Дело № 2-853/12 4 апреля 2012 года ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЛЕНИНСКИЙ районный суд Санкт-Петербурга в составе председательствующего судьи Корчагиной Н.И. при секретаре Безруковой Т.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ивлева А.Ю. к ГУП «Петербургский метрополитен» о надлежащем исполнении услуг, УСТАНОВИЛ: Ивлев А.Ю. обратился в суд с иском к ГУП «Петербургский метрополитен» о надлежащем исполнении услуг, ссылаясь на то, что ответчик оказывает ненадлежащим образом услуги в наземных вестибюлях метрополитена, ненадлежащее информационное обеспечение всех услуг, не обеспечивает раздельное движение входящих и выходящих пассажиров на станциях Петербургского метрополитена в нарушение п. 5.4 Правил технической эксплуатации метрополитенов РФ, монтаж стеклянных ограждений противоречит п. 9.19 Правил пользования Петербургским метрополитеном, вынуждает пассажиров не соблюдать направления движения, воспользовавшись банкоматами и киосками, расположенными в вестибюле метрополитена, нельзя покинуть его, не нарушив вышеуказанные нормы, приходится выходить через двери, предназначенные для входа, что является угрозой для жизни, здоровья и имущества гражданина, за что п. 5 ст. 40 Закона СПб «Об административных правонарушениях в СПб» предусмотрена административная ответственность (л.д. 3-8). Истец Ивлев А.Ю. в судебное заседание явился, исковые требования поддержал (л.д. 91-92). Ответчик – представитель ГУП «Петербургский метрополитен» в судебное заседание явилась, исковые требования не признала (л.д. 92), представлены возражения (л.д. 42-43). Суд, рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения сторон, приходит к следующему: В соответствии с ч. 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Согласно ст. 1 ФЗ «О транспортной безопасности» транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. Ст. 8 названного Закона предусмотрено, что требования по обеспечению транспортной безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности РФ, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере экономического развития. Указанные требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры. Правила пользования Петербургским метрополитеном, утвержденные Приказом Комитета по транспорту Администрации СПб от 29.06.1996 № 233 (ред. от 28.12.2011) направлены на обеспечение безопасности перевозки, улучшение обслуживания пассажиров и обязательны к безусловному выполнению всеми лицами, находящимися на территории метрополитена. К территории метрополитена относятся наземные вестибюли с привестибюльной территорией, подземные вестибюли с подуличными переходами... В соответствии с п. 9.19 указанных Правил пользования Петербургским метрополитеном всем лицам, находящимся на территории метрополитена, запрещается не соблюдать направления движения, установленные информационными указателями, и препятствовать организованным пассажиропотокам. Согласно п. 5.4 Правил технической эксплуатации метрополитенов РФ внутренняя планировка вестибюлей должна обеспечивать раздельное движение входящих и выходящих пассажиров, установку устройств для обслуживания пассажиров. В целях реализации вышеприведенных норм на территории ГУП «Петербургский метрополитен» установлены стеклянные ограждения, барьеры, разделяющие входные и выходные пассажиропотоки, что подтверждается письмом ГУП «Петербургский метрополитен» о том, что разграничительные барьеры на станциях устанавливаются в соответствии с п. 5.4 Правил технической эксплуатации метрополитенов РФ: «Внутренняя планировка вестибюлей должна обеспечивать раздельное движение входящих и выходящих пассажиров, установку устройств для обслуживания пассажиров», при отсутствии разграничительных барьеров снижается пропускная способность вестибюлей и создается опасность получения травм (л.д. 13). В данной ситуации истцом не представлено доказательств осуществления ответчиком деятельности с нарушением норм законодательства, ответчиком именно в целях соблюдения вышеприведенных норм установлены стеклянные ограждения и барьеры. Ссылка истца на то, что выход из метро через входные двери после приобретения проездных документов, использования киосков и банкоматов, расположенных в вестибюлях метрополитена, содержит угрозу причинения вреда жизни, здоровью и имуществу гражданина в нарушение требований Закона «О защите прав потребителей» о безопасности услуг (ч. 1 ст. 7) не подтверждается обстоятельствами дела, так как из объяснений сторон и фотографий следует, что на территории ГУП «Петербургский метрополитен» установлены информационные знаки о входе и выходе, которыми следует руководствоваться при движении. Терминалы для оплаты различного рода услуг, установленные в вестибюлях метрополитена, предназначены для пассажиров – лиц, использующих услуги перевозчика по перевозке в пункт назначения (ст. 786 ГК РФ). Подтверждением заключения договора перевозки пассажира является оплата проездного документа. Контроль оплаты проезда и прохода на станции метрополитена осуществляется в автоматизированном режиме через турникеты доступа либо при предъявлении соответствующего проездного билета контролеру. Проезд по проездному билету, оформленному на электронном носителе, считается оплаченным только после активизации проездного билета в устройствах автоматизированного контроля (п. 1.6 Распоряжение Комитета по транспорту Правительства Санкт-Петербурга от 27.06.2007 N 31-р (ред. от 27.01.2012) «О видах проездных билетов и порядке их обращения», соответственно, до активизации проездного билета в устройствах автоматизированного контроля договор перевозки не является заключенным, граждане, находящиеся в наземном вестибюле метрополитена, не активизировавшие проездной документ, не являются пассажирами, не вступили в договорные отношения с ответчиком, в связи с чем последний не обязан нести ответственность по заявленным исковым требованиям. Заявление истца о том, что наличие стеклянных ограждений, не позволяющих беспрепятственно покинуть территорию метрополитена, влечет правонарушение, предусмотренное п. 5 ст. 40 Закона «Об административных правонарушениях в СПб» «Препятствие организованным пассажиропотокам», за которое предусмотрена ответственность в виде наложения административного штрафа в размере от 500 до 2000 руб. в настоящее время также не обосновано, так как в соответствии с Законом СПб от 02.03.2012 N 39-10 «О внесении изменений в Закон СПб «Об административных правонарушениях в СПб», вступившим в силу 24.03.2012г. состав правонарушения «Препятствие организованным пассажиропотокам» исключен из вышеназванной нормы, в то время, как производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу (ч. 3 ст. 1.7 КоАП РФ). На основании изложенного, руководствуясь ч. 1 ст. 779, ст. 786 ГК РФ, ст. 1.7 КоАП РФ, ст.ст. 1, 8 ФЗ «О транспортной безопасности», ст. 7 Закона «О защите прав потребителей», Законом «Об административных правонарушениях в СПб» (в ред. от 02.03.2012 N 39-10), Правилами пользования Петербургским метрополитеном, утв. Приказом Комитета по транспорту Администрации СПб от 29.06.1996г. № 233 (ред. от 28.12.2011), п. 5.4 Правил технической эксплуатации метрополитенов, п. 1.6 Распоряжение Комитета по транспорту Правительства Санкт-Петербурга от 27.06.2007 N 31-р (ред. от 27.01.2012) «О видах проездных билетов и порядке их обращения», ст.ст. 194-196 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Отказать Ивлеву А.Ю, в иске к ГУП «Петербургский метрополитен» о надлежащем исполнении услуг. Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья Корчагина Н.И.