об обязании произвести перерасчет оплаты за содержание жилья с учетом льгот



Дело №г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2 ноября 2010 года г. Ливны

Ливенский районный суд Орловской области в составе:

председательствующего судьи Басоса А.Б.,

при секретаре Бычок М. В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебного заседания Ливенского районного суда гражданское дело по иску Ливенской межрайонной прокуратуры в защиту прав и законных интересов Емельяненко М.Г. к МУП «Жилсервис» о признании действий МУП «Жилсервис» незаконными и об обязании произвести перерасчет оплаты за содержание жилья и ремонт жилого помещения с учетом льгот, по вновь открывшимся обстоятельствам,

УСТАНОВИЛ:

Емельяненко М. Г. является инвалидом первой группы и проживает в принадлежащей ей на праве собственности квартире, расположенной по адресу: <адрес>.

Ливенская межрайонная прокуратура обратилась в суд с иском к МУП «Жилсервис» в защиту прав и законных интересов Емельяненко М. Г. о признании действий МУП «Жилсервис» незаконными и об обязании произвести перерасчет оплаты за содержание жилья и ремонт жилого помещения, с учетом льгот, указав, что Емельяненко М. Г. в силу возраста и физического состояния не может самостоятельно защищать свои права и интересы. В своем письменном заявлении в прокуратуру Емельяненко М. Г. просит защитить её права, ссылается на то, что с апреля 2008 года МУП «Жилсервис» перестало предоставлять льготы по оплате за капитальный ремонт, содержание жилья, очистку, так как указанные льготы не распространяются на инвалидов, имеющих приватизированные квартиры.

Решением Ливенского районного суда Орловской области от 16 марта 2009 года исковые требования Ливенской межрайонной прокуратуры были удовлетворены в полном объеме.

Определением Ливенского районного суда от 26 октября 2010 года указанное решение было отменено по вновь открывшимся обстоятельствам, производство по делу возобновлено.

В судебном заседании помощник прокурора Ливенской межрайонной прокуратуры Семенов А. В. исковые требования об обязании произвести перерасчет оплаты за содержание и ремонт жилого помещения с учетом льгот считает обоснованными и законными.

Представитель ответчика – МУП «Жилсервис» Сачек Т. В. в судебном заседании исковые требования не признала, и пояснила, что действительно их общество предоставляло инвалидам льготы по оплате за содержание и ремонт жилого помещения, но при этом ему компенсировались из бюджета их затраты по данному виду услуги, а с 1 апреля 2009 года Управление социальной защиты населения Ливенского района Орловской области отказалось вносить инвалидов, проживающих в квартирах, принадлежащих им по праву собственности, в списки лиц, обладающих правом на предоставление вышеуказанной льготы для получения управляющей организацией компенсаций из бюджета, сославшись на то, что отсутствуют законные основания для предоставления льгот инвалидам, проживающим в жилых помещениях, находящихся в их собственности, поэтому и было прекращено предоставление льготы таковым инвалидам.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.17 Федерального закона РФ № 181-ФЗ от 24.11.1995г. (в редакции от 24.07.2009г.) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей – инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов с квартирной платы (в домах государственного и муниципального жилищного фонда) и оплаты коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления - со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.

Согласно ст.28.2 вышеуказанного Закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей – инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.

Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации ежеквартально представляют в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики, отчет о расходовании предоставленных субвенций с указанием численности лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, категорий получателей мер социальной поддержки, а в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку единой государственной политики в сфере здравоохранения, социального развития, труда и защиты прав потребителей, - список лиц, которым предоставлены меры социальной поддержки, с указанием категорий получателей, основания получения мер социальной поддержки, размера занимаемой площади и стоимости предоставляемого или приобретаемого жилья. При необходимости дополнительные отчетные данные представляются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Средства на реализацию указанных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

Согласно ст.154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

- плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

- плату за коммунальные услуги.

Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

В соответствии со ст.19 ЖК РФ жилищный фонд в зависимости от формы собственности подразделяется на:

- частный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц;

- государственный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации);

- муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

Из представленных истцом документов следует, что Емельяненко М. Г. является инвалидом детства первой группы по зрению без очередного срока переосвидетельствования, нуждается в постоянном и постороннем уходе на основании справки № и проживает в квартире, принадлежащей ей на праве собственности, что подтверждается договором на передачу квартиры в собственность граждан № от ДД.ММ.ГГГГ

Разрешая спор между сторонами после отмены решения, принятого <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, суд учитывает, что Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено предоставление скидки не ниже 50 процентов с квартирной платы лишь инвалидам, проживающим в домах государственного и муниципального жилищного фонда.

При этом форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Так постановлением Правительства Орловской области от 29.05.2009г. № 43 (в редакции от 30.09.2009г.) "Об установлении денежной формы предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан" определено, что с 1 января 2010 года в Орловской области устанавливается денежная форма предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в этих целях назначение и расчет суммы ежемесячной денежной компенсации, а также подготовка документов на ее выплату осуществляется органами социальной защиты населения. Выплата производится Департаментом здравоохранения и социального развития Орловской области.

Принимая во внимание, что действующий Жилищный кодекс РФ, определяя понятие жилищного фонда, исходит из множественности жилых помещений, находящихся в собственности различных субъектов, которые могут являться составной частью многоквартирного дома, суд полагает, что истец не относится к категории инвалидов, которым законодателем предусмотрена такая мера социальной поддержки, как 50% на оплату жилого помещения, поскольку, хотя занимаемое им помещение и является частью многоквартирного жилого дома, но относится к частному жилищному фонду. Кроме того, на день настоящего судебного разбирательства коммунальные обслуживающие организации, каковой является ответчик, исключены вышеприведенным постановлением Правительства Орловской области из системы организаций и учреждений, осуществляющих в соответствии с установленным порядком предоставление денежной компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в Орловской области.

Таким образом, суд приходит к выводу, что исковые требования Ливенской межрайонной прокуратуры не подлежат удовлетворению.

Согласно ст.443 ГПК РФ в случае отмены решения суда, приведенного в исполнение, и принятия после нового рассмотрения дела решения суда об отказе в иске полностью или в части, ответчику должно быть возвращено все то, что было с него взыскано в пользу истца по отмененному решению суда (поворот исполнения решения суда).

Поскольку ранее состоявшимся решением исковые требования Ливенской межрайонной прокуратуры были удовлетворены, с ответчика была взыскана в доход государства госпошлина в сумме 2000 рублей, и в этой части решение суда было исполнено, что подтверждается постановлением об окончании исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ, а настоящим решением в удовлетворении иска Ливенской межрайонной прокуратуры отказывается, суд полагает необходимым произвести поворот исполнения решения суда в части уплаченной в бюджет госпошлины.

На основании изложенного и руководствуясь Федеральным законом РФ № 181 «О социальной защите инвалидов в РФ», ст.ст. 19, 154 ЖК РФ, ст.ст. 194 -198, ст.443 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Ливенской межрайонной прокуратуры в интересах Емельяненко М.Г. к МУП «Жилсервис» об обязании начисления коммунальных услуг с учетом 50% льготы отказать.

В порядке поворота исполнения решения Ливенского районного суда Орловской области от 16 марта 2009 года обязать МРИ ФНС России № 3 по Орловской области возвратить МУП «Жилсервис» из бюджета уплаченную государственную пошлину в сумме 2000 (две тысячи) рублей.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда в течение 10 дней со дня его вынесения.

Судья: