Дело № 5-274/10
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
(Извлечение для сайта)
г. Санкт-Петербург 28 октября 2010 года
Судья Ленинского районного суда г. Санкт-Петербурга Эйжвертина И.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, возбужденное в отношении юридического лица - Государственного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № *** Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга, юридический адрес: АДРЕС_1; фактический адрес: АДРЕС_1 и АДРЕС_2, <Налоговые и банковские реквизиты>, ранее привлекавшегося к административной ответственности 24.12.2009 года Ленинским районным судом г. Санкт-Петербурга по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
14 октября 2010 года в 17 ч. 00 мин., при проведении внеплановой проверки в нежилых помещениях, занимаемых Государственным общеобразовательным учреждением средней общеобразовательной школой № *** Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга по адресу: АДРЕС_2, выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а также установлены факты нарушения положений статей Федеральных законов № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (принят Государственной Думой 18.11.1994 года), № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (принят Государственной Думой 04.07.2008 года, требования пунктов Свода правил 3.13.130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией при пожаре (утвержден и введен в действие приказом МЧС России № 173 от 25.03.2009), «Правила Пожарной Безопасности в Российской Федерации. ППБ 01-03» (утверждены приказом МЧС России № 313 от 18.06.2003 года, зарегистрированы в Минюсте России 27.06.2003 года, регистрационный № 4838), Свода Правил 5.13130.2009 «Нормы и правила проектирования. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические» (утвержден и введен в действие приказом МЧС России № 175 от 25.03.2009 года № 175), «Правила устройств электроустановок» (утверждены приказом Министерства энергетики Российской Федерации № 204 от 08.07.2004), Строительных норм и правил «СНиП 21-01-97* Пожарная безопасность зданий и сооружений» (приняты 01.01.1998 года постановлением Минстроя России № 18-7 от 13.02.1997 года), Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей ПТЭЭП (Зарегистрировано в Минюсте РФ № 4145 22.01.2003 года), Строительных Норм и Правил «СНиП 2.08.02-89* Общественные здания и сооружения» (принято и введено в действие с 1.10.2003 года постановлением Госстроя России № 98 от 23.06.2003), Строительных Норм и Правил «СНиП 31-01-2003 Общественные здания административного назначения» (Принято и введено в действие с 01.09.2003 года Постановлением Госстроя Росси № 108 от 23.06.2003 года), а именно:
1. пути эвакуации не оснащены знаками пожарной безопасности;
2. соединения электропроводов, кабелей выполнены без помощи опрессовки, пайки или сжимов (винтовых, болтовых, и т.п.);
3. дверь эвакуационного выхода открывается не по направлению выхода людей из помещений;
4. складские помещения не оборудованы противопожарными дверями с пределом огнестойкости 0,6 часа;
5. распределительные и разветвительные коробки жил проводов не содержатся в закрытом состоянии, предотвращающем распространение возникшего горения изоляции электропроводников;
6. замеры сопротивления изоляции электропроводов, кабелей, заземляющих устройств не проводились (протоколы, подтверждающие проведение замеров сопротивления, не предъявлены);
7. не нанесены надписи в распределительных устройствах, электрощитах, указывающие назначение отдельных цепей и панелей;
8. на путях эвакуации допускается применение материалов для покрытия пола и стен, с пожарной опасностью выше требуемой (не предоставлен сертификат);
9. Допущена эксплуатация электросветильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией электросветильников;
10. допущена эксплуатация помещений с глухими металлическими решетками на окнах;
11. помещения не обеспечены требуемым количеством первичных средств пожаротушения (огнетушители);
12. помещения не защищены автоматической установкой пожарной сигнализации (АУПС) в соответствии с нормами, устанавливающими требования пожарной безопасности;
13. помещения не оснащены системой оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) людей при пожаре соответствующего типа, в соответствии с нормами, устанавливающими требования пожарной безопасности;
14. работники организации допускаются к работе без прохождения противопожарного инструктажа (журналы инструктажей и инструкции по пожарной безопасности не предъявлены);
15. лицо, ответственное за пожарную безопасность в помещениях, не обучено по программе пожарно-технического минимума (удостоверение об обучении не предъявлено);
16. допущены изменения конструктивных, объемно-планировочных и инженерно-технических решений без проекта, разработанного в соответствии с действующими нормами и утвержденного в установленном порядке (в случае пожара не обеспечена возможность эвакуации людей до наступления угрозы их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов пожара);
17. помещения не изолированы от жилой части здания (имеется выход на лестничную клетку жилого дома);
18. не обеспечено предотвращение распространения пожара между помещениями различных классов функциональной пожарной опасности - не отделены помещения школы (1 этаж) и от жилой части здания (2 этаж) противопожарными преградами - перекрытиями 3-го типа (не повышен предел огнестойкости деревянных, оштукатуренных междуэтажных перекрытий здания);
19. не разработаны и не вывешены на видных местах планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара;
20. ширина и высота путей эвакуации 1-го этажа не соответствует требованиям норм ППБ 01-03 п. 3 СНиП 21-01-97* п.п. 6.16, 6.27;
21. демонтированы двери, предусмотренные проектом;
22. помещения первого этажа не обеспечены нормативным количеством эвакуационных выходов.
С учетом выявленных нарушений, Государственным инспектором Адмиралтейского района Санкт-Петербурга по пожарному надзору К-вым С.А. 14.10.2010 г. составлен протокол об административном правонарушении в отношении юридического лица по ст. 20.4 ч. 1 КоАП РФ.
Законный представитель юридического лица - и.о. директора образовательного учреждения Битюцкая О.В., действующая на основании Устава ГОУ СОШ № *** Адмиралтейского района г. Санкт-петербурга, распоряжения Администрации Адмиралтейского района № 160 от 09.07.2010 о возложении на нее временного исполнения обязанностей директора ГОУ СОШ № ***, в судебном заседании вину в совершении правонарушения признала полностью, пояснив, что ранее, в течение 2010 года, постановлениями Ленинского районного суда г. Санкт-Петербурга образовательное учреждение уже признавалось виновным в совершении аналогичного административного правонарушения, по ст. 20.4 ч. 1 КоАП РФ. Выявленные при предыдущих проверках нарушения, послужившие основанием для привлечения юридического лица к ответственности, не устранены и на момент составления настоящего протокола об административном правонарушении. Причиной данного обстоятельства является отсутствие у школы необходимых денежных средств. К администрации района с требованием о выделении необходимых средств для приведения спорного помещения в соответствие с требованиями пожарной безопасности администрация школы не обращалась, поскольку наполняемость школы учениками существенно ниже плановой, необходимости эксплуатации данного помещения у школы нет. Кроме того, просила обратить внимание на те обстоятельства, что до настоящего времени помещение по АДРЕС_2, предназначенное для проведения дополнительных занятий учащихся школы, фактически для них не используется, в нем осуществляется только хранение церковной утвари и имущества школы. Денежные средства для выполнения комплекса необходимых работ по устранению нарушений у школы, являющейся бюджетным учреждением, отсутствуют, органами местного самоуправления, администрациями района и города Санкт-Петербурга необходимые средства не предоставляются. Административное приостановление деятельности указанного помещения на учебном процессе возглавляемой ею школы никак не скажется.
Будучи опрошенным в судебном заседании государственный инспектор Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга по пожарному надзору К-в С.А. пояснил, что помещение школы по АДРЕС_2 для учебного процесса действительно фактически не используется. Вместе с тем, данное помещение находится на первом этаже жилого дома и несоблюдение в нем правил пожарной безопасности при наличии деревянных перекрытий между этажами создает угрозу жизни и здоровью людей.
Из материалов усматривается, что Государственное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа № *** Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга, действующая на основании Устава, являющаяся некоммерческой организацией, учредителем которой является субъект Российской Федерации - город федерального значения Санкт-Петербург, пользуется имуществом, являющимся собственностью Санкт-Петербурга, закрепленным за образовательным учреждением на праве оперативного управления.
Согласно п. 4.3 Устава, при осуществлении оперативного управления Образовательное учреждение обязано, в том числе: обеспечивать сохранность имущества, закрепленного за Образовательным учреждением на праве оперативного управления; не допускать ухудшения технического состоянии закрепленного имущества; осуществлять капитальный, по согласованию с собственником, и текущий ремонт закрепленного имущества, с возможным его улучшением.
Согласно п. 5.12 Устава, к компетенции Администрации района - органа, в ведении которого находится образовательное учреждение, относится, в том числе и финансирование деятельности Образовательного учреждения, создание необходимых условий для осуществления Образовательным учреждением оперативного управления имуществом.
Согласно Договору безвозмездного пользования № **-Х ****** от 08.11.2001 года Территориальному управлению Адмиралтейского административного района г. Санкт-Петербурга передано нежилое помещение по адресу: АДРЕС_2, площадью 331 кв.м, 1 этаж, для использования под учебные цели школы № ***.
