<Номер обезличен>
20 июля 2010 г. г. Ливны.
Ливенский районный суд Орловской области в составе председательствующего судьи Андрюшиной Л.Г.
при секретаре Петрыкиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебного заседания Ливенского районного суда гражданское дело по исковому заявлению Фомичева М.С. к Федорову И.В. об обязании разместить ульи с пчелиными семьями на расстоянии не ближе чем десять метров от границы земельного участка, взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Фомичев М.С. обратился в суд с иском к Федорову И.В. об обязании разместить ульи с пчелиными семьями на расстоянии не ближе чем десять метров от границы земельного участка, взыскании компенсации морального вреда, указав в нем, что он проживает в жилом доме, расположенном в *** , Федоров И.В. является его соседом и владеет пчелиными семьями в количестве 30 ульев. Забор, который установлен между их участками, по своей протяженности не отвечает требованиям законодательства, так как не отделяет полностью его участок от пролета пчел. Он обращался к ответчику с предложением возвести забор между их земельными участками на всей его протяженности или разместить ульи с пчелиными семьями на расстоянии не ближе чем десять метров от границы земельного участка, но получил отказ. В связи с тем, что пчелы, принадлежащие ответчику, продолжают перелетать на его участок, он не может в полном объеме выполнять сельхозработы на своем участке. Ранее он уже был покусан пчелами, в настоящее время при виде летающих пчел он испытывает чувство страха за свою жизнь и здоровье. Моральный вред он оценивает в размере 5000 рублей.
В судебном заседании Фомичев М.С. исковые требования поддержал.
Ответчик Федоров И.В. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснив, что в соответствии с решением Ливенского районного суда от 21.08.2009 года он должен был вдоль размещенных на своем участке ульев с пчелиными семьями установить сплошной забор высотой не менее двух метров, что им и было исполнено, в связи с чем его ульи отделены от участка Фомичева М.С. в соответствии с требованиями закона «О пчеловодстве» и не требуют переноса на расстояние не ближе чем десять метров от границы земельного участка. Что касается требований о взыскании компенсации морального вреда, их Федоров И.В. также не признал, пояснив, что в связи с укусом Фомичева М.С. пчелами в 2009 году им был возмещен ему моральный ущерб. В настоящее время требования законодательства по содержанию пчел им исполнены, и для возмещения морального вреда основания отсутствуют.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, допросив свидетелей, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 304 ГК РФ, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно ст. 305 ГК РФ, права, предусмотренные статьями 301 - 304 настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.
Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно ст. 9 закона Орловской области от 23.12.1996 года № 19-ОЗ ( в ред. от 22.08.2005 г. «О пчеловодстве», граждане и юридические лица размещают ульи с пчелиными семьями на принадлежащих им либо предоставленных в пользование земельных участках с учетом интересов безопасности соседей и иных граждан. При этом ульи размещаются на расстоянии не менее 10 метров до границы с соседним земельным участком либо должны отделяться от него зданием, строением или сплошным забором, или густым кустарником высотой не менее двух метров.
В соответствии с выпиской из похозяйственной книги, Фомичеву М.С. принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок общей площадью 2000 кв.м., расположенный по адресу: ***
Из решения Ливенского районного суда от 21.08.2009 года усматривается, что ФИО1, ФИО4, Федоров И.В. обязаны установить по границам участков, смежных с участком Фомичева М.С., расположенных в *** , вдоль размещенных на участках ульев с пчелиными семьями, сплошной забор высотой не менее двух метров.
Взыскана с ФИО1, ФИО4, Федорова И.В. в пользу Фомичева М.С. денежная компенсация морального вреда в размере 3000 рублей с каждого.
Взыскана с ФИО1, ФИО4, Федорова И.В. в пользу Фомичева М.С. в солидарном порядке денежная сумма в размере 332 рубля.
Из решения Ливенского районного суда от 22.04.2010 года об отказе в удовлетворении жалобы Фомичева М.С. на действия судебного пристава – исполнителя, определения Ливенского районного суда от 27.05.2010 года об отказе в разъяснении решения Ливенского районного суда от 21.08.2009 года, акта совершения исполнительных действий от 27.05.2010 года усматривается, что решение Ливенского районного суда от 21.08.2009 года исполнено Федоровым И.В. – забор установлен им из сплошного материала – шифера, вдоль размещенных на участке ульев с пчелиными семьями. Высота забора составляет от 2м 15 см до 2 м 28 см по всей его длине.
Свидетели ФИО3 и ФИО1 суду пояснили, что ульи на участке Федорова И.В. отделены от участка Фомичева М.С. сплошным забором высотой более двух метров, далее забор продолжает сетка, вдоль забора имеются насаждения деревьев и кустарников.
Свидетель ФИО2 суду пояснила, что Фомичев М.С. в связи с нахождением рядом с его участком пасеки Федорова И.В. испытывает чувство страха за свое здоровье.
Таким образом, законодательством о пчеловодстве предусмотрены ограничения для размещения пчелиных семей в виде их размещения на расстоянии не менее 10 метров до границы с соседним земельным участком либо отделения от него зданием, строением или сплошным забором, или густым кустарником высотой не менее двух метров, то есть для размещения пчел в соответствии с требованиями закона требуется соблюдение хотя бы одного из вышеуказанных условий.
При этом по смыслу ст. 9 закона Орловской области от 23.12.1996 года № 19-ОЗ «О пчеловодстве» отделяются от соседнего участка именно ульи с пчелиными семьями, а не весь участок, на котором они размещены.
Учитывая, что Федоровым И.В. исполнено решение суда от 21.08.2009 года, которым он обязывался установить по границе участка, смежной с участком Фомичева М.С., вдоль размещенных на участке ульев с пчелиными семьями, сплошной забор высотой не менее двух метров, что установлено в том числе актом совершения исполнительных действий от 27.05.2010 года, суд находит исковые требования Фомичева М.С. об обязании Федорова И.В. разместить ульи с пчелиными семьями на расстоянии не ближе чем десять метров от границы земельного участка необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Также суд не считает подлежащим удовлетворению требование Фомичева М.С. о взыскании с Федорова И.В. в его пользу компенсации морального вреда, поскольку не доказано в судебном заседании нарушение ответчиком в настоящее время условий размещения пчелиных семей, которое влекло бы причинение вреда здоровью истца, иные физические и нравственные его страдания.
На основании изложенного, в соответствии и руководствуясь ст. ст. 304, 305, 151 ГК РФ, ст. 9 Закона Орловской области от 23.12.1996 N 19-ОЗ "О пчеловодстве", ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Фомичева М.С. отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: