ст. 18.15 ч. 3 КоАП РФ



Дело № 5-260/11 ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург 20 сентября 2011 года

Судья Ленинского районного суда Санкт-Петербурга Фурманова И.Е.,

с участием представителей лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ООО "Г" - С.С.В. и И.Н.В.,

рассмотрев в отрытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении юридического лица:

ООО "Г", , обвиняемого в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

ООО "Г" обвиняется МИ ФНС России № 8 по Санкт-Петербургу (далее – налоговый орган) в том, что Общество не уведомило налоговый орган о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, а именно в том, что 02.06.2011 г. в 09 часов 30 минут по адресу: г. Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, д. 133, Главным государственным налоговым инспектором отдела камеральных проверок № 4 МИ ФНС России № 8 по Санкт-Петербургу Ч.О.Г. выявлено нарушение со стороны Общества в лице заместителя генерального директора по персоналу С.С.В. правил привлечения к трудовой деятельности иностранного гражданина, в частности, в нарушение п. 4 ч. 8 ст. 18 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» Общество в лице заместителя генерального директора С.С.В., ДД.ММ.ГГГГ г./р., не уведомило налоговый орган по месту учета Общества о привлечении и об использовании с 09.10.2010 г. согласно трудовому договору от 09.10.2010 г. и приказу (распоряжению) о приеме работника на работу от 09.10.2010 г. по настоящее время иностранного работника – гражданку Ш.Т., ДД.ММ.ГГГГ г./р., паспорт иностранного гражданина , выдан 13.10.2004 г. Таким образом Общество обвиняется налоговым органом в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ.

В ходе судебного разбирательства представители Общества - С.С.В. и И.Н.В. пояснили суду, что привлекаемое к ответственности Общество вину в совершении правонарушения не признает, а считает, что нарушение установленного законодательства Обществом допущено не было, поскольку в порядке п. 4 ч. 8 ст. 18 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» о привлечении иностранного гражданина к работе юридические лица должны уведомлять налоговый орган только в случае привлечения к работе иностранных граждан, прибывших в РФ по приглашению в безвизовом порядке. При этом, Общество не приглашало на работу иностранного гражданина – Ш.Т. из иностранного государства, а поэтому Общество не должно уведомлять об устройстве её на работу налоговый орган. Также представители Общества полагают составленный в отношении Общества протокол об административном правонарушении недопустимым доказательством по делу, составленным с нарушением норм действующего законодательства (КоАП РФ), так как он фактически составлен в отсутствие представителя Общества, а при участии заместителя генерального директора С.С.В., не наделенной на момент составления протокола генеральным директором полномочиями представления интересов юридического лица ни в силу доверенности, ни в силу Закона и учредительных документов.

Вменяя в вину Обществу совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 18.15 ч. 3 КоАП РФ, налоговый орган представил в суд следующие доказательства вины Общества:

- протокол об административном правонарушении от 02.06.2011 г., из которого усматривается, что Общество не уведомило налоговый орган о привлечении к трудовой деятельности в России иностранного гражданина, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, что было выявлено 02.06.2011 г. в 09 часов 30 минут по адресу: г. Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, д. 133, Главным государственным налоговым инспектором отдела камеральных проверок № 4 МИ ФНС России № 8 по Санкт-Петербургу Ч.О.Г., и установлено нарушение со стороны Общества в лице заместителя генерального директора по персоналу С.С.В. правил привлечения к трудовой деятельности иностранного гражданина, в частности, в нарушение п. 4 ч. 8 ст. 18 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» Общество в лице заместителя генерального директора С.С.В., ДД.ММ.ГГГГ г./р., не уведомило налоговый орган по месту учета Общества о привлечении и об использовании с 09.10.2010 г. согласно трудовому договору от 09.10.2010 г. и приказу (распоряжению) о приеме работника на работу от 09.10.2010 г. по настоящее время иностранного работника – гражданку республики Украина Ш.Т., ДД.ММ.ГГГГ г./р. ;

- приказ от 09.10.2010 г. о приеме на работу гражданки республики Украина Ш.Т. Ивановны на должность продавца-кассира с тарифной ставкой 7500 руб. ;

- трудовой договор от 09.10.2010 г., заключенный между Обществом и гражданкой Украины Ш.Т. ;

- копию паспорта на имя гражданки Украины Ш.Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения ;

- разрешение на работу иностранному гражданину на имя гражданки Украины Ш.Т., ДД.ММ.ГГГГ г.р. ;

- должностную инструкцию заместителя генерального директора по персоналу Общества, утвержденную генеральным директором К.А.Э., с которой С.С.В. была ознакомлена ;

- Устав Общества, на основании которого осуществляется деятельность Общества с указанием его целей и видов деятельности, его имущества, учредителей и исполнительных органов и т.д. ;

- выписку из ЕГРЮЛ от 02.11.2009 г. в отношении Общества ;

- приказ от 01.01.2011 г. о приеме С.С.В. на работу в должности заместителя директора по персоналу ;

- трудовой договор от 01.01.2011 г. со С.С.В. ;

- объяснения С.С.В. от 02.06.2011 г. по факту неуведомления Обществом налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в России иностранного гражданина, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом .

Исследовав представленные в суд материалы в их совокупности в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, суд приходит к следующим выводам:

Согласно ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неуведомление территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, или налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом.

В соответствии с примечанием N 1 к статье 18.15 КоАП РФ в целях данной статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.

Согласно п.п. 4 п. 8 ст. 18 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», работодатель или заказчик работ (услуг), пригласившие иностранного гражданина в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности либо заключившие с иностранным работником в Российской Федерации новый трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), обязаны, в частности, уведомить налоговый орган по месту своего учета о привлечении и об использовании иностранных работников в течение 10-ти дней со дня подачи ходатайства о выдаче иностранному гражданину приглашения в целях осуществления трудовой деятельности, либо прибытия иностранного гражданина к месту работы или к месту пребывания, либо получения иностранным гражданином разрешения на работу, либо заключения с иностранным работником в Российской Федерации нового трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), либо приостановления действия или аннулирования разрешения на привлечение и использование иностранных работников, либо приостановления действия или аннулирования разрешения на работу иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, либо аннулирования разрешения на работу иностранному работнику.

Как следует из данного положения, Закон предусматривает уведомление работодателем или заказчиком работ налогового органа в случае приглашения им иностранного гражданина в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности либо заключения с этим гражданином нового трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).

При этом в соответствии с п. 1 ст. 2 указанного Закона, приглашение на въезд в Российскую Федерацию определяется как документ, в том числе электронный документ, являющийся основанием для выдачи иностранному гражданину визы либо для въезда в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, в случаях, предусмотренных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Поскольку в данном случае федеральными законами и международными договорами Российской Федерации для граждан Украины, которой является Ш.Т. и с которой Общество заключило трудовой договор, обязанность получения приглашения для въезда Российскую Федерацию не установлена, положение п.п. 4 п. 8 ст. 18 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», устанавливающее обязанность заказчика работ по уведомлению налогового органа о привлечении и об использовании иностранных работников, не подлежит применению.

Особенности регулирования отношений, связанных с трудовой деятельностью иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, установлены статьей 13.1 указанного Закона.

Согласно п. 9 ст. 13.1 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», работодатели или заказчики работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными работниками, а также о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года. При этом форма и порядок подачи указанного уведомления устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (в ред. Федеральных законов от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 19.05.2010 N 86-ФЗ).

Требования об извещении налогового органа статьей 13.1 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» не установлено.

Таким образом, поскольку уведомление налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации гражданина иностранного государства – республики Ураины Ш.Т. в соответствии с федеральным законом не требовалось, Общество необоснованно привлекается налоговым органом к административной ответственности.

Кроме того, как следует из письма Федеральной налоговой службы от 20.12.2007 N МС-1/9-25552, Федеральная налоговая служба также исходит из того, что обязанность по уведомлению работодателем или заказчиком работ (услуг) налогового органа возникает только в случае приглашения им иностранного гражданина в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности.

В данном же случае в суд не представлено доказательств приглашения Обществом гражданки республики Украина Ш.Т. в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, а поэтому Общество правомерно не уведомило о факте трудовых отношений между Обществом и гражданкой Украины Ш.Т. налоговый орган.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях юридического лица ООО «Г» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 24.5, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием в действиях юридического лица ООО "Г" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, - прекратить.

Постановление может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья: