ст. 8.2 КоАП РФ



Дело № 12-63/11

РЕШЕНИЕ

Санкт-Петербург 06 июня 2011 года

Судья Ленинского районного суда г. Санкт-Петербурга Фурманова И.Е.,

с участием защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, должностного лица Уланова В.Ю. - Рыбинской Н.В., представившей нотариально удостоверенную доверенность от 12.05.2011 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 06.06.2011 г. материалы дела об административном правонарушении по жалобе должностного лица – Уланова В.Ю., на постановление старшего государственного инспектора Санкт-Петербурга по охране природы Г.А.И. от 10.03.2011 года о признании виновным должностного лица – директора ООО "М" Уланова В.Ю. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, с назначением ему наказания в виде административного штрафа в размере 10000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением старшего государственного инспектора Санкт-Петербурга по охране природы Г.А.И. от 10.03.2011 года должностное лицо – директор ООО "М" Уланов В.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, с назначением ему наказания в виде административного штрафа в размере 10000 рублей, по факту несоблюдения Улановым В.Ю. экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

С указанным постановлением от 10.03.2011 года представивший в суд жалобу Уланов В.Ю. не согласен.

В судебное заседание Уланов В.Ю. не явился, участвует в суде через своего защитника Рыбинскую Н.В., представившую в суд нотариально удостоверенную доверенность от 12.05.2011 г.

Рыбинской Н.В. разъяснены её процессуальные права, предусмотренные ст. 25.5 КоАП РФ, о чем имеется расписка последней

В судебном заседании защитник Рыбинская Н.В. полностью поддержала доводы жалобы Уланова В.Ю., просила обжалуемое постановление отменить, производство по делу - прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, виновным в совершении которого Уланов В.Ю. признан по следующим основаниям:

- должностными лицами Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности (далее – Комитет), в том числе при вынесении обжалуемого постановления, не доказана вина должностного лица Уланова В.Ю. в совершении правонарушения по ст. 8.2 КоАП РФ, так как в целом не доказан факт, что в результате деятельности ООО "М" образуются опасные отходы при том, что обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения лица к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший обжалуемое постановление. Комитетом не доказано осуществление ООО "М" деятельности в области обращения с отходами в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона № 89-ФЗ, так как образование отходов не является обращением с отходами, а доказательств накопления у ООО "М" данных отходов не имеется, следовательно, по мнению автора жалобы, ответственность должностного лица, в частности Уланова В.Ю. также не доказана;

- должностным лицом Комитета при вынесении обжалуемого постановления не учтено, что если Общество не осуществляет деятельность в области обращения с отходами, то у должностного лица данного Общества отсутствует обязанность, установленная п. 1 ст. 19 Закона № 89-ФЗ;

- при выявлении правонарушения Комитетом не принято никаких мер к фиксации события правонарушения;

- в основу обжалуемого постановления незаконно и необоснованно положены данные проверки Общества по <адрес>, однако по данному адресу Общество не располагается, так как в указанном адресе находится иное юридическое лицо – ООО "М", которое в нем арендует нежилое помещение, а Общество располагается по <адрес>, а адрес по <адрес> является только юридическим адресом Общества.

Исследовав в ходе судебного разбирательства доводы жалобы Уланова В.Ю., доводы его защитника Рыбинской Н.В., показания допрошенного свидетеля – государственного инспектора Санкт-Петербурга по охране природы Комитета Ф.И.В., в полном объеме материалы дела, в том числе, представленные Комитетом по судебному запросу, а именно: протокол Общего собрания учредителей ООО "М" от 08.07.2010 г. об избрании директором Общества Уланова В.Ю. со сроком действия его полномочий до 08.07.2013 г. , определение от 01.04.2011 г. о направлении жалобы Уланова В.Ю. для рассмотрения по подсудности в Ленинский районный суд Санкт-Петербурга , распоряжение от 11.01.2011 г. о проведении плановой выездной проверки юридического лица ООО "М" , акт проверки соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды ООО "М" от 28.02.2011 г. , фотоматериал Комитета к акту проверки от 28.02.2011 г. , предписание об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды от 28.02.2011 г. , протокол об административном правонарушении от 28.02.2011 года в отношении директора ООО "М" Уланова В.Ю. , постановление старшего государственного инспектора Санкт-Петербурга по охране природы Г.А.И. от 10.03.2011 года в отношении должностного лица – директора ООО "М" Уланова В.Ю. , представление старшего государственного инспектора Санкт-Петербурга по охране природы Г.А.И. от 10.03.2011 года в отношении директора ООО "М" Уланова В.Ю. об устранении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению , выписку из ЕГРП от 25.05.2011 г. , Устав ООО "М" и другие материалы дела, суд считает, что постановление старшего государственного инспектора Санкт-Петербурга по охране природы Г.А.И. от 10.03.2011 года в отношении должностного лица – директора ООО "М" Уланова В.Ю. является законным, обоснованным, оснований для его отмены, изменения, не имеется.

