Дело № 5-***/10
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
(Извлечение для сайта)
г. Санкт-Петербург2010 года
Судья Ленинского районного суда Санкт-Петербурга Фурманова Ирина Евгеньевна,
с участием представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ОАО «МедРемСтрой» - Титова Н.Е., представившего доверенность № 1П-ПРСП от 02.08.2010 г. со сроком действия доверенности по 31.12.2010 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении юридического лица:
Открытого акционерного общества «МедРемСтрой», обвиняемого в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество «МедРемСтрой» (далее – ОАО «МРС») совершило нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ, а именно:
26.11.2010 года в 15 часов 00 минут при проведении планового мероприятия по надзору на основании распоряжения о проведении плановой проверки № ХХХ от 02.11.2010 г. главного государственного инспектора Адмиралтейского района Санкт-Петербурга по пожарному надзору Брикка В.А. в помещениях ОАО «МРС», расположенных по адресу: АДРЕС_1, выявлены нарушения требований «Правил пожарной безопасности в Российской Федерации» ППБ 01-03, утвержденных приказом МЧС России № 313 от 18.06.2003 г., зарегистрированных в Минюсте России 27.06.2003 г., регистрационный № 4838; строительных норм и правил СНиП 21-01-97** «Пожарная безопасность зданий и сооружений», принятых и введенных в действие Постановлением Министерства строительства РФ от 13.02.1997 г. № 18-7; СНиП 41-01-2003 «Отопление, вентиляция и кондиционирование», принятых и введенных в действие с 01.01.2004 г. постановлением Госстроя России от 26.06.2003 г. № 115; СНиП 2.08.02-89* «Общественные здания и сооружения», утвержденных постановлениями Госстроя России от 26.01.1999 г. № 4, от 12.02.2001 г. № 10; СНиП 31-05-2003 «Общественные здания административного назначения», принятых и введенных в действие с 01.09.2003 г. постановлением Госстроя России от 23.06.2003 г. № 108; государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 12.4.026-2001 «Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний», принятого и введенного в действие Постановлением Госстандарта России от 19.09.2001 г. № 387-ст; системы руководящих документов по пожарной автоматике РД 009-01-96 «установки пожарной авоматики. Правила технического содержания», Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей ПТЭЭП, зарегистрированных в Минюсте РФ № 4145 – 22.01.2003 г.; норм пожарной безопасности НПБ 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 г. № 315; НПБ 88-2001 «Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования», утвержденных приказом ГУГПС МВД России от 04.06.2001 г. № 31; НПБ 151-2000 «Шкафы пожарные. Технические требования пожарной безопасности. Методы испытаний», утвержденных приказом ГУГПС МВД России от 27.12.2000 г. № 79; НПБ 104-03 «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях», утвержденных приказом МЧС России от 20.06.2003 г. № 323, а именно:
1. помещения не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией в соответствии с требованиями НПБ 110-03, НПБ 88-01 с привлечением организации, имеющей лицензию на данный вид деятельности, то есть, нарушены п. 3 ППБ 01-03; табл. 3 (п. 38) НПБ 110-03; раздел 12 НПБ 88-01; ст. 17 Федерального закона № 128-ФЗ;
2. помещения не оборудованы системой оповещения людей о пожаре в соответствии с требованиями НПБ 104-03, то есть, нарушены п.п. 3, 16 ППБ 01-03;
3. на окнах помещений допущена частичная установка глухих металлических решеток, то есть, нарушен п. 40 ППБ 01-03;
4. двери на путях эвакуации (в поэтажных коридорах) открываются не по направлению выхода из здания, то есть, нарушены п. 3 ППБ 01-03, п. 6.18 СНиП 21-01-97*;
5. между маршами лестниц и между поручнями ограждений лестничных маршей не предусмотрен зазор шириной в плане в свету не менее 75 мм., то есть, нарушены п. 3 ППБ 01-03, п. 8.9 СНиП 21-01-97**;
