об обязании предоставить информацию



Дело № 2-1399/10 11 мая 2010 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

(Извлечение для сайта)

Ленинский районный суд Санкт-Петербурга в составе: председательствующего судьи Мелешко Н.В., при секретаре Гебя Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Филипповой Ольги Егоровны об обязании Управления государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по Ленинградской области предоставить информацию,

у с т а н о в и л:

Филиппова О.Е. обратилась в суд с заявлением об оспаривании отказа Управления государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по Ленинградской области предоставить информацию, указывая, что она является собственником участка № * в СНТ «Э...», расположенного в посёлке Б... В-ского района Ленинградской области, соседний участок №** принадлежит Ш-вой М.С. В 1994 г. сгорел садовый дом на участке №**, в последующем Ш-ва М.С. произвела застройку своего участка. В июле-августе 2006 г. на основании заявления представителя заявителя Филиппова А.И. В-ский отдел ГПН провел внеплановую проверку соблюдения требований пожарной безопасности на участке №** и привлек Ш-ву М.С. к административной ответственности. Управление государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по Ленинградской области отменило постановление о привлечении Ш-вой М.С. к административной ответственности. Филиппов А.И. 06.11.2009 г. и 24.11.2009 г. обращался в Управление государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по Ленинградской области с просьбой предоставить материалы, использованные при вынесении решения, для оценки обоснованности действий Управления государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по Ленинградской области в отношении интересов Филипповой О.Е. Управление государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по Ленинградской области отказало заявителю в предоставлении информации, ссылаясь на наличие отказа Ш-вой М.С. на разглашение сведений. Отказ Управления государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по Ленинградской области предоставить Филипповой О.Е. информацию препятствует заявителю его обжаловать. Рассмотрение обращения Ш-вой М.С. без привлечения заявителя нарушает гарантированное законом право свободно реализовывать свои права. В связи с чем, заявитель просит обязать Управление государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по Ленинградской области предоставить ей материалы и мотивированное решение по проверке документов ОГПН В-ского района Ленинградской области по внеплановому мероприятию контроля участка №** в июле-августе 2006 г., непосредственно затрагивающие интересы заявителя в связи с нарушением плана застройки и требований пожарной безопасности строений на участке №**, принадлежащем Ш-вой М.С.

В судебном заседании представитель Филипповой О.Е. - Филиппов А.И. доводы заявления поддержал, пояснил, что соседка Ш-ва М.С. самовольно перенесла свое строение ближе строениям заявителя, нарушив требования пожарной безопасности и повысив пожароопасные риски. 26.06.2009 г. Филиппова О.Е. обратилась во В-ский городской суд с иском к Ш-вой М.С. о признании возведенного строения самовольной постройкой, в настоящее время производство по делу приостановлено на время проведения экспертизы. Непредоставление запрошенных заявителем документов препятствует реализации права Филипповой О.Е. на обжалование действий и решений Управления государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по Ленинградской области.

Представитель Управления государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по Ленинградской области Яшуков А.С. с заявлением не согласился, пояснил, что управлением дан исчерпывающий ответ в пределах его компетенции, документы, истребуемые Филипповой О.Е., не могут быть ей предоставлены, поскольку имеется заявление Ш-вой М.С. о несогласии на разглашение сведений.

Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что **.07.2006 г. был составлен акт № *** о проведении государственным инспектором В-ского района по пожарному надзору мероприятий по контролю соблюдения требований пожарной безопасности по адресу: В-ский р-н, посёлок Б..., СНТ «Э...». Внеплановые мероприятия по контролю произведены на основании заявления Ш-вой М.С. № **-** от **.06.2006 г. Соседи, и в частности Филиппова О.Е., к составлению акта не привлекались.

По результатам мероприятий Ш-вой М.С. было выдано предписание № *****.

28.09.2006 г. Филиппов А.И. обратился в ОГПН В-ского района с заявлением, на которое получил ответ от 23.10.2006 г. с сообщением о результатах проведения мероприятий по контролю на участке №** СНТ «Э...».

Ш-ва М.С. обратилась в Управление государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по Ленинградской области с жалобой на предписание № *****. Решением Управления государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по Ленинградской области от **.11.2009 г. отменено выданное Ш-вой М.С. предписание № ***** по устранению нарушений требований пожарной безопасности от **.08.2006 г. территориального отдела ГПН В-ского района.

Сведений, что акт № *** от **.07.2006 г., предписание № ***** и решение от **.11.2009 г. содержат сведения об обращениях Филипповой О.Е. либо садовом участке, занимаемом Филипповой О.Е., в указанных документах не имеется.

Согласно Административному регламенту Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами обязательных требований пожарной безопасности, утвержденному приказ МЧС РФ № 517 от 01.10.2007 г. (в ред. от 22.03.2010 г.), зарегистрированному в Минюсте РФ 31.10.2007 г. за № 10424, основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в органы ГПН обращений и заявлений граждан (пп. 2 п. 46). При проведении проверки государственный инспектор (государственные инспектора) по пожарному надзору не вправе распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации (пп. 5 п. 55). Обжалование действий (бездействия) и решений государственных инспекторов по пожарному надзору осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации к вышестоящему в порядке подчиненности государственному инспектору по пожарному надзору или в суд. Ответ на жалобу, поступившую в орган ГПН, направляется по почтовому адресу, указанному в обращении (п. 97). Органы ГПН и государственные инспектора по пожарному надзору: обеспечивают объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение жалобы, в случае необходимости - с участием заявителя, направившего жалобу, или его законного представителя; вправе запрашивать необходимые для рассмотрения жалобы документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; по результатам рассмотрения жалобы принимают меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов заявителя, дают письменный ответ по существу поставленных в жалобе вопросов. Ответ на жалобу, поступившую в орган ГПН, направляется по почтовому адресу, указанному в обращении (п. 98).