Не вызывают сомнения факты установленные старшим государственным инспектором Санкт-Петербурга по охране природы Г.А.И. при решении вопроса о виновности Уланова В.Ю. в совершении правонарушения предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ по факту несоблюдения Улановым В.Ю. экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, при следующих обстоятельствах:

28.02.2011 г. в ходе плановой выездной проверки, проведенной на основании распоряжения Председателя Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Г.Д.А. от 11.01.2011 г., государственным инспектором Санкт-Петербурга по охране природы Ф.И.В. выявлено, что юридическое лицо ООО "М", директором которого является Уланов В.Ю., при осуществлении своей производственной деятельности, связанной с полиграфической деятельностью и предоставлением услуг в этой области, рекламной деятельности (изготовление, технологическая обработка и сборка рекламных конструкций из металла, пластика и люминесцентных ртутьсодержащих трубок), по адресам: <адрес> и <адрес>, образует и накапливает отходы производства и потребления I - IV класса опасности. При этом должностное лицо Уланов В.Ю. в нарушение п. 2, 3 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» не подтвердил отнесение отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности, не разработал паспорта отходов I - IV классов опасности. В нарушение п. 3 ст. 18 указанного Федерального закона, а также приказа от 16.02.2010 г. № 30 «Об утверждении порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)» должностное лицо Уланов В.Ю. не представил отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2010 год по сроку до 15.01.2011 г. в Департамент Росприроднадзора по СЗФО. В нарушении п. 1 ст. 19 указанного Федерального закона должностное лицо Уланов В.Ю. не вел учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, так как у Уланова В.Ю. отсутствуют документы, подтверждающие вывоз и размещение отходов производства и потребления лицензированными предприятиями. Тем самым Улановым В.Ю. совершено административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.2 КоАП РФ.

Вина должностного лица – директора ООО "М" Уланова В.Ю. в совершении указанного административного правонарушения подтверждается:

- протоколом Общего собрания учредителей ООО "М" от 08.07.2010 г. об избрании директором Общества Уланова В.Ю. со сроком действия его полномочий до 08.07.2013 г.

- распоряжением от 11.01.2011 г. Председателя Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Г.Д.А. о проведении в период с 01.02.2011 г. по 01.03.2011 г. плановой выездной проверки в отношении юридического лица ООО "М", целью которой являлось осуществление государственного экологического контроля, а также предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, а также обеспечения экологической безопасности хозяйствующим субъектом на территории Санкт-Петербурга. Правовыми основаниями проведения указанной проверки являлись требования законодательства, в том числе требования Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», а также Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

- актом проверки соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды ООО "М" от 28.02.2011 г., данными которого подтверждено исполнение Распоряжения председателя Комитета и проведение проверки указанной выше. Так в ходе проверки объективно установлено, что проверяемое должностное лицо – Уланов В.Ю. допустил нарушения п. 3 ст. 18, п.п. 2, 3 ст. 14, п. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

- фотоматериалом Комитета к акту проверки от 28.02.2011 г., которым подтверждается факт накопления отходов ООО "М" в результате его производственной деятельности

- предписанием об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды от 28.02.2011 г.

- протоколом об административном правонарушении от 28.02.2011 года в отношении директора ООО "М" Уланова В.Ю., составленным по результатам проверки Общества и содержащим в себе указание на нарушения п. 3 ст. 18, п.п. 2, 3 ст. 14, п. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», допущенные директором Общества Улановым В.Ю.