6. покрытие пола на путях эвакуации (в поэтажных коридорах), выполнена с использованием материалов, не имеющих подтверждения их требуемой пожарной опасности (горючести, воспламеняемости, дымообразующей способности и токсичности), то есть, нарушены п.п. 3, 53 ППБ 01-03, п. 6.25* СНиП 21-01-97*;
7. этажи здания не обеспечены требуемыми вторыми нормативными эвакуационными выходами с этажей, то есть, нарушены п. 3 ППБ 01-03, п.п. 1.1, 6.13* СНиП 21-01-97**;
8. ежегодная проверка состояния защиты от перенапряжений распределительных устройств и линий электропередач, для обеспечения готовности защиты от грозовых и внутренних перенапряжений, не проводится, то есть, нарушены п. 3 ППБ 01-03, п. 2.8.5 ПТЭЭП;
9. электропроводка эксплуатируется с нарушениями действующих документов по электроэнергетике (нарушение п. 3, 57 ППБ 01-03), а именно: при открытой прокладке защищенных проводов (кабелей) с оболочками из сгораемых материалов, расстояние в свету от провода (кабеля) до поверхности оснований из сгораемых материалов составляет менее 10 мм. (нарушение п. 2.1.37 ПУЭ); допущено соединение электрических проводов скрутками (нарушение п. 57 ППБ 01-03); соединения и ответвления жил проводов, кабелей, выполнено в соединительных (ответвительных) открытых коробках (нарушение п. 57 ППБ 01-03); аппараты, предназначенные для отключения электроснабжения пожароопасных помещений (архивов), не вынесены за пределы указанных помещений (нарушение п. 57 ППБ 01-03, п. 2.1.26 ПУЭ); не произведен периодический замер сопротивления изоляции электрических проводов осветительных и силовых установок, с составлением протокола (нарушение п. 3,57 ППБ 01-03, п. 7.4.24 ПУЭ, п. 2.12.17 «Правила технической эксплуатации энергопотребления»); в лестничной клетке допущена открытая прокладка (размещения) электрических кабелей и проводов (нарушение п. 6.32* СНиП 21-01-97*);
10. система внутреннего противопожарного водопровода не поддерживается в работоспособном состоянии (договор на техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт с организацией, имеющей лицензию в области МЧС не предоставлен, перекатка рукавов на новую скатку не реже одного раза в год не производится (бирки на рукавах отсутствуют), то есть, нарушены п. 3 ППБ 01-03, п. 4.15 НПБ 151-2000;
11. имеющийся внутренний противопожарный водопровод выполнен с отступлениями от требований действующих норм, что исключает возможность обеспечения требуемого круглосуточного расхода воды на нужды пожаротушения (нарушение п. 3 ППБ 01-03, п. 9.1 СНиП 2.04.01-85), а именно: система внутреннего водопровода не выполнены кольцевой, либо с закольцованным вводом при двух тупиковых трубопроводах с ответвлениями к потребителям от каждого из них, для обеспечения непрерывной подачи воды (нарушение п. 3 ППБ 01-03, СНиП 2.04.01-85); на имеющейся обводной линии не установлена задвижка с электроприводом, открывающаяся автоматически от кнопок, установленных у пожарных кранов, или от устройств противопожарной автоматики, открытие которой должно быть сблокировано с пуском пожарных насосов при недостаточном давлении в водопроводной сети (нарушение п. 93 ППБ 01-03); задвижка с электроприводом, установленная на обводной линии водомерного устройства, не проверяется на работоспособность не реже двух раз в год, акты не предъявлены (нарушение п.п. 89,86 ППБ 01-03);проверка работоспособности сети противопожарного водопровода не осуществляется два раза в год (акты проверки работоспособности не предоставлены); краны внутреннего противопожарного водопровода, не имеют сертификат пожарной безопасности (нарушение п. 3 ППБ 01-03, Закона РФ от 10.06.1993 г. № 5151-1 «О сертификации продукции и услуг», Приказ МЧС России от 08.07.2002 г. № 320 «Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации в области пожарной безопасности»);
12. пожарные шкафы, имеющиеся на объекте, выполнены не в соответствии с нормами пожарной безопасности, то есть, нарушены п. 3 ППБ 01-03, п.п. 4.15, 4.4, 4.5*, 4.6, 4.7*, 4.8*, 4.9 НПБ 151-2000;
13. у эвакуационных выходов установлены световые указатели «ВЫХОД», не присоединенные к сети эвакуационного и аварийного освещения, то есть, нарушен п. 61 ППБ 01-03;
14. не ведется журнал учета состояния и проверки огнетушителей, то есть, нарушены п. 108 ППБ 01-03, п. 15 прил. 3;
15. двери лестничных клеток не оборудованы приспособлениями для самозакрывания с уплотнением в притворах, то есть, нарушены п. 3 ППБ 01-03, п. 6.18 СНиП 21-01-97*;
16. помещения не оборудованы знаками пожарной безопасности (телефон вызова пожарной охраны, места размещения пожарного оборудования, эвакуационные выходы, направление движения эвакуации), то есть, нарушены п.п. 13, 51 ППБ 01-03;
17. не разработаны и не вывешены на видных местах планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, которые должны быть выполнены в соответствии с ГОСТом Р 12.4.026-2001, то есть, нарушены п. 16 ППБ 01-03, ГОСТ Р 12.4.026-2001;
18. каркасы подвесного потолка коридора этажей выполнены из горючих материалов, то есть, нарушен п. 3 ППБ 01-03, п. 6.25 СНиП 21-01-97**;
19. аварийное (эвакуационное) освещение лестничных клеток и поэтажных коридоров здания не предусмотрено, то есть, нарушены п. 3 ППБ 01-03, п. 7.62 СНиП 23-05-95;
20. на дверях чердака отсутствует информация о месте хранения ключей, то есть, нарушен п. 44 ППБ 01-03;
21. на случай отключения электроэнергии сотрудники не обеспечены электрическими фонарями на аккумуляторных батареях, то есть, нарушен п. 55 ППБ 01-03;
22. не выполнено ограничение пожарной опасности (огнезащитная обработка) деревянных конструкций стропильно-балочной системы кровель зданий, то есть, нарушены п. 3 ППБ 01-03, п. 7.1 СНиП 21-01-97**;
23. ответственным должностным лицом за пожарную безопасность и проведение противопожарного инструктажа не пройден курс противопожарной подготовки, то есть, нарушены п. 3 ППБ 01-03, Распоряжение Губернатора СПб № 1923-ра от 07.08.2003 г.;
24. не разработана и утверждена в установленном порядке проектная документация по произведенным перепланировкам помещений, то есть, нарушены п. 3 ППБ 01-03, п. 4.2 СНиП 21-01-97**;
25. чердачное помещение не отделено от лестничных клеток противопожарными дверьми 2-го типа, то есть, нарушены п. 3 ППБ 01-03, п. 8.4* СниП 21-01-97**;
26. под лестничным маршем допущено размещение кладовой, то есть, нарушен п. 40 ППБ 01-03;
27. на путях эвакуации (лестничных клетках) допущено размещение оборудования, выступающего из плоскости стен, на высоте менее 2,2 м. от поверхности проступей и площадок лестниц (батареи водяного отопления), то есть, нарушены п. 3 ППБ 01-03, п. 6.32 СНиП 21-01-97**;
28. не обеспечено предотвращение распространения пожара между помещениями различных классов функциональной пожарной опасности – помещение архива, не отделены от смежных помещений и эвакуационного пути (коридора) противопожарными преградами с требуемым пределом огнестойкости (противопожарными перегородками 1-го типа), с соответствующим заполнением в них проемов противопожарной дверью 2-го типа, с оформлением соответствующих подтверждающих документов (акт выполненных работ, сертификат ПБ на установленную дверь, лицензия ГУ МЧС РФ организации на производство данных работ), то есть, нарушены п. 3 ППБ 01-03, п.п. 1.1, 5.18*, 7.4, 7.1, таблица 2* СНиП 21-01-97**, п. 1.82 СНиП 2.08.02-89**;
29. здание оборудовано внутренним противопожарным водопроводом без обеспечения орошения каждой точки пространства 2 струями воды с минимальным расходом 2,5 л/сек., то есть, нарушены п. 3 ППБ 01-03, п. 6.1 СНиП 2.04.01-85*, табл. 1*;
30. проверка состояния огнезащитной обработки (пропитки) два раза в год не проводится (акты проверки не предоставлены), то есть, нарушен п. 36 ППБ 01-03;
31. над въездом в гараж не установлен козырек с пределом огнестойкости не менее 0,75 часа, то есть, нарушены п. 3 ППБ 01-03, п. 2.7 ВСН 01-89;
32. не проведены периодические испытания парапетного ограждения, с оформлением соответствующих подтверждающих документов (протокол испытаний, лицензия организации на производство данных работ), то есть, нарушен п. 40 ППБ 01-03.
