88 ЛК РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 названного Кодекса. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Частью 1 статьи 12 ЛК РФ предусмотрено, что освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности.
В силу пункта 3 части 5 статьи 12 ЛК РФ при освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляется проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Согласно п.5.2. Проекта освоения лесов, на лесном участке, переданном в аренду ООО «ЛОДБАЛТЛЕС», в числе проектируемых мероприятий по противопожарному обустройству лесов содержится запрет засорения леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором (стр.101 Проекта).
Согласно п.5.5. Проекта освоения лесов для обеспечения санитарной безопасности в лесах на лесном участке, арендуемом ООО «ЛОДБАЛТЛЕС», будут проводиться санитарно-оздоровительные и истребительные мероприятия, не связанные с рубкой погибших и повреждённых насаждений, в том числе - очистка лесов от загрязнения и иного негативного воздействия (стр.107 Проекта).
Из материалов дела следует, что в соответствии подпунктам «з», «н», «с» пункта 18 договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ г. ООО «ЛОДБАЛТЛЕС» обязано осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия в соответствии с Проектом освоения лесов, выполнять требования Санитарных правил в лесах Российской Федерации, а также выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статьей 422 ГК РФ предусмотрено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения; если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Из анализа приведенных выше положений ЛК РФ, Правил санитарной безопасности в лесах, Руководства по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий и Проекта освоения лесов следует, что арендатор обязан ликвидировать свалки бытовых отходов за свой счет на всем арендуемом лесном участке независимо от наличия его вины.
Содержащаяся в названных нормах оговорка о том, что санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются на основании Проекта освоения лесов, не изменяют установленной этими нормами обязанности, а лишь указывают на необходимость включения санитарно-оздоровительных мероприятий в Проект освоения лесов. В силу императивности перечисленных норм, проект не может противоречить им и ставить обязанность арендатора по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий под условие о наличии вины арендатора в загрязнении лесов.
Доводы представителя ответчика ООО «ЛОДБАЛТЛЕС»о том, что арендатор обязан осуществлять очистку участков лесного фонда лишь от отходов, образовавшихся по его вине, суд считает несостоятельными.
В данном случае речь идёт не о гражданско-правовой ответственности за причинение вреда, непременным условием которой является наличие вины, а об установленной законом обязанности по содержанию арендованного лесного участка в соответствии с Правилами санитарной безопасности в лесах.
Суд не принимает во внимание доводы ответчика о наличии обязанности органов местного самоуправления поселения, а именно администрации Свирьстройского городского поселения, собрать и вывезти с участков лесного фонда, находящихся в аренде на срок <данные изъяты> у ООО «ЛОДБАЛТЛЕС», незаконно размещенные бытовые отходы.
Положения ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к правоотношениям по пользованию участками лесного фонда, по мнению суда, не применимы.
Федеральное законодательство, регулирующее правоотношения по использованию лесов на праве аренды, прямо предусматривает обязанность арендаторов участков лесного фонда проводить очистку лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.
Статья 42 Конституции Российской Федерации гарантирует право каждого на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способ которых, должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.
Часть 1 ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», определяет, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировки, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативно- правовыми актами Российской Федерации.
Твердые бытовые отходы могут представлять опасность для человека, ввиду чего деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности подлежит лицензированию (п.30 ст.12 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).
В соответствии с пп.3.1, 3.2 СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Минздравом СССР 05.08. 1988 г. №4690-88, обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке; запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать на сельскохозяйственных полях; твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Суд приходит к выводу, что неисполнение ответчиком требований природоохранного законодательства ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, их жизнь и здоровье, нарушает право граждан и благоприятную среду обитания, а также может повлечь за собой причинение вреда здоровью граждан.
Таким образом, требования прокурора об обязании ООО «ЛОДБАЛТЛЕС» провести мероприятия по очистке лесного фонда в квартале 75 (выдел 15) Свирского участкового лесничества Лодейнопольского лесничества от несанкционированных свалок бытовых отходов, являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Учитывая зимнее время, когда рассматривается настоящее дело, в лесу лежит снег, что затрудняет исполнить решение суда, суд в порядке ст.206 ГПК РФ устанавливает срок исполнения решения суда до 01 июня 2012 года.
Суд считает необходимым освободить от гражданско-правовой ответственности администрацию Янегского сельского поселения Лодейнопольского муниципального района и администрацию Свирьстройского городского поселения Лодейнопольского муниципального района.
В связи с тем, что прокурором подано исковое заявление в интересах неопределенного круга лиц и он освобожден от уплаты госпошлины, госпошлина подлежит взысканию с ответчика в сумме 200 руб. в федеральный бюджет, что предусмотрено ч.1 ст.103 ГПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 193-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать ООО «ЛОДБАЛТЛЕС» провести мероприятия по очистке земель лесного фонда, находящихся у ООО «ЛОДБАЛТЛЕС» на праве аренды, путем вывоза бытовых отходов объемом около 2 куб.м., незаконно размещенных на территории земель лесного фонда в квартале 75 (выдел 15) Свирского участкового лесничества Лодейнопольского лесничества специализированным транспортом и организацией, имеющей лицензию на право обращения с отходами, на санкционированный полигон твердых бытовых отходов в срок до 01 июня 2012 года.
Отказать по указанному иску Лодейнопольскому городскому прокурору к администрации Янегского сельского поселения Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области и администрации Свирьстройского городского поселения Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области.
Взыскать с ООО «ЛОДБАЛТЛЕС» госпошлину в доход федерального бюджета в размере 200 руб.00 коп.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд путем подачи жалобы в Лодейнопольский городской суд в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме
Судья Гончаров А.А.