- представлением старшего государственного инспектора Санкт-Петербурга по охране природы Г.А.И. от 10.03.2011 года в отношении директора ООО "М" Уланова В.Ю. об устранении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению

- Уставом ООО "М", в соответствии с которым Общество осуществляет свою деятельность, в том числе связанную с полиграфической и рекламной деятельностями

- показаниями допрошенного в ходе судебного разбирательства свидетеля – государственного инспектора Санкт-Петербурга по охране природы Комитета Ф.И.В., осуществившей плановую проверку Общества и составившую в отношении Уланова В.Ю. протокол об административном правонарушении, предупрежденную судом об ответственности по ст. 17.9 КоАП РФ, и подтвердившую факт проверки ООО "М", результаты, установленные в ходе проверки и событие административного правонарушения должностного лица Уланова В.Ю., а в своей совокупности все факты, указанные в составленных инспектором материалах

В соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

Согласно п. 3 ст. 14 указанного Федерального закона, на отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.

Согласно Критериям отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, разработанным в соответствии со ст. 14 указанного Федерального закона, и утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов России от 15 июня 2001 г. N 511, класс опасности отходов устанавливается по степени возможного вредного воздействия на окружающую природную среду при непосредственном или опосредованном воздействии опасного отхода на нее в соответствии с Критериями, приведенными в таблицах 1, 3, 4 (п. 2 Приказа).

Отнесение отходов к классу опасности окружающей природной среды может осуществляться расчетным или экспериментальным методами (п. 3 Приказа).

В случае отнесения производителями отходов отхода расчетным методом к 5-му классу опасности, необходимо его подтверждение экспериментальным методом. При отсутствии подтверждения 5-го класса опасности экспериментальным методом отход может быть отнесен к 4-му классу опасности (п. 4 Приказа).

Из приведенных положений следует, что юридические лица, если в результате их деятельности образуются отходы, обязаны осуществить мероприятия по установлению класса их опасности. При этом, в случае если отходы относятся к I - IV классам опасности, должен быть составлен паспорт.

Анализ материалов дела показывает, что ООО "М" в лице его директора Уланова В.Ю. не проводились расчеты или эксперименты по отнесению отходов к классам опасности, что является нарушением п.п. 2, 3 ст. 14 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", иных нормативных правовых актов, и образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.

Обстоятельства совершения Улановым В.Ю. административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, подтверждаются всеми исследованными доказательствами по делу, не содержащими в себе сведений о проведении соответствующих работ.

При проведении инспектором Ф.И.В. проверки деятельности Общества, составлении акта проверки соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды директором Общества и протокола об административном правонарушении от 28.02.2011 г., Улановым В.Ю. не приводилось каких-либо доводов о несоответствии сделанных инспектором выводов, в том числе о том, что деятельность Общества образует отходы, отнесенные к I - IV классам опасности. Также Улановым В.Ю. не опровергалось, что Общество осуществляет свою деятельность по адресам, указанным в Акте проверки и протоколе об АП, составленных инспектором Ф.И.В., а именно по <адрес> и <адрес>, более того непосредственно Улановым В.Ю. указывались адреса мест нахождения Общества инспектору в ходе проверки, с указанием, что деятельность Общества осуществляется по юридическому адресу Общества, то есть по <адрес>, офис которого располагается по <адрес>. Также при выявлении правонарушения инспектором Ф.И.В. были приняты меры к фиксации события правонарушения, в том числе произведен фотоматериал, отношение которого к ООО "М" не оспаривается ни Улановым В.Ю., ни его защитником. Сведения о том, что по <адрес> была проведена проверка в отношении ЗАО, а не ООО "М" в материалах дела отсутствуют. Кроме того, как показала свидетель Ф.И.В., ею проводилась проверка только в отношении ООО "М" и данные проверки, имеющиеся в материалах дела, относятся исключительно к данному Обществу, а ни какому-либо иному юридическому лицу. Тот факт, что у ООО "М" на момент проверки отсутствовал договор аренды помещения по <адрес>, заключенный с КУГИ, не является безусловным основанием считать, что ООО "М" на момент проверки не осуществляло свою производственную деятельность по указанному адресу, директором факт производственной деятельности по <адрес> в ходе проверки не оспаривался.

Таким образом, все доводы, изложенные в жалобе, а также доводы защитника Рыбинской Н.В., приведенные в ходе судебного разбирательства, об отсутствии состава административного правонарушения являются несостоятельными и опровергаются вышеуказанными доказательствами, не доверять которым нет оснований.

Изложенные в Акте проверки, а также в протоколе об административном правонарушении сведения суд считает достоверными, устанавливающими вину Уланова В.Ю. в совершении административного правонарушения. Протокол об АП является объективным доказательством по делу, который составлен компетентным лицом, с соблюдением правил ст. 28.2 КоАП РФ, другими доказательствами сведения протокола не опровергаются. В ходе судебного заседания инспектор Ф.И.В. допрошена в качестве свидетеля, которая данные составленного ею протокола об АП подтвердила полностью, пояснила, что сама лично выявила наличие события нарушения Улановым В.Ю. требований Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», при этом свидетель предупреждена судом об ответственности по ст. 17.9 КоАП РФ, оснований не доверять показаниям указанного свидетеля у суда не имеется, не приведено таковых и стороной защиты.

Данные доказательства, указанные выше, получены с соблюдением действующего законодательства, отвечают признакам относимости и допустимости, старшим государственным инспектором Санкт-Петербурга по охране природы Г.А.И. при рассмотрении дела и принятии обжалуемого постановления им дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ судом проверяется законность и обоснованность вынесенного постановления. В соответствии с п.п. 2, 3, 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ постановление подлежит отмене, если суд придет к выводу о существовании нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление; постановление подлежит изменению, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

Суд не усматривает нарушений КоАП РФ при проведении должностным лицом Комитета – инспектором Ф.И.В. процедуры составления в отношении Уланова В.Ю. имеющегося в деле протокола, а именно протокол составлен компетентным, незаинтересованным в деле лицом, с соблюдением правил ст. 28.2 КоАП РФ, при составлении протокола об административном правонарушении 28.02.2011 года Уланову В.Ю. были разъяснены его процессуальные права и обязанности в полном объеме, копия данного протокола Улановым В.Ю. лично получена, о чем имеются собственноручные подписи Уланова В.Ю., при составлении протокола Уланов В.Ю. дал инспектору свои объяснения, указав, что полные объяснения он представит на комиссии, о чем в протоколе также имеются собственноручная запись и подпись Уланова В.Ю. Дело рассмотрено старшим государственным инспектором Санкт-Петербурга по охране природы Г.А.И. без нарушения срока привлечения Уланова В.Ю. к административной ответственности и с его (Уланова) непосредственным участием, также Улановым В.Ю. получена копия постановления.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. При этом статьей 26.1 данного Кодекса к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены виновность лица в совершении правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Во взаимосвязи со статьей 2.1 КоАП РФ, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия, в частности, в действиях должностного лица признаков противоправности и виновности, и статьей 26.11 КоАП РФ о законодательно установленной обязанности должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, закреплена оценка доказательств по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.

Суд считает, что старшим государственным инспектором Санкт-Петербурга по охране природы Г.А.И. при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении Уланова В.Ю. 10.03.2011 г. всесторонне, полно и объективно исследованы все обстоятельства дела в их совокупности, в том числе протокол об административном правонарушении. Постановление по делу об административном правонарушении, согласно которому Уланов В.Ю. привлечен к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ, было вынесено после проверки всех обстоятельств.

В целях устранения причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, старшим государственным инспектором Санкт-Петербурга по охране природы Г.А.И. должностному лицу Уланову В.Ю. 10.03.2011 г. выдано вынесенное представление с требованием устранить допущенные нарушения Закона, установленные в ходе проведенной проверки.

Суд, исследовав материалы дела, считает, что Г.А.И. правильно дана оценка с учетом имеющихся материалов.

При таких обстоятельствах, оценивая собранные по делу доказательства, прихожу к выводу, что старшим государственным инспектором Санкт-Петербурга по охране природы Г.А.И. бездействие Уланова В.Ю. верно квалифицировано по ст. 8.2 КоАП РФ, и обжалуемое постановление вынесено данным инспектором в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона.

Санкция данной статьи 8.2 КоАП РФ предусматривает наказание для должностных лиц в виде административного штрафа в размере от 10000 рублей до 30000 рублей. При назначении наказания старшим государственным инспектором Санкт-Петербурга по охране природы Г.А.И. наказание Уланову В.Ю. назначено в пределах санкции ст. 8.2 КоАП РФ в виде минимального.

Оснований к отмене или изменению обжалуемого постановления, направления материалов на новое рассмотрение и прекращения производства по делу не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6, п. 1 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Постановление старшего государственного инспектора Санкт-Петербурга по охране природы Г.А.И. от 10.03.2011 года о признании должностного лица ООО "М" – директора Уланова В.Ю. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, с назначением ему наказания в виде административного штрафа в размере 10000 рублей, - оставить без изменения, жалобу Уланова В.Ю. – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 суток с момента получения копии данного решения.

Судья: