(ИЗВЛЕЧЕНИЕ)
Именем Российской Федерации
Ленинский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Малининой Н.Г.,
при секретаре Матевосян Л.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ларина К.С. об оспаривании отказа в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, признании нуждающимся и обязании поставить на учет в качестве нуждающимся в жилом помещении,
у с т а н о в и л:
Истец Ларин К.С. обратился в суд с исковыми требованиями об оспаривании отказа Администрации Адмиралтейского района в постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, обязании поставить на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, ссылаясь на то, что проживает в коммунальной квартире, обращался в Администрацию Адмиралтейского района по месту регистрации с заявлением о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, но ему было отказано со ссылкой на намеренное ухудшение жилищных условий.
Истец Ларин К.С. в судебное заседание явился, исковые требования поддержал по заявленным основаниям.
Представитель Администрации Адмиралтейского района в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие и отказать в удовлетворении иска в связи с тем, что истец был обеспечен жилой площадью, но в 2008 году выехал из отдельной трехкомнатной квартиры по адресу : ..........., чем намеренно ухудшил свои жилищные условия .
3-е лицо Ларина Е.Ю. в судебное заседание не явилась, извещена о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, возражений по иску не представила.
Суд, определив рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, выслушав объяснения истца, изучив материалы учетного дела №хххх, оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» № 189-ФЗ от 29 декабря 2004 г. с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены статьей 51 ЖК РФ, согласно которой гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. При этом согласно ч. 2 ст. 51 Жилищного кодекса РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Порядок принятия на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде установлен статьей 52 ЖК РФ.
В силу ч. 2 ст. 52 Жилищного кодекса РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, согласно ст. 52 ЖК РФ должен устанавливаться законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Отношения, связанные с учетом граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставлением жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге регулируются Законом Санкт-Петербурга «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге» № 407-65 от 19.07.2005 г. (в ред. от 06.05.2008 г.).
Согласно ст. 3 указанного Закона Санкт-Петербурга учетная норма площади жилого помещения на одного человека в Санкт-Петербурге составляет 15 квадратных метров общей площади жилого помещения для проживающих в коммунальных квартирах. При наличии у гражданина и(или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и(или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Из материалов дела следует, что в 2009 году Ларин К.С. обратился в Администрацию Адмиралтейского района с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, поскольку он, его жена Ларина Е.Ю., бывший муж жены К. занимают комнату площадью 21,00 кв.м в квартире ........... в Санкт-Петербурге, других жилых помещений не имеют.
На основании Договора передачи доли коммунальной квартиры в собственность граждан от хх.хх.2003 года Ларина Е.Ю. является собственником 21/99 долей в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу: ........... .
Ларин К.С., Ларина Е.Ю., К. зарегистрированы по адресу: ..........., занимают комнату площадью 21,00 кв.м в четырехкомнатной коммунальной квартире общей площадью 163,30 кв.м и жилой площадью 99,40 кв.м.
С учетом расчета доли семьи или одиноко проживающего гражданина в общей площади коммунальной квартиры, являющегося приложением №хххх к приказу Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга «Об утверждении Инструкции о порядке оформления документов при вселении граждан в жилые помещения государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга» №хххх от хх.хх.2005 г., доля каждого члена семьи истца в общей площади коммунальной квартиры составит:
163,30 кв.м/99,40кв.м*21.00кв.м/3 чел. = 11.4 кв.м.
По сведениям Администрации Адмиралтейского района Ларина Е.Ю. проживает в Санкт-Петербурге с хххх года, состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с хххх года.
Отказывая истцу в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, ответчик ссылается на положения ст.53 ЖК РФ, на намеренное ухудшение Лариным К.С. своих жилищных условий.
В силу ст. 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Также согласно п. 3 ст. 5 Закона Санкт-Петербурга «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге» № 407-65 от 19.07.2005 г. (в ред. от 06.05.2008 г.) при совершении гражданином и(или) членами его семьи за пятилетний период, предшествующий принятию решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, действий и гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению, общая площадь предоставляемого жилого помещения уменьшается на соответствующее количество квадратных метров общей площади жилья. При этом общая площадь предоставляемого жилого помещения не может быть меньше учетной нормы площади жилого помещения на гражданина и(или) членов его семьи, указанной в пункте 1 статьи 3 настоящего Закона Санкт-Петербурга.
Руководствуясь принципом единообразия судебной практики, суд принимает во внимание правовую позицию Конституционного Суда РФ, данную в определении «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина К2. на нарушение его конституционных прав статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации» №хххх от хх.хх.2007 г. о том, что по смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются. В этой ситуации решение вопроса о том, можно ли рассматривать действия, совершенные самим заявителем, умышленными и недобросовестными и является ли это препятствием для его признания нуждающимся в жилом помещении, как проживающего в условиях, не пригодных, по его мнению, для проживания, требует оценки фактических обстоятельств конкретного дела судом общей юрисдикции, проверки законности и обоснованности вынесенного судебного решения.
Из материалов дела следует, что Ларин К.С. хх.хх.2008 года был зарегистрирован по адресу Санкт-Петербург, ........... .
хх.хх.2008 года на основании личного заявления Ларин К.С. снят с регистрационного учета по вышеуказанному адресу . Данный объект недвижимости принадлежал дочери истца - Л. на основании договора купли-продажи от хх.хх.2006 года.
Таким образом, Ларин К.С. не являлся собственником квартиры, в 2002 году в связи с расторжением брака перестал быть членом семьи собственника жилого помещения, в связи с чем в добровольном порядке выехал из квартиры и снялся с регистрационного учета.
Согласно справке социального учета №хххх, Ларин К.С. был поставлен на учет хх.хх.2009 года в качестве гражданина без определенного места жительства .
По общему правилу, в соответствии с частью 4 статьи 31 ЖК РФ в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением собственника с бывшим членом его семьи. Это означает, что бывшие члены семьи собственника утрачивают право пользования жилым помещением и должны освободить его (часть 1 статьи 35 ЖК РФ). В противном случае собственник жилого помещения вправе требовать их выселения в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения.
При таких обстоятельствах суд считает доводы ответчика несостоятельными и полагает, что действия по снятию с регистрационного учета и освобождению жилого помещения в данном случае не свидетельствуют о совершении заявителем умышленных действий, повлекших искусственное ухудшение жилищных условий, и поэтому на основании ст. 53 Жилищного кодекса РФ и Закона Санкт-Петербурга «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге» № 407-65 от 19.07.2005 г. данные действия предоставляют право до истечения пятилетнего срока состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 55-57, 167, 194-198ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск Ларина К.С. к Администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга о признании необоснованным отказа в принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязании поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении - удовлетворить.
Признать необоснованным отказ Администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга в принятии Ларина К.С. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий от хх.хх.2009 г.
Обязать Администрацию Адмиралтейского района Санкт-Петербурга поставить Ларина К.С. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий на основании п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Взыскать с Администрации Адмиралтейского района в пользу Ларина К.С. судебные расходы в сумме 100 руб.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургском городском суде через Ленинский районный суд в течение десяти дней.
Судья Н.Г. Малинина
Решение обжаловано не было, вступило в законную силу через 10 дней со дня
принятия решения в окончательной форме.