Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Ленинский районный суд Санкт-Петербурга в составе: председательствующего судьи Мелешко Н.В., при секретаре Гебя Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Дроздовой Т. В. об оспаривании отказа в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, признании нуждающейся и обязании поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении,
у с т а н о в и л:
Истица Дроздова Т.В. обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий Администрации Адмиралтейского района, признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, обязании поставить на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, ссылаясь на то, что проживает в коммунальной квартире, обращалась в Администрацию Адмиралтейского района по месту регистрации с заявлением о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, но в постановке на учет нуждающихся было отказано, отказ считает незаконным.
Дроздова Т.В. и ее представитель Попков И.А. доводы заявления поддержали.
Представитель Администрации Адмиралтейского района в судебное заседание не явился, о слушании дела извещены.
Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, считает, что Дроздовой Т.В. должно быть отказано в удовлетворении заявления на основании следующего.
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» № 189-ФЗ от 29 декабря 2004 г. с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены статьей 51 ЖК РФ, согласно которой гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. При этом согласно ч. 2 ст. 51 Жилищного кодекса РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Порядок принятия на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде установлен статьей 52 ЖК РФ.
В силу ч. 2 ст. 52 Жилищного кодекса РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, согласно ст. 52 ЖК РФ должен устанавливаться законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Отношения, связанные с учетом граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставлением жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге регулируются Законом Санкт-Петербурга «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге» № 407-65 от 19.07.2005 г. (в ред. от 06.05.2008 г.).
Согласно ст. 3 указанного Закона Санкт-Петербурга учетная норма площади жилого помещения на одного человека в Санкт-Петербурге составляет 15 квадратных метров общей площади жилого помещения для проживающих в коммунальных квартирах. При наличии у гражданина и(или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и(или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Из материалов дела следует, что *** Д-.А. обратился в Администрацию Адмиралтейского района с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях его и членов его семьи: Дроздовой Т.В. и Д-в С.В., поскольку семья занимает комнату площадью 14,70 кв.м в квартире по адресу_1, других жилых помещений не имеют, также указал, что *** жена продала квартиру, находившуюся в г. Североморске Мурманской области.
На основании свидетельства о праве собственности на наследство по закону № 1542 от *** Д-в В.А. является собственником 15/63 долей в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу_1.
Д-в В.А., Дроздова Т.В. и Д-в С.В. зарегистрированы по адресу_1, занимают комнату площадью 14,70 кв.м в х-комнатной коммунальной квартире общей площадью 88,60 кв.м и жилой площадью 63,30 кв.м.
С учетом расчета доли семьи или одиноко проживающего гражданина в общей площади коммунальной квартиры, являющегося приложением № 9 к приказу Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга «Об утверждении Инструкции о порядке оформления документов при вселении граждан в жилые помещения государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга» № 80-п от 30.03.2005 г., доля каждого члена семьи Дроздовых в общей площади коммунальной квартиры составит:
88,6 кв.м/63,3кв.м*14,7кв.м/3 чел. = 6,86 кв.м.
По сведениям Администрации Адмиралтейского района Д-в В.А., Дроздова Т.В. и Д-в С.В. проживают в Санкт-Петербурге более десяти лет.
На основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от *** Дроздова Т.В. приняла наследство в виде двухкомнатной квартиры общей площадью 43,60 кв.м, в том числе жилой 28,30 кв.м, расположенной по адресу_2.
На основании договора купли-продажи от *** Дроздова Т.В. продала вышеуказанную квартиру.
Дроздова Т.В. пояснила, что квартиру в г. Североморске получила в наследство от матери, умысла на ухудшение жилищных условий не имела, квартира в г. Североморске была не нужна, было затруднительное материальное положение, половина суммы пошла на погашение долга за коммунальные платежи.
В силу ст. 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Также согласно п. 3 ст. 5 Закона Санкт-Петербурга «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге» № 407-65 от 19.07.2005 г. (в ред. от 06.05.2008 г.) при совершении гражданином и(или) членами его семьи за пятилетний период, предшествующий принятию решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, действий и гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению, общая площадь предоставляемого жилого помещения уменьшается на соответствующее количество квадратных метров общей площади жилья. При этом общая площадь предоставляемого жилого помещения не может быть меньше учетной нормы площади жилого помещения на гражданина и(или) членов его семьи, указанной в пункте 1 статьи 3 настоящего Закона Санкт-Петербурга.
Руководствуясь принципом единообразия судебной практики, суд принимает во внимание правовую позицию Конституционного Суда РФ, данную в определении «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кузнецова Александра Владимировича на нарушение его конституционных прав статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации» № 258-О-О от 19.04.2007 г. о том, что по смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются. В этой ситуации решение вопроса о том, можно ли рассматривать предъявление иска о разделе жилой площади в отношении заявителя и иные действия, совершенные самим заявителем, умышленными и недобросовестными и является ли это препятствием для его признания нуждающимся в жилом помещении, как проживающего в условиях, не пригодных, по его мнению, для проживания, требует оценки фактических обстоятельств конкретного дела судом общей юрисдикции, проверки законности и обоснованности вынесенного судебного решения.
Учитывая, что при наличии в собственности Дроздовой Т.В. квартиры общей площадью 43,60 кв.м, расположенной по адресу_2, на каждого члена семьи заявителя приходилось по 21 кв.м общей площади жилых помещений и они не имели права на постановку на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, с продажей данной квартиры жилищные условия заявителя и членов её семьи ухудшились, что влечет возникновение права состоять на учете нуждающихся, суд считает, что действия по отчуждению жилого помещения в данном случае свидетельствуют о совершении заявителем действий, повлекших ухудшение жилищных условий, и поэтому на основании ст. 53 Жилищного кодекса РФ и п. 3 ст. 5 Закона Санкт-Петербурга «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге» № 407-65 от 19.07.2005 г. данные действия не предоставляют права до истечения пятилетнего срока состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Кроме того, извлечение прибыли в сумме *** опровергает доводы заявителя о малоимущности семьи, что по смыслу ст. 49 Жилищного кодекса РФ лишает права на улучшение жилищных условий путем предоставления жилого помещения по договору социального найма.
Руководствуясь ст.ст. 246, 194, 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Отказать в удовлетворении заявления Дроздовой Т. В. об оспаривании отказа Администрации Адмиралтейского района в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, признании нуждающейся и обязании поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургском городском суде через Ленинский районный суд в течение десяти дней.
Судья: подпись.
Решение обжаловано Дроздовой Т. В. в Санкт-Петербургский городской суд.
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 08.09.2010 г. решение оставлено без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.