Суд, выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела: протокол об административном правонарушении № */*-*** от 14.10.2010 года, составленный в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ надлежащим должностным лицом, содержащий подробные сведения о правонарушении; Распоряжение № */*-*** от 01.09.2010 года о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица с целью контроля устранения нарушений требований пожарной безопасности, указанных в предписании ГПН № */*-***/*/* от 11.05.2010 года, с распоряжением представитель юридического лица ознакомлен 16.09.2010 года, Акт проверки соблюдения требований пожарной безопасности юридического лица № */*-*** от 14.10.2010 года с приложениями, правоустанавливающие документы юридического лица, договор безвозмездного пользования № **-Х ****** от 08.11.2001 года, Распоряжение № ****-х от 08.11.2001 года с приложениями, приходит к следующему:
Статья 20.4. ч. 1 КоАП РФ предусматривает ответственность юридических лиц за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса.
На момент проведения проверки Государственным общеобразовательным учреждением средней общеобразовательной школой № *** Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга требования пожарной безопасности при эксплуатации помещений, расположенных по адресу: АДРЕС_2, 1 этаж, соблюдены не в полном объеме, что подтверждается представленными суду представителем юридического лица объяснениями.
Довод представителя юридического лица, приведенный в протоколе об административном правонарушении, о невозможности исполнения требований пожарной безопасности из-за отсутствия денежных средств, представляется необоснованным, поскольку для устранения указанных нарушений ранее был предоставлен разумный срок, ряд выявленных нарушений фактически не требует финансовых затрат, за прошедший период юридическое лицо не обращалось в установленном законом порядке к распорядителю бюджетных средств с требованием о выделении необходимых средств для приведения спорного помещения в соответствие с требованиями пожарной безопасности, а эксплуатация здания без оборудования в соответствии с требованиями пожарной безопасности создает существенную угрозу жизни и безопасности людей, в том числе сотрудников юридического лица.
Нарушения нормативных правовых актов Российской Федерации по пожарной безопасности, нормативных документов по пожарной безопасности и непосредственно требований пожарной безопасности создают угрозу здоровью и жизни людей, а именно непосредственно влияют на:
- возможность возникновения пожара, его дальнейшее распространение по конструктивным элементам здания;
- позднее время обнаружения пожара, оповещения о нем, время начала эвакуации людей, а также возможность его тушения в начальной стадии;
- процесс вынужденной эвакуации людей из помещений во время возникновения открытого пламенного горения или задымления помещений, путей эвакуации, с созданием угрозы отравления людей продуктами горения и последующей их массовой гибелью;
- возможность тушения пожара и проведение аварийно-спасательных работ подразделениями пожарной охраны, в целях предотвращения распространения и развития пожара и гибели людей.
Вина юридического лица - Государственного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № *** Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.4 ч.1 КоАП РФ, установлена совокупностью доказательств, являющихся относимыми, допустимыми и достаточными для разрешения дела.
При назначении наказания юридическому лицу, суд учитывает обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность лица, привлекаемого к административной ответственности, данные о юридическом лице, привлекаемом к административной ответственности, а именно то, что лицо ранее дважды привлекалось к административной ответственности за совершение аналогичного правонарушения.
Суд считает, что с учетом характера совершенного правонарушения, неограниченная эксплуатация помещений юридического лица создает угрозу для безопасности жизни и здоровья граждан, в связи с чем, наказание должно быть назначено в виде приостановления деятельности юридического лица, связанной с организацией обучения и образовательного процесса в спорном помещении.
Вместе с тем, для выполнения работ по устранению допущенных нарушений требований правил пожарной безопасности, необходимо обеспечить доступ в помещения Государственного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № *** Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга, расположенные по адресу: АДРЕС_2, 1 этаж, штатным работникам организации и лицам, задействованным в выполнении работ по устранению нарушений пожарной безопасности.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 20.4 ч.1, 29.10-29.11 КоАП РФ суд
П О С Т А Н О В И Л :
Признать юридическое лицо - Государственное общеобразовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу № *** Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга, юридический адрес: АДРЕС_1; фактический адрес: АДРЕС_1 и АДРЕС_2, <Налоговые и банковские реквизиты> виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.4 ч. 1 КоАП РФ и подвергнуть административному приостановлению деятельности, связанной с реализацией образовательных программ, предусмотренной Уставом юридического лица, в помещениях расположенных по адресу: АДРЕС_2, на срок 80 (восемьдесят) суток.
Постановление подлежит немедленному исполнению, но может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 дней.
Судья И.Г. Эйжвертина
Постановление не обжаловалось, вступило в законную силу.