О признании увольнения незаконным, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за вынужденный прогул



Дело № 2-1188/11 23 мая 2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ленинский районный суд города Санкт-Петербурга в составе:

Председательствующего судьи Малининой Н.Г.,

С участием прокурора Фоминой М.В.,

При секретаре Ивановой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Красавцевой Т.Б. к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России по Санкт-Петербургу (далее также МИФНС ) о признании служебных контрактов недействительными, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда

УСТАНОВИЛ:

Первоначально Красавцева Т.Б. обратилась в суд с иском к МИФНС России по Санкт-Петербургу указав, что с ДД.ММ.ГГГГ работала в федеральной налоговой службе в должности главного государственного налогового инспектора отдела выездных проверок. ДД.ММ.ГГГГ с ней был заключен срочный служебных контракт по ДД.ММ.ГГГГ, в дальнейшем служебный контракт был продлен по ДД.ММ.ГГГГ. На основании дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ срок служебного контракта был продлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ она вынуждена была дать согласие на увольнение, а также на нарушение положений ст.58 Трудового кодекса РФ при заключении с ней срочных служебных контрактов и неправильное исчисление компенсации за неиспользованный отпуск, истица просила признать увольнение незаконным, восстановить на работе, взыскать заработную плату за время вынужденного прогула и компенсацию морального вреда (л.д.).

В ходе рассмотрения дела истица неоднократно уточняла исковые требования в порядке ст.39 ГПК РФ, дополнила их требованием о признании недействительными срочных служебных контрактов за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также требованиями о признании действующим служебного контракта, заключенного ДД.ММ.ГГГГ на неопределенный срок, признании незаконными служебных контрактов от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда (л.д.).

Истица Красавцева Т.Б. с участием представителя ФИО2 (копия доверенности на л.д.) в судебное заседание явились, поддержали исковые требования по заявленным основаниям.

Представитель ответчика ФИО в судебное заседание явилась, исковые требования не признала в полном объеме, пояснила, что увольнение истицы произошло без нарушения требований трудового законодательства, с учетом требований ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации» сослалась на пропуск истицей срока обращения в суд в части исковых требований о признании недействительными срочных служебных контрактов (отзыв на л.д. ).

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности с показаниями свидетеля, выслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении исковых требований, приходит к следующему.

ДД.ММ.ГГГГ между Красавцевой Т.Б. и МИФНС по Санкт-Петербургу был заключен служебный контракт , согласно которому истица, являясь гражданским служащим, принимала на себя обязательства, связанные с прохождением государственной гражданской службы Российской Федерации и исполнять обязанности по должности главного государственного налогового инспектора отдела выездных проверок (л.д.).

На основании заявления Красавцевой Т.Б. от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с достижением возраста 60-ти лет, на основании пункта 5 ст.25 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» с истицей был заключен служебный контракт на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.).

ДД.ММ.ГГГГ истица была ознакомлена с предупреждением об истечении срока действия срочного служебного контракта (л.д.).

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ, на основании личного заявления Красавцевой Т.Б., с истицей был заключен служебный контракт от ДД.ММ.ГГГГ на срок по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.).

ДД.ММ.ГГГГ истица была ознакомлена с предупреждением об истечении срока действия срочного служебного контракта (л.д.).

ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления Красавцевой Т.Б. о продлении срока служебного контракта, в соответствии с Приказом от ДД.ММ.ГГГГ, Дополнительным соглашением к служебному контракту от ДД.ММ.ГГГГ , срок действия служебного контракта был установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.).

ДД.ММ.ГГГГ истица была ознакомлена с предупреждением об истечении срока действия срочного служебного контракта (л.д.).

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ служебный контракт был расторгнут, Красавцева Т.Б. освобождена от должности федеральной государственной гражданской службы и уволена по собственному желанию, в связи с выходом на государственную пенсию. Основанием Приказа явилось личное заявление Красавцевой Т.Б. (л.д.).

В соответствии с частью 7 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.

Аналогичная норма закреплена в статье 73 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", которым устанавливаются правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.

В соответствии со ст. 13 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий - гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.

В силу положений статьи 25 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", для замещения должности гражданской службы представитель нанимателя может заключать с гражданским служащим служебный контракт на неопределенный срок и срочный служебный контракт. Срочный служебный контракт заключается на срок от одного года до пяти лет в случаях, когда отношения, связанные с гражданской службой, не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом категории замещаемой должности гражданской службы или условий прохождения гражданской службы, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Срочный служебный контракт заключается в том числе и в случае замещения должности гражданской службы гражданским служащим, достигшим предельного возраста пребывания на гражданской службе, которому в соответствии с частью 1 статьи 25.1 настоящего Федерального закона срок гражданской службы продлен сверх установленного предельного возраста пребывания на гражданской службе;

В силу статья 25.1 вышеуказанного Закона предельный возраст пребывания на гражданской службе - 60 лет. Гражданскому служащему, достигшему предельного возраста пребывания на гражданской службе, срок гражданской службы с его согласия может быть продлен по решению представителя нанимателя, но не свыше чем до достижения им возраста 65 лет, а гражданскому служащему, замещающему должность гражданской службы категории "помощники (советники)", учрежденную для содействия лицу, замещающему государственную должность, - до окончания срока полномочий указанного лица. По достижении гражданским служащим предельного возраста пребывания на гражданской службе по решению представителя нанимателя и с согласия гражданина он может продолжить работу в государственном органе на условиях срочного трудового договора на должности, не являющейся должностью гражданской службы.

