Дело № 2-2679/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Санкт-Петербург 30 ноября 2011 года Ленинский районный суд г. Санкт-Петербурга в составе: Председательствующего судьи О.С. Ткачёвой, С участием прокурора М.В.Фоминой, при секретаре Стукаловой Д.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску И.о. прокурора Адмиралтейского района Санкт-Петербурга в интересах неопределенного круга лиц к ООО "ОПЛ" об обязании совершить определенные действия, у с т а н о в и л : И.о. Прокурора Адмиралтейского района Санкт-Петербурга в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с настоящим иском в интересах неопределенного круга лиц к ООО "ОПЛ" об обязании данного ООО встать на учет в СПб ГУ «ЦЗН Адмиралтейского района» для предоставления ежемесячной квоты рабочих мест для инвалидов и других социально незащищенных категорий граждан в 2-х месячный срок со дня решения суда в закону силу. В обоснование заявленных требований ссылается на то обстоятельство, что в ООО "ОПЛ" численность работников превышает 100 штатных единиц, но по информации СПб ГУ «Центр занятости населения Адмиралтейского района» указанная организация не предоставляет отчеты о квотировании рабочих мест для лиц социально незащищенных. Тем самым, по мнению, прокурора, нарушает требования п.1 ст. 25 и ст. 3 ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации». Считает возможным обязать указанную организацию встать на учет в СПб ГУ «ЦЗН Адмиралтейского района» для предоставления ежемесячной квоты рабочих мест для инвалидов и других несоциально незащищенных граждан. Прокурор Фомина М.В. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивала, считает возможным предоставление рабочих мест в охранном предприятии лицам несоциально нехзащищиенным, к которым относятся: инвалиды, лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, лица предпенсионного возраста, беженцы, вынужденные переселенцы, граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей, одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов, граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф, граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые. Представитель ответчика ООО "ОПЛ" по доверенности – Новиков А.Н. исковые требования не признал, при этом представил письменный отзыв (л.д. 23), в котором изложил позицию по заявленным требованиям, а именно: численность работников предприятия ООО "ОПЛ" превышает 100 человек, и предприятие не предоставляет отчеты о квотировании рабочих мест для лиц социально незащищенных, в связи с тем, что деятельность ответчика осуществляется в строгом соответствии с требованиями Закона РФ от 11 марта 1992 года № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», лицензирована Главным управлением Министерства внутренних дел Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Согласно лицензии серии № № № от ДД.ММ.ГГГГ (действительна до ДД.ММ.ГГГГ), предприятие имеет право на предоставление исчерпывающего перечня охранных услуг: · защита жизни и здоровья граждан; · охрана объектов и имущества, находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении; · охрана объектов и имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны; · консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательства; · обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий; · обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах; · охрана объектов и имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, которые имеют особо важное значение для обеспечения жизнедеятельности и безопасности и населения. Закон РФ № 1032-1 от 19 апреля 1991 года «О занятости населения в Российской Федерации», в своих нормах не содержит оснований для разграничения одних категорий социально незащищенных граждан от других. Статья 5 Закона РФ № 1032-1 от 19 апреля 1991 года лишь содержит перечень граждан, испытывающих трудности при поиске работы. К числу этих граждан отнесены инвалиды, и несовершеннолетние, и ранее судимые граждане. То есть, Центр Занятости, руководствуясь нормами Закона РФ № 1032-1 от 19 апреля 1991 года, будет направлять для трудоустройства к Ответчику в том числе лиц, которые в силу требований лицензирующего законодательства не смогут получить лицензию частного охранника. Вместе с тем, в штате ответчика состоит 179 человек, из них трое не имеют лицензию частного охранника – главный бухгалтер, бухгалтер и инспектор отдела кадров. Считает невозможным удовлетворение исковых требований. Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства по делу (л.д. 6-16, 23-30), отвечающие принципам относимости и допустимости, находит исковые требования, подлежащими отклонению по следующим основаниям: В судебном заседании установлено следующее: Деятельность ООО "ОПЛ" осуществляется в строгом соответствии с требованиями Закона РФ от 11 марта 1992 года № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», лицензирована Главным управлением Министерства внутренних дел Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Согласно лицензии серии № № № от ДД.ММ.ГГГГ (действительна до ДД.ММ.ГГГГ), предприятие имеет право на предоставление исчерпывающего перечня охранных услуг. В штате ООО "ОПЛ" состоит 179 человек. Статья 1.1. Закона РФ от 11 марта 1992 года № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в РФ». В соответствии с указанным Законом частный охранник – гражданин Российской Федерации, достигший 18-ти лет, прошедший профессиональную подготовку для работы в качестве частичного охранника, сдавший квалификационный экзамен, получивший в установленном настоящим Законом порядке удостоверение частного охранника и работающий по трудовому договору с охранной организацией. Статья 3 Закона прямо запрещает физическим лицам, не имеющим правового статуса частного охранника оказывать охранные услуги. Статьей 11.1 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 (ред. от 01.07.2011) "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" установлено, что право на приобретение правового статуса частного охранника предоставляется гражданам, прошедшим профессиональную подготовку и сдавшим квалификационный экзамен, и подтверждается удостоверением частного охранника. Порядок сдачи квалификационного экзамена и выдачи удостоверения частного охранника устанавливается Правительством Российской Федерации. Частный охранник работает по трудовому договору с частной охранной организацией, и его трудовая деятельность регулируется трудовым законодательством и настоящим Законом. Частный охранник в соответствии с полученной квалификацией пользуется предусмотренными настоящим Законом правами только в период выполнения трудовой функции в качестве работника частной охранной организации. (часть первая в ред. Федерального закона от 22.12.2008 N 272-ФЗ) Не вправе претендовать на приобретение правового статуса частного охранника лица: 1) не являющиеся гражданами Российской Федерации; 2) не достигшие восемнадцати лет; 3) признанные решением суда недееспособными или ограниченно дееспособными; 4) имеющие заболевания, которые препятствуют исполнению ими обязанностей частного охранника. Перечень таких заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации; 5) имеющие судимость за совершение умышленного преступления; 6) которым предъявлено обвинение в совершении преступления (до разрешения вопроса об их виновности в установленном законом порядке); 7) не прошедшие профессиональной подготовки для работы в качестве охранника; (п. 7 введен Федеральным законом от 22.12.2008 N 272-ФЗ) 8) в отношении которых по результатам проверки, проведенной в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеется заключение о невозможности допуска к осуществлению частной охранной деятельности в связи с повышенной опасностью нарушения прав и свобод граждан, возникновением угрозы общественной безопасности, подготовленное в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и утвержденное руководителем уполномоченного на осуществление действий по лицензированию частной охранной деятельности подразделения федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся вопросы внутренних дел, его заместителями либо министром внутренних дел, начальником управления (главного управления) внутренних дел по субъекту Российской Федерации или лицами, исполняющими обязанности указанных должностных лиц; (п. 8 введен Федеральным законом от 22.12.2008 N 272-ФЗ) 9) досрочно прекратившие полномочия по государственной должности или уволенные с государственной службы, в том числе из правоохранительных органов, из органов прокуратуры, судебных органов, по основаниям, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации связаны с совершением дисциплинарного проступка, грубым или систематическим нарушением дисциплины, совершением проступка, порочащего честь государственного служащего, утратой доверия к нему, если после такого досрочного прекращения полномочий или такого увольнения прошло менее трех лет; (п. 9 введен Федеральным законом от 22.12.2008 N 272-ФЗ) 10) у которых удостоверение частного охранника было аннулировано по основаниям, указанным в пункте 1 части четвертой настоящей статьи, если после принятия решения об аннулировании прошло менее года; (п. 10 введен Федеральным законом от 22.12.2008 N 272-ФЗ) 11) не прошедшие обязательной государственной дактилоскопической регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. (п. 11 введен Федеральным законом от 22.12.2008 N 272-ФЗ) Удостоверение частного охранника выдается сроком на пять лет. Срок действия удостоверения частного охранника может продлеваться в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Продление срока действия удостоверения частного охранника осуществляется только после повышения квалификации в образовательных учреждениях, указанных в статье 15.2 настоящего Закона. (часть третья введена Федеральным законом от 22.12.2008 N 272-ФЗ) Удостоверение частного охранника аннулируется в случае: 1) неоднократного привлечения в течение года частного охранника к административной ответственности за совершение административных правонарушений, посягающих на институты государственной власти, административных правонарушений против порядка управления и административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность; 2) возникновения обстоятельств, при которых гражданин не может претендовать на приобретение правового статуса частного охранника; 3) окончания срока действия удостоверения частного охранника, добровольного отказа от такого удостоверения либо смерти гражданина, которому было выдано такое удостоверение. (часть четвертая введена Федеральным законом от 22.12.2008 N 272-ФЗ) Удостоверение частного охранника аннулируется по решению органа внутренних дел. Порядок его изъятия устанавливается федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся вопросы внутренних дел. (часть пятая введена Федеральным законом от 22.12.2008 N 272-ФЗ) За выдачу удостоверения (дубликата удостоверения) частного охранника, а также за переоформление и внесение изменений в удостоверение частного охранника уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. (часть шестая введена Федеральным законом от 27.12.2009 N 374-ФЗ). Кроме того, в судебном заседании представителем ответчика представлены документы, подтверждающие то обстоятельство, что в штате ООО "ОПЛ" состоят граждане, которые относятся к социально незащищенным: инвалид второй группы – К.Д.В. (л.д.26); инвалид 3 группы – Л.О.А.(л.д.27); инвалид 3 группы – Б.Е.Б,, данные сотрудники из числа уволенных с военной службы, то есть при соблюдении условий и требований Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 (ред. от 01.07.2011) "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" ответчик не уклоняется от предоставления рабочих мест для лиц, испытывающих трудности в поиске работы, что не противоречит требованиям ст. 5 ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации» и ст. 1 Закона Санкт-Петербурга «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Санкт-Петербурге» от 27.05.2003 года № 280-25. Доводы прокурора о нарушении ответчиком действующего законодательства в сфере социальной защиты инвалидов необоснованны. В случае удовлетворения исковых требований прокурора нарушаются требования Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 (ред. от 01.07.2011) "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", права граждан, состоящих в штате данной организации, а также граждан и организаций, обращающихся непосредственно за оказанием услуг в охранной деятельности. Кроме того, самим гражданам – инвалидам усложняются условия трудоустройства в данное предприятие, связанные с обязательным получением лицензии, куда входит и платное обучение в том числе. Судом не усматривается нарушение ответчиком требований Конституции РФ, ст. 3 ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации», поскольку, из материалов дела усматривается, что при непосредственном соблюдении требований предусмотренных действующим законодательством, регламентирующих деятельность Ответчика, необходимых для приема на работу в ООО "ОПЛ", граждане, соответствующие указанным требованиям, при наличии вакансий будут приняты в штат предприятия. Кроме того, Федеральный Закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» закрепляет, что лицензирование отдельных видов деятельности как раз и осуществляется, в том числе в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан. Получив лицензию на право осуществления частной (негосударственной) охранной деятельности, обеспечив прием на работу работников, удовлетворяющих жестким требованиям лицензирующего законодательства, ответчик тем самым предпринимает все необходимые действия по предотвращению возможного ущерба правам и интересам гражданам. Таким образом, у суда отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований прокурора Адмиралтейского района Санкт -Петербурга. На основании изложенного, руководствуясь ст. 37 Конституции РФ, п.1 ст. 25 и ст. 3 ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации», ст. 11.1 Закона ФЗ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», ст. 1 Закона Санкт-Петербурга «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Санкт-Петербурге» от 27.05.2003 года № 280-25, ст. ст. 194-198 ГПК РФ, РЕШИЛ: В исковых требованиях и.о. прокурора Адмиралтейского района Санкт-Петербурга в интересах неопределенного круга лиц к ООО "ОПЛ" об обязании совершить определенные действия – отказать. Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение десяти дней с момента изготовления в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы (представления) через канцелярию Ленинского районного суда Санкт-Петербурга. Председательствующий: О.С.Ткачева