об обязании заключить договор социального найма и обязании произвести регистрацию



Дело №2-14/10 5 апреля 2010 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

(Извлечение для сайта)

Ленинский районный суд Санкт-Петербурга в составе: председательствующего судьи Мелешко Н.В., при участии адвоката Смирнова Е.А., при секретаре Гебя Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шварца Артура Николаевича, Шварц Ларисы Михайловны и Шварц Дианы Артуровны к Жилищному комитету Правительства Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургскому ГУ «Дирекция по содержанию общежитий» и Отделу УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в Адмиралтейском районе о признании права пользования жилым помещением, обязании издать распоряжение о заключении договора социального найма, обязании заключить договор социального найма и обязании произвести регистрацию по месту постоянного проживания,

у с т а н о в и л:

Спорная жилая площадь состоит из комнаты площадью 21,90 кв.м, расположенной по адресу: Санкт-Петербург,. .. проспект, дом. .., квартира. ..

Истцы Шварц А.Н., Шварц Л.М. и Шварц Д.А. к Жилищному комитету Правительства Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургскому ГУ «Дирекция по содержанию общежитий» и Отделу УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в Адмиралтейском районе, указывая, что администрацией ФГП СУ ОЛ ЛенВО *** УНР в 1997 г. Шварц А.Н. было предоставлено спорное жилое помещение в связи с работой на данном предприятии, в последующем здание общежития находилось в ведении ФГУП «Управление жилищно-коммунального хозяйства №. ..», имущество которого при приватизации предприятия передано ОАО «Управление жилищно-коммунального хозяйства», в состав имущества предприятия здание общежития не вошло, являлось собственностью Российской Федерации, в последующем на основании распоряжения ТУ ФАУГИ в Санкт-Петербурге №*** от **.11.2009 г. здание общежития передано в собственность Санкт-Петербурга, **.12.2010 г. между ТУ ФАУГИ в Санкт-Петербурге и КУГИ Санкт-Петербурга подписан акт приема-передачи здания, **.12.2009 г. здание учтено в реестре недвижимого имущества Санкт-Петербурга и передано в ведение Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга. Семья истцов с 1997 г. и по настоящее время постоянно проживает в спорном жилом помещении и производит оплату коммунальных услуг, **.07.2003 г. между Шварц А.Н. и ОАО «Управление жилищно-коммунального хозяйства» был заключен договор найма, соглашением от **.04.2006 г. продлен срок найма жилого помещения до **.03.2009 г. Истцы обращались к ОАО «Управление жилищно-коммунального хозяйства» с просьбой продлить действие договора, однако ответа не последовало. На обращения истцов ОАО «Управление жилищно-коммунального хозяйства» и Отдел УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в Адмиралтейском районе истцам отказали в регистрации по месту жительства. Считая, что действиями ответчиков нарушены права истцов на жилище, на основании ст.ст. 13 и 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» просят признать за Шварц А.Н., Шварц Л.М. и Шварц Д.А. право пользования спорным жилым помещением, обязать Жилищный комитет Правительства Санкт-Петербурга издать распоряжение о заключении договора социального найма на спорное жилое помещение, обязать Санкт-Петербургское ГУ «Дирекция по содержанию общежитий» заключить договор социального найма на спорное жилое помещение, обязать Отдел УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в Адмиралтейском районе зарегистрировать истцов по месту жительства.

В судебном заседании Шварц Л.М. и адвокат Смирнов Е.А., выступивший в интересах истцов, исковые требования поддержали, пояснила, что истцы занимают комнату в общежитии на законном основании, до передачи дома в собственность Санкт-Петербурга балансодержателем дома являлось ОАО «Управление жилищно-коммунального хозяйства», поскольку начисляло и получало коммунальные платежи, также указали, что истцы проживают на третьем этаже здания общежития, фактический номер квартиры. ..

Представитель Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга Королева С.А. исковые требования не признала, указывая, что спорная комната находится в здании общежития, после передачи здания городу Санкт-Петербургу его назначение не изменено, договор социального найма с истцами не может быть заключен, решение об изменении статуса здания будет принимать Администрация Адмиралтейского района.

Представители Отдела УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в Адмиралтейском районе и Санкт-Петербургского ГУ «Дирекция по содержанию общежитий» в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены, возражений по существу спора суду не представили, представитель Отдел УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в Адмиралтейском районе ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ст. 13 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» №189-ФЗ от 29.12.2004 г. граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

На основании ст. 7 того же Федерального закона к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Согласно ст. 12 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относится определение порядка государственного учета жилищных фондов.

В соответствии со ст. 13 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относятся: государственный учет жилищного фонда субъекта Российской Федерации; определение порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 60 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

Из материалов дела следует, что:

- в 2002 году было организовано ФГУП «Управление жилищно-коммунального хозяйства №. ..», в хозяйственное ведение которого **.09.2002 г. было передано имущество, в том числе общежитие, расположенное по адресу: Санкт - Петербург,. .. проспект, дом. .. В установленном порядке была осуществлена приватизация находящегося в государственной собственности Российской Федерации имущества ФГУП «Управление жилищно-коммунального хозяйства №. ..» путем преобразования ОАО «Управление жилищно-коммунального хозяйства». Общежитие по адресу СПб,. .. проспект, дом. .., литера. .. не вошло в состав имущества, подлежащего приватизации (распоряжение Комитета по управлению городским имуществом Правительства Санкт-Петербурга №***-р от **.12.2006 г.), является собственностью Российской Федерации, подлежит передаче в собственность Санкт-Петербурга. На основании распоряжения ТУ Росимущества в Санкт-Петербурге №***-р от **.11.2009 г. «О безвозмездной передаче имущества, составляющего казну Российской Федерации, в собственность Санкт-Петербурга» здание общежития по адресу: СПб,. .. проспект, дом. .., литера. .. со всеми помещениями, входящими в состав общежития, было передано в собственность Санкт-Петербурга по акту приема-передачи имущества, находящегося в федеральной собственности и передаваемого в собственность Санкт-Петербурга, утвержденного Территориальным управлением **.12.2009 года. Уведомление №**** от **.12.2009 года «Об учете объектов казны в реестре недвижимого имущества Санкт-Петербурга» КУГИ Санкт-Петербурга уведомило Жилищный комитет, что объект казны, находящийся в собственности Санкт-Петербурга: здание общежития по адресу: Санкт-Петербург,. .. проспект, дом. .., литера. .., передано Жилищному комитету для учета в реестре недвижимого имущества Санкт-Петербурга, ГУ «Дирекция по содержанию общежитий» необходимо организовать техническое обслуживание объекта недвижимости. По сведениям КУГИ Санкт-Петербурга от **.12.2009 г. здание общежития передано для учета Жилищному комитету, техническое обслуживание будет организовывать ГУ «Дирекция по содержанию общежитий».

- согласно техническому паспорту здание по адресу: Адмиралтейский район,. .. проспект, дом. .., литера. .. учтено ПИБ Адмиралтейского района как жилое здание, жилая площадь находится в общежитиях: 29 квартир на 56 комнат;

- по сведениям Администрации Адмиралтейского района и ОАО «Управление жилищно-коммунального хозяйства» здание по адресу: Санкт-Петербург,. .. проспект, дом. .., литера. .. является жилым, имеет статус общежития;

- по состоянию на 22.01.2010 года здание общежития, расположенного по адресу: СПб,. .. проспект, дом. .., в ведение Санкт-Петербургского ГУ «Дирекция по содержанию общежитий» не передано, информация о балансодержателе отсутствует.

Таким образом, материалами дела подтверждается, что здание общежития по адресу:. .. проспект, дом. .., литера. .. находилось в собственности Российской Федерации и в ведении государственного предприятия, в последующем передано городу Санкт-Петербургу как здание общежития, учтено в Реестре недвижимого имущества Санкт-Петербурга как собственность города Санкт-Петербурга, передано в ведение Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга, техническое обслуживание осуществляет Санкт-Петербургское ГУ «Дирекция по содержанию общежитий», распоряжение об отнесении здания или его жилых помещений к специализированному жилищному фонду не издавалось. При таких обстоятельствах, на основании ст. 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» №189-ФЗ от 29.12.2004 г. к отношениям по пользованию жилыми помещениями в указанном здании общежития применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма. Доводы ответчика о том, что здание по техническому паспорту является общежитием, передано на техническое обслуживание Санкт-Петербургского ГУ «Дирекция по содержанию общежитий» суд не может принять во внимание, поскольку по смыслу ст. 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» общежития, которые принадлежали государственным предприятиям и учреждениям и переданы в иную форму собственности, утрачивают статус общежитий в силу закона.

Поскольку здание передано в ведение Жилищного комитета Санкт-Петербурга, в соответствии с уставом комитет является органом государственной власти Санкт-Петербурга, который осуществляет проведение государственной политики в сфере управления, содержания жилищного фонда, государственное управление в жилищной сфере, суд считает, что по смыслу ст. 60 Жилищного кодекса РФ Жилищный комитет Санкт-Петербурга является уполномоченным государственным органом, который как представитель собственника вправе издать распоряжение и заключить договор социального найма либо передать полномочия на его заключение иному государственному органу, реализация гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма не может быть поставлена в зависимость от длительности оформления документов на здание государственными органами.