Принимая во внимание, что по достижении возраста 60 лет, по личному заявлению Красавцева Т.Б. была назначена на должность главного государственного налогового инспектора отдела выездных проверок на основании срочного служебного контракта, срок действия которого истек, а также учитывая, что согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ основанием для расторжения служебного контракта является, в том числе, истечение срока действия срочного служебного контракта (статья 35 настоящего Федерального закона) у работодателя имелись основания для увольнения истицы по пункту 3 части 1 статьи 33 указанного Федерального закона.

При увольнении Красавцевой Т.Б. суд не усматривает нарушений действующего законодательства, поскольку истица была заблаговременно извещена об истечении срока действия служебного контракта, окончательный расчет с ней был произведен, трудовая книжка выдана в установленный срок.

Свидетель ФИО1 показала, что работает начальником отдела кадров МИФНС , с истицей были заключены срочные служебные контракты, поскольку она достигла возраста 60-ти лет. ДД.ММ.ГГГГ она была извещена об истечении срока действия служебного контракта, она самостоятельно написала заявление об увольнении по собственному желанию, поскольку в этом случае она получила денежную компенсацию, предусмотренную законом (л.д.).

Суд расценивает доводы истицы о том, что на нее оказывалось давление при написании заявления об увольнении по собственному желанию как неубедительные, поскольку истица сама не обращалась к работодателю с заявлением о продлении срочного служебного контракта, написала заявление об увольнении самостоятельно, исходя из принятого решения о сохранении определенных льгот, положенных ей при выходе на государственную пенсию.

Доводы истицы, о том, что само по себе предупреждение об истечении срока действия служебного контракта являлось на нее психологическим давлением, суд считает несостоятельным, поскольку при достижении возраста 60 лет, исходя из требований ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", трудовые отношения истицы и ответчика регулировались исходя из положений указанного закона, и истица должна была осознавать характер и возможные правовые последствия заключения срочного служебного контракта.

Доводы Красавцевой Т.Б. о том, что заключенный с ней служебный контракт от ДД.ММ.ГГГГ в силу ст. 58 ТК РФ считается заключенным на неопределенный срок, поскольку по истечении срока действия срочных служебных контрактов она фактически продолжала состоять в трудовых отношениях с ответчиком и исполнять свои должностные обязанности, не имеют под собой правовых оснований в силу следующего.

Так, в соответствии со ст. 58 ТК РФ в случае, когда ни одна из сторон не потребовала расторжения срочного трудового договора в связи с истечением срока его действия и работник продолжает работу после истечения срока действия трудового договора, условие о срочном характере трудового договора утрачивает силу и трудовой договор считается заключенным на неопределенный срок.

Вместе с тем, из материалов дела следует, что по заявлению Красавцевой Т.Б. от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с достижением возраста 60-ти лет, на основании пункта 5 ст.25 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» с истицей был заключен служебный контракт на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а до истечения срока действия последующих срочных служебных контрактов, заключенных с истицей, работодателем было заявлено о расторжении данных контрактов в связи с истечением их сроков, т.е. необходимое условие для продолжения трудовых отношений на неопределенный срок, предусмотренное ст. 58 ТК РФ, в данном случае отсутствует.

Самостоятельным основанием для отказа Красавцевой Т.Б. в ее требованиях о признании действующим служебного контракта, заключенного ДД.ММ.ГГГГ на неопределенный срок, признании незаконными служебных контрактов от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ является пропуск без уважительной причины срока исковой давности в этой части исковых требований.

В силу ч. 1 ст. 392 Трудового кодекса РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

В силу общего правила, установленного п. 1 ст. 200 ГК РФ, течение срока исковой давности начинается с того дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении его права. Вручение копии приказа (служебного контракта, трудового договора) либо ознакомление работника с указанными документами служат объективными критериями фиксации начала течения срока, не влияя на его длительность. В ином случае, определенный в силу особой социальной значимости нарушенного права сокращенный срок, при осведомленности истца о нарушении своего права не имел бы правового значения, чем подрывал бы определенность гражданского оборота и условия разумности и добросовестности использования своих прав его участниками.

Поскольку срочные служебные контракты были заключены ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, дополнительное соглашение - ДД.ММ.ГГГГ, следовательно днем, когда истица узнала о нарушении своего права, а именно о заключении служебного контракта на определенный срок, являются соответственно ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, а потому обратившись в суд с иском ДД.ММ.ГГГГ, истица пропустила срок, установленный статьей 392 Трудового кодекса РФ.

Помимо положений трудового законодательства, указанная правовая позиция содержатся также в Определении Верховного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ .

Таким образом, оценив все представленные суду доказательства, суд приходит к выводу, что заключенные с Красавцевой Т.Б. срочные служебные контракты ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ соответствуют требованиям требований ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", при увольнении истицы нарушений со стороны работодателя на допущено, оснований для удовлетворения искового заявления не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 58, 392 Трудового кодекса РФ, ст.25 ФЗ «О государственной гражданской службе в РФ», ст.ст. 12, 55-57, 67, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Красавцевой Т.Б. к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России по Санкт-Петербургу о признании служебных контрактов недействительными, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда – отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 дней путем подачи кассационной жалобы через Ленинский районный суд Санкт-Петербурга

Судья: Н.Г. Малинина