Таким образом, обязанность по предоставлению сведений и документов из материалов проверки лицам, не являющимся заявителями, участниками мероприятий по контролю, вышеуказанным Административным регламентом не предусмотрена.

Статьей 26 Федерального закона «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ от 21.12.1994 г. (в ред. от 25.11.2009 г.) установлено, что основания и порядок внесения в информационные системы сведений о пожарной безопасности, а также условия и порядок ознакомления с ними должностных лиц и граждан устанавливаются законодательством Российской Федерации по пожарной безопасности.

Таким образом, граждане имеют право на предоставление информации о пожарной безопасности, а не на получение документов, составленным по результатам мероприятий по контролю в отношении иных лиц.

В соответствии со ст.ст. 8 и 9 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» № 149-ФЗ от 27.07.2006 г. граждане вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных федеральными законами. Гражданин имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством РФ, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы. Не может быть ограничен доступ: к нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления; к информации о состоянии окружающей среды; к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну); к информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией; к иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами. Порядок доступа к персональным данным граждан устанавливается Федеральным законом о персональных данных.

При таких обстоятельствах, также учитывая положения ст. 24 Конституции РФ, поскольку заявление Филипповой О.Е. не являлось основанием для проведения мероприятий по контролю на участке №**, акт № *** от **.07.2006 г., предписание № ***** и решение от **.11.2009 г. вынесены не в отношении Филипповой О.Е., суд считает, что данные документы не затрагивают права и свободы Филипповой О.Е., поэтому предоставление документов Филипповой О.Е. по результатам проведения мероприятий по контролю в отношении Ш-вой М.С. в силу закона обязательным не является.

На основании п. 2 ст. 2 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» № 59-ФЗ от 02.05.2006 г. граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.

Согласно п. 2 ст. 5 того же Федерального закона при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.

По п. 2 ст. 6 вышеуказанного Федерального закона при рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Не является разглашением сведений, содержащихся в обращении, направление письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Таким образом, законодатель указывает, что при обращении в государственный орган с заявлениями и жалобами граждане имеют право на ознакомление с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения. Поскольку истребуемые Филипповой О.Е. документы составлены не по результатам рассмотрения её обращения, то при несогласии Ш-вой М.С. на разглашение сведений, затрагивающих её имя, документы иным гражданам, в частности Ш-вой М.С., предоставлены быть не могут.

На основании ст. 2 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» № 4866-1 от 27.04.1993 г. (в ред. от 09.02.2009 г.) к действиям (решениям) государственных органов и должностных лиц, которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе представление официальной информации, ставшей основанием для совершения действий (принятия решений), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод. Каждый гражданин имеет право получить, а должностные лица, государственные служащие обязаны ему предоставить возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если нет установленных федеральным законом ограничений на информацию, содержащуюся в этих документах и материалах. К официальной информации относятся сведения в письменной или устной форме, повлиявшие на осуществление прав и свобод гражданина и представленные в адрес государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих, совершивших действия (принявших решения), с установленным авторством данной информации, если она признается судом как основание для совершения действий (принятия решений).

Заявителем не представлено доказательств, что отказом в предоставлении материалов и решения нарушены права Филипповой О.Е. либо ей созданы препятствия для осуществления прав и свобод. Отсутствие документов не лишает права обжаловать действия и решения Управления государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по Ленинградской области, поскольку заявитель вправе ходатайствовать перед судом об истребовании необходимых для рассмотрения дела доказательств. Кроме того, согласно Административному регламенту Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, обжаловать предписания и решения могут лица, которых они затрагивают, как установлено судом выше акт № *** от **.07.2006 г., предписание № ***** и решение от **.11.2009 г. права и интересы Филипповой О.Е. не затрагивают, не возлагают на неё каких-либо обязанностей. Также суд учитывает, что в производстве В-ского городского суда находится гражданское дело по иску Филипповой О.Е. к Ш-вой М.С. о признании строения самовольной постройкой, при рассмотрении которого заявитель вправе доказывать нарушение Ш-вой М.С. требований пожарной безопасности и ходатайствовать перед судом о сборе доказательств, которыми истец не обладает.

Ссылки заявителя на п.п. 19, 31 и 87 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами обязательных требований пожарной безопасности, утвержденного приказом МЧС РФ № 517 от 01.10.2007 г., ст.ст. 260, 263, 304 Гражданского кодекса РФ, ст. 40 Земельного кодекса РФ не имеют правового значения для разрешения спора.

С учетом вышеизложенного, суд считает, что в удовлетворении заявления Филипповой О.Е. об обязании Управления государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по Ленинградской области предоставить ей материалы и мотивированное решение по проверке документов ОГПН В-ского района Ленинградской области по внеплановому мероприятию контроля участка №** в июле-августе 2006 г., непосредственно затрагивающие интересы заявителя в связи с нарушением плана застройки и требований пожарной безопасности строений на участке №**, принадлежащем Ш-вой М.С. - должно быть отказано полностью.

Руководствуясь ст.ст. 246, 194, 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Отказать в удовлетворении заявления Филипповой Ольги Егоровны об обязании Управления государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по Ленинградской области предоставить материалы и мотивированное решение по мероприятиям по проверке участка №** СНТ «Э...» в июле-августе 2006 г.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургском городском суде через Ленинский районный суд в течение десяти дней.

Судья: подпись.

Решение обжаловано Филипповой Ольгой Егоровной в Санкт-Петербургский городской суд.

Определением Судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 23.06.2010 г. решение оставлено без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.