В силу ст. 2 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» №5242-1 от 25.06.1993 г. (в ред. 25.12.2008 г.) место жительства - это жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 6 вышеуказанного Закона РФ гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме. При этом предъявляются: паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина; документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ), или его надлежаще заверенная копия. Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов на регистрацию.

Из материалов дела следует:

- на основании жилищного договора №** от **.03.2003 г. ФГУП «Управление жилищно-коммунального хозяйства №. ..» предоставило Шварц А.Н. с членами семьи служебное жилое помещение (общежитие) по адресу:. .. проспект, дом. .., комнату. .. площадью 14,20 кв.м сроком до **.07.2004 г.;

- **.04.2006 г. ФГУП «Управление жилищно-коммунального хозяйства №. ..» и Шварц А.Н. подписали договор №*, по условиям которого в целях предоставления помещений для временного проживания военнослужащих и их семей наймодатель предоставляет нанимателю во временное пользование жилое помещение по адресу:. .. проспект, дом. .., квартира. .., объектом найма является комната площадью 21,90 кв.м, находящаяся в двухкомнатной квартире, совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются: жена Шварц Л.М. и дочь Шварц Д.А. Договор заключен на срок с **.04.2006 г. по **.03.2009 г.;

- согласно справке заведующей общежитием ОАО «Управление жилищно-коммунального хозяйства» Г-ной Т.А. от 18.02.2008 г. Шварц А.Н. с женой Шварц Л.М. и дочерью Шварц Д.А. проживает по адресу:. .. проспект, дом. .., квартира. .., задолженности по квартплате не имеет;

- Шварц А.Н. обращался 19.02.2008 г. в ТП №* Отдела УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга, на обращение получил ответ, что вопрос о регистрации будет рассмотрен при предоставлении документов, оформленных в установленном порядке должностными лицами, ответственными за регистрацию;

- согласно представленным истцами квитанциям, они оплачивали квартплату и коммунальные услуги за проживание общежитии по адресу:. .. проспект, дом. .. с **.05.1998 г. по апрель 2009 г.;

- согласно записям в трудовой книжке Шварц А.Н. работал в период с **.06.1998 г. по **.09.1999 г., с **.03.2000 г. по **.07.2004 г., с **.07.2006 г. по **.04.2007 г. в филиале Государственного предприятия Строительного управления ЛенВО МО РФ *** УНР, с **.07.2004 г. по **.11.2004 г. в филиале Государственного предприятия Строительного управления ЛенВО МО РФ ** УНР;

- на запрос суда о представлении сведений о предоставлении семье Шварц А.Н. спорной жилой площади ФГУП Строительное управление ЛенВО сообщило, что в связи с ликвидацией в 2004 г. СЗСУ МО РФ и передачей документов по зданию общежития в Управление жилищно-коммунального хозяйства №. .. запрашиваемые сведения предоставлены быть не могут;

- по сведениям ОАО «Управление жилищно-коммунального хозяйства» от 09.09.2009 г. организации неизвестно как была поселена семья Шварц А.Н. в общежитие по адресу:. .. проспект, дом. .., так как данное общежитие было реконструировано и введено в эксплуатацию в 1992 г., заселено в 1993 г., всем жильцам выдавались ордера, на основании которых осуществлялась регистрация в общежитии. Ордера на вселение в данное общежитие на семью Шварца А.Н. в архиве ОАО «Управление жилищно-коммунального хозяйства» не имеется, семья проживает, имеется ордер от **.12.1997 г., выданный семье Шварц А.Н. на вселение в общежитие по адресу:г. Сертолово,. .. **.07.2003 г. со Шварцем А.Н. был заключен временный договор на период работы, в 2006 г. был оформлен временный договор сроком на три года, по его окончании семья была предупреждена в письменном виде об освобождении жилого помещения, с этого времени им не начисляются коммунальные услуги;

- по показаниям свидетеля Г-ной Т.А. (заведующей общежитием по адресу: … проспект, дом. .. в период с февраля 2000 г. по март 2008 г.) на период начала её работы в 2000 г. семья Шварц А.Н. уже проживала в здании общежития, на основании каких документов были вселены не знает, в последующем с ними были заключены два договора, заведующая принимала квартплату, лицевые счета не открывались, в подтверждение оплаты выдавались квитанции, деньги сдавались в бухгалтерию Управления жилищно-коммунального хозяйства, при увольнении Г-ной Т.А. составлялись списки проживающих в общежитии.

Таким образом, суд считает, что исследованными доказательствами подтверждается факт вселения Шварц А.Н. в здание общежития **.05.1998 г., а также фактическое проживание с **.04.2006 г. и по настоящее время в комнате площадью 21,90 кв.м квартиры №. .. Поскольку жилое помещение предоставлялось в связи с трудовыми отношениями, то у Шварц А.Н. и предыдущего владельца здания сложились отношения найма жилого помещения специализированного жилищного фонда.

Как разъяснено в п. 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ №8 от 31.10.1995 г. (в ред. от 06.02.2007 г.) «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» при рассмотрении дел, вытекающих из жилищных правоотношений, судам необходимо учитывать, что Конституция Российской Федерации предоставила каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также гарантировала право на жилище (ч. 1 ст. 27, ч. 1 ст. 40). В силу положений ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Поскольку требования о выселении после прекращения трудовых отношений бывшим балансодержателем к семье Шварц А.Н. не заявлены, семья Шварц А.Н. продолжает проживать в спорном жилом помещении, права истцов не могут быть ограничены по мотиву отсутствия соответствующего договора. Поскольку истцы занимают конкретное жилое помещение, суд считает Жилищный комитет Правительства Санкт-Петербурга надлежащим ответчиком и полагает, что требование о признании права пользования на спорное жилое помещение и обязании заключить договор социального найма подлежат удовлетворению.

Вместе с тем, поскольку право на спорное жилое помещение признано за истцами на основании решения суда, суд не усматривает необходимости возлагать на ответчика обязанность издать распоряжение о закреплении занимаемой жилой площади.

Согласно Перечню должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденному постановлением Правительства РФ №713 от 17.07.1995 г. (в ред. постановления Правительства РФ №220 от 28.03.2008 г.) должностные лица, осуществляющие в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда Российской Федерации, жилищного фонда субъектов Российской Федерации, муниципального жилищного фонда, ответственны за регистрацию в жилых помещениях государственного и муниципального жилищного фонда.

В соответствии со ст. 17 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ №713 от 17 июля 1995 г. (в ред. Постановления Правительства РФ №220 от 28.03.2008 г.), должностные лица, ответственные за регистрацию, а также граждане и юридические лица, предоставляющие для проживания принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, в 3-дневный срок со дня обращения граждан передают документы, указанные в пункте 16 Правил, вместе с адресными листками прибытия и формами статистического учета в органы регистрационного учета.

Согласно п. 18 тех же Правил органы регистрационного учета в 3-дневный срок со дня поступления документов регистрируют граждан по месту жительства и производят в их паспортах отметку о регистрации по месту жительства. Гражданам, регистрация которых производится по иным документам, удостоверяющим личность, выдается свидетельство о регистрации по месту жительства.

Поскольку отсутствует акт приема-передачи здания на техническое обслуживание Санкт-Петербургского ГУ «Дирекция по содержанию общежитий», соответственно организация, ответственная за регистрацию граждан в жилых помещениях здания не определена. Учитывая, что решением суда за истцами признано право пользования жилым помещением на условиях социального найма, суд находит требования истцов об обязании Отдела УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в Адмиралтейском районе зарегистрировать истцов по месту жительства подлежащими удовлетворению.

На основании ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд считает необходимым установить ответчикам срок, в течение которого решение должно быть исполнено, при этом считает, что срок тридцать календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу будет разумным.

Руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Признать за Шварц Артуром Николаевичем, Шварц Ларисой Михайловной и Шварц Дианой Артуровной право пользования комнатой площадью 21,90 кв.м, расположенной по адресу: Санкт-Петербург,. .. проспект, дом. .., квартира. .., на основании договора социального найма.

Обязать Жилищный комитет Правительства Санкт-Петербурга заключить в тридцатидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу со Шварц Артуром Николаевичем с учетом членов семьи Шварц Ларисы Михайловны и Шварц Дианы Артуровны договор социального найма на комнату площадью 21,90 кв.м, расположенную по адресу: Санкт-Петербург,. .. проспект, дом. .., квартира. ...

Обязать Отдел УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в Адмиралтейском районе в трехдневный срок со дня поступления документов Шварца Артура Николаевича, Шварц Ларисы Михайловны и Шварц Дианы Артуровны зарегистрировать указанных граждан по месту постоянного жительства по адресу: Санкт-Петербург,. .. проспект, дом. .., квартира. ...

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургском городском суде через Ленинский районный суд в течение десяти дней.

Судья: подпись.

Решение обжаловано Жилищным комитетом Правительства Санкт-Петербурга в Санкт-Петербургский городской суд.

Определением Судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 14.07.2010 г. решение оставлено без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.