№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 июля 2010 года г. Ливны
Ливенский районный суд Орловской области в составе председательствующего судьи Шевелевой Н.И.,
при секретаре Иванниковой Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебного заседания Ливенского районного суда гражданское дело по иску Назарова Н.М. к администрации Никольского сельского поселения Ливенского района Орловской области о признании незаконным отказа в постановке в качестве нуждающегося в жилом помещении и обязании поставить на учет,
УСТАНОВИЛ:
Назаров Н.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является участником Великой Отечественной войны и инвалидом <данные изъяты> группы без переосвидетельствования.
Назаров зарегистрирован и проживает в <адрес>. <адрес> <адрес>, принадлежащем ему на праве собственности. В деревне <адрес> находится 10 домов, в которых зарегистрированы 6 человек. Объектов социально-бытового назначения: магазина, потового отделения, медпункта в деревне не имеется. Ближайшим населенный пункт -<адрес> находится на расстоянии 4 км.
Назаров Н.М. обратился в суд с иском к администрации Никольского сельского поселения о признании незаконным постановления об отказе в постановке его на очередь в качестве нуждающегося в жилом помещении и обязании поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении
В обосновании иска указал, что жилой дом, который принадлежит ему на праве собственности, расположен в <адрес>, в которой осталось 5 жилых домов, отсутствуют дороги, магазин, медпункт. Общий физический износ его дома составляет 50 %.
ДД.ММ.ГГГГ он обратился в администрацию Никольского сельского поселения Ливенского района с заявлением о постановке его на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях - как ветерана Великой Отечественной войны. Сначала ему сказали, что он принят на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях - как ветеран Великой Отечественной войны, поскольку жилое помещение не соответствует требованиям для проживания. Однако позже им было получено извещение за № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором сообщалось, что ему отказано в постановке на учет, так как он проживает в доме, который имеет площадь, превышающую учетную норму. С данным отказом он не согласен, считает, что он нуждается в улучшении жилищных условий, так как дом, в котором он проживает не отвечает установленным для жилых помещений требованиям.
В судебном заседании истец Назаров Н.М. заявленные исковые требования поддержал, пояснив, что в 1965 году им был построен жилой дом в д. <адрес>, где он проживает 45 лет. В данном доме он проживает один. Никаких удобств в доме нет, отопление печное, вода в колодце во дворе. В доме много трещин на стенах, окнах, в связи с чем зимой его невозможно натопить, поэтому в холодное время года он живет только в одной маленькой комнате, где расположен котел. Однако и в данной комнате тепло долго не сохраняется по причине трещин в стенах, полу, окнах. Так же к дому нет подъездной автодороги с твердым покрытием, зимой дорога не чистится, в селе нет магазина, медпункта, поэтому он не может приобрести себе продукты и получить медпомощь. Его дети проживают в <адрес> Примерно один раз в месяц они приезжают, чтобы привести ему продукты питания, лекарства и необходимые вещи. Дом его находится на бугре, внизу протекает ручей. Чтобы пройти к дому, необходимо пересечь ручей. Нормального моста через данный ручей нет, поэтому весной при таянии снега к его дому вообще невозможно пройти. Считает, что его обязаны поставить на учет как нуждающегося в жилье, поскольку жить в таком доме невозможно. Кроме того, за свою жизнь он никогда не обеспечивался жильем, данный дом построил сам, считает, что его как участника войны государство должно обеспечить нормальным жильем.
Представитель истца адвокат Дьячкова О.Н. поддержала заявленные истцом требования, считает, что жилой дом, в котором проживает истец, не может расцениваться как жилье, пригодное для проживания, учитывая его техническое состояние, отсутствия элементарных удобств, места расположения и отсутствие в деревне Горюшкино магазина, медпункта. В связи с чем просит признать постановление администрации Никольского сельского поселения Ливенского района Орловской области №-р от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении Назарова Н.М. незаконным и обязать администрацию Никольского сельского поселения Ливенского района Орловской области поставить его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Представитель ответчика глава администрации Никольского сельского поселения Ливенского района Орловской области Амелякин С.Н. пояснил, что при принятии постановления об отказе в постановке Назарова Н.М. на учет в качестве нуждающегося в жилье, они руководствовались тем, что Назаров Н.М. имеет в собственности дом, площадь дома составляет № то есть превышает учетную норму. После проведения технического заключения по дому было установлено, что <адрес> <адрес> имеет общий физический износ 50%, что так же не дает им права признать его непригодным для жилья. В связи с чем они вынуждены были отказать Назарову Н.М. в постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Подтвердил доводы истца и его представителей о том, что <адрес> является неперспективной деревней, в ней осталось 11 домов, более половины из которых используется как дачи. В деревне зарегистрировано 6 человек. В деревне нет магазина, медпункта, организовать выездную так же не удалось по причине отсутствия нормальной дороги и малого количества покупателей. Ответчик подтвердил, что в зимнее время и во время таяния снега жители деревни не могут попасть в <адрес> и город. При таких обстоятельствах, истец нуждается в предоставлении ему нормального жилого помещения, однако пробелы в законодательстве не дают им принять такое решение. В связи с чем он не будет возражать, если судом требования Назарова Н.М. будут удовлетворены.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
Согласно п.3 ст.15 ФЗ «О ветеранах» (в редакции от 6.05.2010 года №79-ФЗ) одной из мер социальной поддержки участников Великой Отечественной войны является обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения;
Согласно ст.23.2 вышеуказанного закона, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
3. Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется:
2) по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан:
инвалидов Великой Отечественной войны;
участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями, указанными в пункте 1 настоящей статьи.
Статья 51 ЖК РФ предусматривает основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, к которым относятся :
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со ст. 52. ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет.
Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.
Согласно удостоверения от ДД.ММ.ГГГГ Назаров Н.М. является участником Великой Отечественной войны
Согласно военного билета Назарова Н.М. он принимал участие в боях в Великой Отечественной войне с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справки ВТЭК от ДД.ММ.ГГГГ Назарову Н.М. бессрочно установлена № группа инвалидности, причина инвалидности- общее заболевание.
Согласно справки Администрации Никольского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ Назаров Н.М. один зарегистрирован в д<адрес>
Согласно выписки из ЕГРПНИ от ДД.ММ.ГГГГ за Назаровым Н.М. зарегистрировано право общей долевой собственности на <данные изъяты> <данные изъяты> в праве на земельный участок <данные изъяты>»;
Согласно справки ОГУП ОЦ «Недвижимость» объектов недвижимости за Назаровым Н.М. в Ливенском филиале не зарегистрировано.
Согласно выписки из похозяйственной книги Администрации сельского поселения за Назаровым Н.М. значится жилой <адрес> д. <адрес>, расположенный на земельном участке общей площадью №., принадлежащего ему на праве постоянного бессрочного пользования.
Согласно справки Администрации Никольского сельского поселения в <адрес> имеется 10 домов, зарегистрировано 11 человек, фактически проживает 6 человек.
Согласно технического паспорта от ДД.ММ.ГГГГ на жилой <адрес> усматривается, что общая площадь жилого <адрес> года постройки составляет <данные изъяты>.м., жилой <данные изъяты>
Согласно заключения о техническом состоянии дома Назарова Н.М., проведенного <данные изъяты>» установлено, что в <адрес>. <адрес> имеется печное отопление, источник водоснабжения –колодец во дворе, канализации и ванны нет; подъездной дороги к дому нет, медицинское обслуживание и магазин в 4 км. в <адрес>. По техническому состоянию дома установлено, что в кирпичных стенах имеются сквозные трещины от карниза до фундамента в основном по оконным проемам. В колодцах стен шлак осел, что ведет к промерзанию стен. Доски на потолках расходятся с связи с деформацией стен, полы имеют щели от стен. Общий износ дома составляет 50%, требует капитального ремонта. Поскольку д<адрес> является без перспективной, проводить капитальный ремонт нецелесообразно. Рекомендуют переселить Назарова Н.М. в благоустроенное жилье.
Из заявления Назарова Н.М. от 4.02..2010г. ( л.д. ) усматривается, что он обратился к Главе Никольского сельского поселения Ливенского района с просьбой поставить его на очередь для улучшения жилищных условий, так как собственного жилья не имеет и является участником ВОВ, в котором указал, что о невозможности проживания в <адрес>. <адрес>
Постановлением Никольского сельского поселения №-Р от ДД.ММ.ГГГГ год, Назарову отказано в постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по тем основаниям, что Назаров Н.М. проживает в доме, который имеет общую площадь, превышающую учетную норму и дом не признан непригодным для жилья.
Оценивая исследованные в суде доказательства, суд приходит к выводу, что установленные в судебном заседании обстоятельства дают суду основания полагать, что участник ВОВ Назаров Н.М. нуждается в улучшении жилищных условий. Данный вывод судом сделан в связи с тем, что спорный дом имеет 50% износ, его капитальный ремонт нецелесообразен, поскольку деревня <адрес> бесперспективна, имеет 10 домов, подъездной автодороги к деревне нет, в доме Назарова Н.М. отсутствуют элементарные удобства, вода находится в колодце во дворе, печное отопление. В связи с отсутствием торговой точки и медпункта нет возможности для приобретения продуктов и вещей первой необходимости, а так же лекарственных средств и получения медицинской помощи. При таких обстоятельствах данный дом не может быть признан пригодным для проживания инвалида № группы, участника ВОВ Назарова Н.М. В связи с чем, суд, руководствуясь принципом разумности и справедливости, считает необходимым удовлетворить требования истца.
На основании изложенного и руководствуясь ст.15, 23 ФЗ «О ветеранах», ст. ст.49,51,52 ЖК РФ, ст.194-197 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Назарова Н.М. удовлетворить.
Признать постановление администрации Никольского сельского поселения Ливенского района Орловской области №-р от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении Назарова Н.М. незаконным.
Обязать администрацию Никольского сельского поселения Ливенского района Орловской области поставить Назарова Н.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, инвалида № группы, участника Великой Отечественной войны на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Шевелева Н.И.