При этом, указанные выше нарушения создают угрозу здоровью и жизни людей, а именно непосредственно влияют на:
- возможность возникновения пожара, его дальнейшее распространение по конструктивным элементам здания;
- время обнаружения пожара, оповещения о нем, время начала эвакуации людей, а также возможность его тушения в начальной стадии;
- влияют на процесс вынужденной эвакуации людей из помещений во время возникновения открытого пламенного горения или задымления помещений с созданием угрозы отравления людей продуктами горения с последующей их гибелью;
- на возможность тушения пожара и проведение спасательных работ подразделениями пожарной охраны в целях предотвращения распространения и развития пожара и гибели людей.
В ходе судебного разбирательства представитель ОАО «МРС», действующий на основании доверенности, - Титов Н.Е. пояснил суду, что с 17.07.2010 г. ОАО «МРС» находится в процессе добровольной ликвидации по решению собственника имущества Общества. Объект недвижимости передан во временное управление ликвидационной комиссии общества, занят арендаторами на основании договоров аренды заключенных и действующих до принятия решения о ликвидации и по настоящее время. Общество профильной деятельности не ведет. Объекты недвижимости реализуются на торгах с целью погашения долгов общества. Объект недвижимости, расположенный по адресу: АДРЕС_1, будет передан собственнику - КУГИ СПб. Ликвидационной комиссией будут проведены все возможные меры по исправлению имеющихся нарушений. При этом Титов Н.Е. пояснил суду, что часть выявленных нарушений устранена незамедлительно после проведенной проверки, а именно по пунктам 3, 4, 7, 12, 13, 15, 20, 21, 23, 25, 26, 31,32. По части нарушений ведется работа по устранению, которые юридическое лицо намерено устранить в срок до 31.12.2010 г., а именно по пунктам 1, 2, 6, 10, 11, 14, 16, 17, 22, 30. По части нарушений также ведется работа по устранению, которые будут устранены в срок, указанный в выданном юридическому лицу предписании, то есть в срок до марта 2011 года, а именно по пунктам 5, 8, 9, 18, 19, 24, 28, 27, 29. В связи с чем, Титов Н.Е. пояснил, что ОАО «МРС» полностью признает вину в совершении правонарушения, ОАО «МРС» приступило к устранению нарушений требований пожарной безопасности, частично устранило нарушения, будет предпринимать все возможные и необходимые меры к их дальнейшему устранению, ОАО «МРС» просит суд строго не наказывать.
Оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд считает, что вина ОАО «МРС» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.4 ч.1 КоАП РФ, установлена в ходе судебного разбирательства полностью и подтверждается:
- протоколом об административном правонарушении № ХХХ_х от 26.11.2010 г., из которого усматривается, что ОАО «МРС» нарушило требования пожарной безопасности. Так, из протокола об административном правонарушении усматривается, что 26.11.2010 года в 15 часов 00 минут при проведении планового мероприятия на основании распоряжения главного государственного инспектора Адмиралтейского района Санкт-Петербурга по пожарному надзору № ХХХ от 02.11.2010 года в помещениях, занимаемых ОАО «МРС» расположенных по адресу: АДРЕС_1, выявлены нарушения требований правил и норм пожарной безопасности, а также требования строительных норм и правил, требования ГОСТ, что в свою очередь создает угрозу здоровью и жизни людей;
- распоряжением о плановой, выездной проверки № ХХХ_1 от 02.11.2010 года на основании ст. 6, 34, 37 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», ФЗ РФ от 22.07.2008 г. № 123 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Постановление Правительства РФ от 21.12.2004 г. № 820 «О государственном пожарном надзоре»;
- актом проверки соблюдения требований пожарной безопасности № ХХХ_2 от 26.11.2010 года, которым зафиксированы указанные выше нарушения ОАО «МРС» требований пожарной безопасности, строительных норм и правил, требований ГОСТ;
- учредительными документами юридического лица, с соответствующей регистрацией и постановкой на налоговый учет - свидетельством о внесении записи в ЕГРЮЛ о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора серии 78 № « Х_1 », свидетельством о государственной регистрации юридического лица серии 78 № « Х_2 », свидетельством о внесении записи в ЕГРЮЛ о принятии решения о ликвидации юридического лица серии 78 № « Х_3 », уставом ОАО «МедРемСтрой», утвержденным 27.08.2007 г. распоряжением Комитета по управлению городским имуществом, распоряжением № « Х_4 » от 05.05.2010 г. о закреплении акций ОАО «МРС», распоряжением№ « Х_5 » от 27.08.2007 г. об условиях приватизации имущества Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия по строительству «Медремстройпроект»;
Сведения, содержащиеся в протоколе об административном правонарушении, суд расценивает как доказательства вины ОАО «МРС», поскольку протокол об административном правонарушении составлен компетентным лицом, в полном соответствии с требованиями ст.ст. 28.3, 23.34 КоАП РФ, а также с соблюдением требований ст. 28.2 КоАП РФ.
Оценивая добытые по делу доказательства в соответствии со ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ свидетельствует сам факт нарушения, в частности, юридическим лицом требований Правил пожарной безопасности.
Представленные в суд доказательства в их совокупности суд признает достоверными и достаточными, полученными с соблюдением требований закона, устанавливающими вину ОАО «МРС» в совершении указанного выше правонарушения.
В связи с чем, суд квалифицирует действия юридического лица – ОАО «МРС» по ст. 20.4 ч. 1 КоАП РФ, как нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст. 8.32, 11.16 КоАП РФ.
При назначении ОАО «МРС» наказания и определения вида наказания, суд учитывает характер совершенного указанным лицом правонарушения, которое отнесено законом к правонарушению, посягающему на общественную безопасность, учитывается также имущественное и финансовое положение юридического лица, которое не является стабильным, а также тот факт, что в настоящее время осуществляется ликвидация юридического лица, наличие обстоятельств, смягчающих ответственность и отсутствие в данном конкретном случае обстоятельств, отягчающих его ответственность. Совершение ОАО «МРС» вменяемого ему в вину правонарушения свидетельствует о явном неуважении и пренебрежении к установленным государством правилам и нормам, подобное бездействие юридического лица создает реальную угрозу здоровью и жизни людей, в силу этого указанное правонарушение является наиболее грубым.
При этом, учитывая конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, его характер и степень общественной опасности, а также то, что указанным бездействием юридического лица может быть причинен вред жизни и здоровью граждан, принимая во внимание, специфику данного юридического лица, что в результате совершения ОАО «МРС» установленного правонарушения не наступили какие-либо общественно-опасные последствия для граждан (доказательств обратному не представлено), а также тот факт, что ранее ОАО «МРС» к административной ответственности не привлекалось, ОАО «МРС» в лице своего представителя признает вину в совершении правонарушения, приняло меры к устранению выявленных нарушений, что является обстоятельством, смягчающим ответственность ОАО «МРС», обстоятельств, отягчающих ответственность, судом не установлено, суд считает возможным за совершение данного правонарушения, предусмотренного ст. 20.4 ч. 1 КоАП РФ, в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами, учитывая, что административное наказание не может иметь своей целью нанесение вреда деловой репутации юридического лица, назначить ОАО «МРС» наказание, учитывая положения ст.ст. 3.1, 3.5 КоАП РФ, в виде административного штрафа, не прибегая к максимальной мере наказания.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.3.1, 3.3, 3.5, 20.4 ч.1,23.1 ч. 3, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Открытое акционерное общество «МедРемСтрой», виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 (Пятнадцать тысяч) рублей.
Штраф подлежит оплате по следующим реквизитам: « № ».
Постановление может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Постановление не обжаловалось, вступило в законную силу.