Дело №
РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации11 февраля 2010 года г. Ливны Орловской области
Ливенский районный суд Орловской области в составе:
председательствующего- судьи Савченковой Н.Н.,
при секретаре Савковой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебного заседания Ливенского районного суда Орловской области гражданское дело по иску Ливенской межрайонной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Гидромашжислервис» о признании незаконными действий по начислению платы за электроснабжение в местах общего пользования, возложении обязанности по начислению платы и производству перерасчета,
УСТАНОВИЛ:
Ливенская межрайонная прокуратура в интересах неопределенного круга лиц обратилась в суд с иском к ООО «Гидромашжилсервис» о признании незаконными действий по начислению платы за электроснабжение в местах общего пользования, возложении обязанности по начислению платы и производству перерасчета. В обоснования исковых требований прокурор указал, что Ливенской межрайонной прокуратурой была проведена проверка по поводу правомерности взимания платы обслуживающей организацией ООО «Гидромашжилсервис» за электроснабжение в местах общего пользования с граждан, проживающих на законных основаниях в жилых помещения частного, государственного и муниципального жилищных фондов, на обслуживаемой данной организацией территории. При подсчете платы за электроэнергию ОАО «Интер РАО ЕЭС» на основании договора оказания возмездных услуг ООО «Гидромашжилсервис», пользуясь формулой 9 приложения к Постановлению Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307 в нарушение закона в знаменателе учитывает суммарный объем коммунального ресурса, потребленный за расчетный период, заявленный потребителями или самостоятельно подсчитанный по среднему, в то время, как в названной формуле Правил требуется указывать суммарный объем электроэнергии, измеренный индивидуальными приборами учета, что приведет к справедливому подсчету оплаты электроэнергии за МОП, так как неоплаченная электроэнергия недобросовестных плательщиков не будут распределяться между добросовестными, указанная цифра в знаменателе будет максимально приближена к цифре, указанной в числителе- объему потребленной электроэнергии по показаниям общедомового прибора учета.
В судебном заседании старший помощник прокурора Ливенской межрайонной прокуратуры Семенов А.В. исковые требования поддержал, уточнив их, и просил признать незаконными действия ООО «Гидромашжислевис» по взиманию платы за электроснабжение; обязать ООО «Гидромашжилсервис» производить расчет размера оплаты услуг по электроснабжению граждан, поживающим на законных основаниях в жилых помещения частного, государственного и муниципального жилищных фондов в соответствии с «Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденными Постановлением Правительства РФ№ 307 о 23.05.2006 г., а именно: при расчете размере по формуле № 9 в знаменателе учитывать суммарный объем электрической энергии, потребленной за расчетный период в помещениях, оборудованных приборами учета, измеренный индивидуальными приборами учета; а в помещениях не оборудованных приборами учёта по формуле №3 с последующей корректировкой по формуле №4; обязать ООО «Гидромашжилсервис» в течение 30 дней со дня вступления решения в законную силу произвести гражданам перерасчет платы по начислению платы и производству перерасчет платы за коммунальную услугу электроснабжение за период с октября 2008 года по день вступления решения суда в силу. В обоснование иска пояснил, что ООО «Гидромашжилсервис» при начислении платы за коммунальную услугу электроснабжение применял исходные данные не предусмотренные формулой №9 Постановления Правительства РФ №307, соответственно гражданам проживающим в жилых помещениях не оборудованных приборами учета применялась формула расчета не подлежащая применению. В силу указанных нарушений и исходя из интересов неопределенного круга лиц проживающих в домах обслуживаемых ООО «Гидромашжилсервис», просит иск удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика ООО «Гидромашжилсервис», по доверенности от 30.07.2009г. Бахтина Е.Н. исковые требования не признала, в обоснование пояснила, что у прокурора нет оснований для обращения с указанным иском, поскольку круг граждан проживающих в обслуживаемом их организацией жилом фонде определен. Кроме того, вывод прокурора о неправильном применении исходных данных по формуле №9 ПП №307, не основан на законе, поскольку в силу письма Министерства регионального развития от 26.06.2009г., измеренные показания, являются заявленные абонентами в своих квитанциях. Кроме того, в настоящее время в ряде домов начали сниматься исключительно контрольные показания, а указание среднего потребления, оправдывается положениями п.144 Постановления Правительства РФ №530 от 31.08.2006г «Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики». Просит в удовлетворении иска отказать.
В судебное заседание представитель третьего лица ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» не явился, адресовав суда ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя и письменные объяснения, из которых усматривается, что исковые требования Ливенской прокуратуры не обоснованны, просят отказать в их удовлетворении.
Выслушав объяснения истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
На основании ст.154 ЖК РФ, плата за коммунальные услуги включает в себя плату, в том числе за электроснабжение. Согласно ст.153 ЖК РФ, собственники и наниматели обязаны вносить плату за коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в отношении электроснабжения органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Указанное положение конкретизируется в «Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам» N 307, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г., предусматривающих порядок расчета размера платы за коммунальные услуги в зависимости от оборудования многоквартирных жилых домов и помещений в них коллективными (общедомовыми), общими (квартирными) и индивидуальными приборами учета (пункты 16, 19, 20, 21 и 22). Поскольку согласно пункту 7 Правил N 307 общедомовые приборы учета, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, устанавливаются на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме с системами коммунальной инфраструктуры, названный порядок расчета обеспечивает учет, а следовательно, и оплату электроэнергии, поданной на границе внутридомовых электрических сетей, что соответствует требованиям пункта 88 Правил N 530.
Согласно п.п.3 п.1 Приложения №2 к Правилам размер платы за электроснабжение, при отсутствии в жилом доме или помещениях многоквартирного дома коллективного (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета, определяется по формуле:
P = n x N x T, (3)
ky.i i j ky
где:
n - количество граждан, проживающих (зарегистрированных) в
i
i-том жилом помещении (квартире, жилом доме) (чел.);
N - норматив потребления соответствующей коммунальной услуги
j
(для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения и
водоотведения - куб. м в месяц на 1 чел.; для электроснабжения -
кВт·час в месяц на 1 чел.);
T - тариф на соответствующий коммунальный ресурс,
ky
установленный в соответствии с законодательством Российской
Федерации (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения и
водоотведения - руб./куб. м; для электроснабжения -
руб./кВт·час);
Согласно п.п.4 п.1 приложения №2 к Правилам, размер платы за электроснабжение (руб.) 1 раз в квартал (если предусмотрено договором - 1 раз в год) корректируется исполнителем по формуле:
S
i
P = (P - P ) x ----, (4)
k.i ламбда.p пр S
D
где:
P - размер платы за потребленный в многоквартирном
ламбда.p
доме (жилом доме) коммунальный ресурс (холодную воду, горячую
воду, электрическую энергию) и водоотведение (руб.), определенный
ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации;
P - общий размер платы соответственно за холодное
пр
водоснабжение, горячее водоснабжение, электроснабжение и
водоотведение во всех жилых помещениях (квартире, жилом доме) и
нежилых помещениях дома за прошедший год (руб.);
S - общая площадь i-того помещения (квартиры) в
i
многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);
S - общая площадь всех помещений (квартир, нежилых помещений)
D
в многоквартирном доме или всех помещений жилого дома (кв. м);
Согласно п.п.1 п.3 Приложению №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг расчет размера платы за электроснабжение в помещениях, не оборудованных приборами учета, определяется по формуле 3, а в помещениях, оборудованных приборами учета, определяется следующем порядке:
при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отдельных или всех помещений в многоквартирном доме индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется в следующем порядке:
1) размер платы (руб.) за электроснабжение в помещениях, не оборудованных приборами учета, определяется по формуле 3, а в помещениях, оборудованных приборами учета, определяется по формуле:
V
D
P = ------------- x V x T, (9)
ky3.i V + V i.p ky
n.p n.n
где:
V - объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды,
D
горячей воды, газа или электрической энергии), фактически
потребленный за расчетный период, определенный по показанию
коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме
или в жилом доме (куб. м, кВт·час);
V - суммарный объем (количество) коммунального ресурса
n.p
(холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии),
потребленный за расчетный период в помещениях, оборудованных
приборами учета (за исключением помещений общего пользования),
измеренный индивидуальными приборами учета, а в коммунальных
квартирах - общими (квартирными) приборами учета (куб. м,
кВт·час);
V - суммарный объем (количество) коммунального ресурса
n.n
(холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии),
потребленный за расчетный период в помещениях, не оборудованных
приборами учета, определенный исходя из нормативов потребления
коммунальных услуг по формулам 1 и 3 (куб. м, кВт·час);
V - объем (количество) коммунального ресурса (холодной
i.p
воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный
за расчетный период в i-том помещении, оборудованном прибором
учета (за исключением помещений общего пользования), измеренный
индивидуальными приборами учета, а в коммунальных квартирах
- общими (квартирными) приборами учета (куб. м, кВт·час);
T - тариф на соответствующий коммунальный ресурс,
ky
установленный в соответствии с законодательством Российской
Федерации (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения,
газоснабжения и водоотведения - руб./куб. м; для электроснабжения
- руб./кВт·час).
Из исследованных в судебном разбирательстве материалов дела, судом установлено, что на основании протоколов собрания собственников и результатов конкурса, ООО «Гидромашжилсервис» обслуживает 76 жилых домов, расположенных на территории г.Ливны, Орловской области.
Согласно договорам энергоснабжения №189 от 01.01.2008года и от 01.01.2009 г. ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» обязался осуществить поставку электроэнергии ООО « Гидромашжилсервис» в объеме фактического потребления на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электроэнергии межквартирных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), включая потери электроэнергии во внутридомовых электрических сетях, который определяется как разница между объемом потребленной энергии, определяемой по общедомовым приборам учета и суммарным объемом потребления электроэнергии гражданами-потребителями. Точками поставки электроэнергии являются вводные изоляторы на вводе в дом.
В соответствии с договором возмездного оказания услуг от 1 октября 2008 г. следует, что ОАО «Интер РАО ЕЭС» по поручению ООО «Гидромашжилсервис» приняло на себя обязательства по расчету и предъявлению, а также получению непосредственно на свои счета платы за коммунальную услугу электроснабжения его потребителям-гражданам, при этом сведения о потреблении электроэнергии в жилых помещениях домов получают разными способами, в том числе по данным, указанным потребителем; по контрольным показаниям, снятым персоналом Исполнителя (ООО «Гидромашжилсервис») и Заказчика («Интер РАО ЕЭС»), по расчетному среднемесячному потреблению, которое вычисляется на основе контрольных показаний приборов учета, снимаемых контролерами Исполнителя или заказчика не реже 1 раза в 6 месяцев, либо заявленных показаний Абонента и иной информации о расходе электроэнергии за предыдущие 12 месяцев.
Из предоставленного представителем ответчика списка, усматривается, что часть многоквартирных жилых домов обслуживаемых ООО «Гидромашжилсервис», не оборудованы индивидуальными приборами учета.
В судебном разбирательстве сторонами не оспаривалось, что начиная с октября 2008 года при расчете платы за электроэнергию в обслуживаемом ООО «Гидромашжилсервис» жилом фонде использовались данные как заявленные абонентами, так и среднее потребление, контрольные показания.
Оценивая относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу, что расчет платы за электроэнергию за период с октября 2008 года по настоящее время производился ОАО «Интер РАО ЕЭС» на основании договора оказания возмездных услуг с ООО «Гидромашжилсервис», в нарушение Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. №307, поскольку при расчете платы за электроэнергию гражданам, имеющим индивидуальные приборы учета, применяются исходные данные, не предусмотренные формулой №9 Приложения №2 Правил, а гражданам проживающим в квартирах, не оборудованных индивидуальными приборами учета, применяется формула расчета не подлежащая применению. При этом доказательств изменениями собственниками (нанимателями) порядка расчета платы за электроэнергию, представителем ответчика, суду не представлено.
Суд считает, что размер платы за коммунальную услугу электроснабжение для граждан проживающих в квартирах не оборудованных индивидуальными приборами учета, подлежит расчету по утвержденному нормативу потребления, в соответствии с пунктами 22 и 19 Правил и п.п.3 п.1 приложения №2 к Правилам (формула №3), с ежеквартальной корректировкой (перерасчетом) по п.п. 4 п.1 приложения №2 к Правилам (формула №4).
В соответствии со ст.56 ГПК РФ, доказательств проведения указанного перерасчета представителем ответчика, суду не представлено.
Представленные суду в качестве примера контрольные показания по отдельным домам, суд не может принять в качестве доказательства правильного начисления в соответствии с Правилами, поскольку доказательств, произведенных перерасчетов суду не представлено.
Таким образом, суд приходит к выводу, что при расчете по формуле №9 в знаменателе необходимо применять два показателя, а именно указывать сумму суммарного объема коммунального ресурса электроэнергии, потребленного за расчетный период в квартирах, оборудованных приборами учета, измеренного индивидуальными приборами учета, а в коммунальных квартирах – общими (квартирными) приборами учета (кВт.час) и суммарного объема коммунального ресурса электроэнергии, потребленного за расчетный период в помещениях не оборудованных приборами учета, определенного по нормативам потребления коммунальных услуг по формуле №3 (кВт.ч). При таких обстоятельствах, при расчете платы за электроэнергию в местах общего пользования должен браться не суммарный объем заявленной (оплаченной) электроэнергии, а именно суммарный объем показаний измеренных индивидуальными и общими (квартирными) приборами учета. Согласно данной формуле измеренные показания, это объективное количество электроэнергии потребленное гражданами, имеющими приборы учета в доме, а не только то количество электроэнергии, которое заявлено гражданами при оплате. Именно при таком расчете, по мнению суда показания счетчика в числителе будет максимально приближено к суммам показаний указанным в знаменателе, при этом неоплаченная электроэнергия не будет распределяться между добросовестными плательщиками в виде оплаты за данную услугу в местах общего пользования.
Суд критически относится к доводам ответчика, третьего лица в части отсутствия полномочий на обращение прокурора в защиту неопределенного круга лиц, поскольку указанный довод основан на неправильном толковании норм права. Так в соответствии с частью 2 статьи 4 Гражданского процессуального кодекса РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, гражданское дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или в защиту интересов Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований.
Согласно пункту 4 статьи 27, пункту 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц.
Таким образом, исковое заявление прокурором Ливенской межрайонной прокуратуры подано в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, в защиту прав граждан.
Суд не может согласиться с доводом представителя ответчика о том, что согласно письму Министерства регионального развития РФ от 26.06.2009г. объем коммунального ресурса измеренный приборами учета означает фактически потребленный объем ресурса определенный по показаниям прибора учета, указываемый потребителем в платежном документе. При оценке данного довода суд исходит из того, что письма Минрегион РФ не являются нормативными правовыми актами Федерального органа исполнительной власти, а носят информационно-разъяснительный характер.
При вышеуказанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований, поскольку в судебном заседании нашло свое подтверждение, что плата за электроэнергию гражданами, проживающими в жилых помещениях, государственного, муниципального, частного жилищных фондов находящихся на обслуживании ООО «Гидромашжилсервис» с октября 2008 года производилась в нарушение Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.
Поскольку исковые требования удовлетворяются полностью, суд считает необходимым, в соответствии со ст. 103 ГПК РФ взыскать с ответчика в доход местного бюджета городского округа город Ливны, государственную пошлину в размере 4000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.ст.ст.154, 157 Жилищного кодекса РФ, постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. №307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», ст.ст. 103, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора Ливенской межрайонной прокуратуры, удовлетворить.
Признать действия ООО «Гидромашжилсервис» по взиманию платы за электроснабжение, незаконными.
Обязать ООО «Гидромашжилсервис» производить расчет размера оплаты услуг по электроснабжению гражданам, проживающим в жилых помещениях частного, государственного, муниципального, жилищных фондов, в соответствии с «Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденными Постановлением Правительства №307 от 23 мая 2006года, а именно:
при расчете размера по п.п. 1 п.3 Приложения №2 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», то есть в соответствии с формулой №9, где в знаменателе учитывать суммарный объем электрической энергии, потребленной за расчетный период в помещениях, оборудованных приборами учета, измеренный индивидуальными приборами учета;
не оборудованных индивидуальными приборами учета в соответствии с п.п.3 п.1 Приложения №2 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам» по формуле №3, с последующей корректировкой в соответствии с п.п. 4 п.1 Приложения №2 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам» по формуле №4.
Обязать ООО «Гидромашжилсервис» в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу гражданам, проживающим в жилых помещениях государственного, муниципального, частного жилищных фондов, произвести перерасчет оплаты за коммунальную услугу электроснабжение за период с октября 2008года по день вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с ООО «Гидромашжилсервис» в доход местного бюджета- городского округа город Ливны, Орловской области государственную пошлину в размере 4000 рублей.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда в течение 10 дней со дня принятия.
Судья