об оспаривании бездействия Межрайонной Инспекции ФНС России № 7 по Санкт-Петербургу



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Ленинский районный суд Санкт-Петербурга в составе: председательствующего судьи Мелешко Н.В., при секретаре Гебя Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Карамышева К. А. об оспаривании бездействия Межрайонной Инспекции ФНС России № 7 по Санкт-Петербургу,

у с т а н о в и л:

Письмом от 22.06.2010 г. № 05-08-02/21521 Межрайонная ИФНС России № 7 по Санкт-Петербургу отказала Карамышеву К.А. в исключении из карточки лицевого счета налогоплательщика суммы пени в размере 24.575 руб. 42 коп. на его интернет-обращение.

08.11.2010 г. Карамышев К.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Межрайонной ИФНС России № 7 по Санкт-Петербургу, выразившегося в неисключении из каточки лицевого счета налогоплательщика суммы пени по транспортному налогу, обязании Межрайонной Инспекции ФНС России № 7 по Санкт-Петербургу устранить допущенные нарушения прав и интересов заявителя, исключив из карточки лицевого счета пени по транспортному налогу в сумме 24.575 руб. 42 коп., указывая, что отказ налогового органа ущемляет его права и порождает правовые последствия в виде неоднократного направления требований об уплате пени и порождает для истца необходимость обращаться в суд с заявлениями об оспаривании выставленных требований.

В судебном заседании Карамышев К.А. заявление поддержал, уточнил основания заявления, ссылаясь на то, что суммы пени, числящиеся как задолженность по карточке лицевого счета, на основании пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ (в редакции Федерального закона № 229-ФЗ от 27.07.2010 г.) являются безнадежными и подлежат списанию. Согласно Рекомендациям по порядку ведения в налоговых органах данных «расчеты с бюджетом», утвержденным приказом ФНС России № ММ-3-10/138 от 16.03.2007 г. (в ред. от 11.01.2008 г.), судебные акты об изменении начисленных сумм являются основанием для внесения изменений в карточки лицевого счета налогоплательщика. Судебными актами признаны недействительными требования налогового органа об уплате пени.

Представитель Межрайонной ИФНС России № 7 по Санкт-Петербургу Маслюков П.Г., действующий на основании доверенности, просил отказать заявителю в удовлетворении заявления, доводы письма Межрайонной ИФНС России № 7 по Санкт-Петербургу от 22.06.2010 г. № 05-08-02/21521 поддержал, также указал, что судебный акт о признании незаконным начисления пени в связи с истечением срока для их взыскания не принимался, поэтому в порядке, установленном ст. 59 НК РФ, оснований для признания недоимок по пени безнадежными и подлежащими списанию с внесением изменений в карточку лицевого счета налогоплательщика не имеется.

Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, считает, что заявление Карамышева К.А. удовлетворению не подлежит на основании следующего.

На основании ч. 1 ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Исходя из положений ч. 1 ст. 4 и ч. 1 ст. 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности.

Заявитель указывает, что о праве на обращение с настоящим заявлением в суд узнал с момента принятия ФНС России приказа № ЯК-7-8/393@ от 19.08.2010 г. «Об утверждении Порядка списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию и Перечня документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам». Учитывая, что на основании данного приказа заявитель просит признать незаконным бездействие налогового органа, суд считает обоснованным доводы заявителя о том, что о нарушении его прав он узнал 19.08.2010 г., и полагает, что Карамышевым К.А. срок на обращение в суд не пропущен.

В силу ст. 137 НК РФ каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если по мнению этого лица такие акты, действия или бездействие нарушают его права.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 21 НК РФ установлено, что налогоплательщик имеет право получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию, в частности о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов.

В соответствии с пунктом 2 Методических указаний по заполнению справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций, утвержденных Приказом ФНС России № ММ-3-19/206@ от 23.05.2005 г., справка об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций формируется по данным информационных ресурсов налогового органа.

При формировании справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций не учитываются суммы, перечисленные в пунктах 3 и 5 вышеуказанных Методических указаний, то есть к таким суммам не относится задолженность, взыскание которой невозможно в связи с истечением трехлетнего срока исковой давности, признанной безнадежной и подлежащей списанию.

Согласно статье 3 Закона РФ «О налоговых органах Российской Федерации» № 943-1 от 21.03.1991 г. (в ред. от 17.07.2009 г.) налоговые органы в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Налоговым кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, настоящим Законом и иными законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов.

Согласно п. 4 ст. 65 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 131-ФЗ от 06.10.2003 г. (в ред. от 03.11.2010 г.) территориальные органы федерального органа исполнительной власти по налогам и сборам ведут учет налогоплательщиков по каждому муниципальному образованию и предоставляют финансовому органу местной администрации информацию о начислении и об уплате налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджет муниципального образования, в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

На основании приказа ФНС РФ № ММ-7-1/81@ от 27.02.2010 г. отменен приказ ФНС России «Об утверждении Рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах базы данных «Расчеты с бюджетом» № ММ-3-10/138@ от 16.03.2007 г.

Таким образом, в настоящее время нормативного акта налогового органа в области порядка ведения учета расчетов физического лица с бюджетом не имеется. Соответственно, заявитель обоснованно ссылается на приказ ФНС РФ № ЯК-7-8/393@ от 19.08.2010 г. «Об утверждении Порядка списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию».

Приказ ФНС России «Об утверждении Рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах базы данных "Расчеты с бюджетом» ММ-3-10/138@ от 16.03.2007 г. отменен приказом ФНС России № ММ-7-1/81@ОТ от 27.02.2010 г., поэтому ссылка заявителя на данный приказ безосновательна.

На основании пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.

Согласно п. 3 Порядка списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию, утвержденного приказом ФНС РФ № ЯК-7-8/393@ от 19.08.2010 г. (зарегистрированного в Минюсте РФ 23.09.2010 г. за № 18528) решение о признании задолженности в связи с истечением установленного срока её взыскания безнадежной к взысканию и ее списании принимается руководителем налогового органа по месту учета налогоплательщика при наличии обстоятельств, предусмотренных в пунктах 2.4 - 2.5 Порядка.

На основании ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Требование о признании числящейся за налогоплательщиком задолженности по пени безнадежной к взысканию и обязании налогового органа к списанию заявителем не заявлено.

Суд по своей инициативе не вправе определять долги налогоплательщика, безнадежные к взысканию. Кроме того, установленные решениями суда нарушения налоговым органом налогового законодательства при принятии решений о взыскании пени не свидетельствуют об отсутствии самой задолженности налогоплательщика по указанным в карточке лицевого счета налогам и пени либо о наличии задолженности, подлежащей списанию. Из представленных заявителем в материалы дела судебных актов не усматривается, что налоговому органу было отказано во взыскании пени в связи с истечением установленного срока для её взыскания. С учетом изложенного у налогового органа нет оснований для признания задолженности Карамышева К.А. по пеням безнадежной к взысканию и исключения этой задолженности из карточки лицевого счета.

Руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении заявления Карамышева К. А. о признании незаконным бездействия Межрайонной Инспекции ФНС России № 7 по Санкт-Петербургу, выразившегося в неисключении из карточки лицевого счета налогоплательщика суммы пени по транспортному налогу, обязании Межрайонной Инспекции ФНС России № 7 по Санкт-Петербургу устранить допущенные нарушения прав и интересов заявителя, исключив из карточки лицевого счета пени по транспортному налогу в сумме 24.575 руб. 42 коп., - отказать полностью.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургском городском суде через Ленинский районный суд в течение десяти дней.

Судья: подпись.

Решение обжаловано Карамышевым К. А. в Санкт-Петербургский городской суд.

Определением Судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 12.01.2011 г. решение оставлено без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.