об обязании принять на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях



Дело №

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 ноября 2010 года г. Ливны Орловской области

Ливенский районный суд Орловской области в составе председательствующего судьи Савченковой Н.Н.,

при секретаре Шульгиной О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебного заседания Ливенского районного суда Орловской области гражданское дело по иску Савковой Е.С. к Администрации г. Ливны об обязании принять на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях,

УСТАНОВИЛ:

Савкова Е.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является вдовой участника Великой Отечественной войны - ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, кроме того, Савкова Е.С. является инвалидом <данные изъяты>.

В настоящее время Савкова Е.С. проживает и зарегистрированна в двухкомнатной квартире <адрес>. Указанная квартира принадлежит на праве собственности её дочери Баландиной В.М. и зятю ФИО3. В данной квартире зарегистрированы 4 человека: Баландина В.М., её муж ФИО3, внук - ФИО7, истица- Савкова Е.С., а также проживает без регистрации, супруга внука – ФИО2

Савкова Е.С. обратилась в суд с иском к Администрации г. Ливны об обязании принять её на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях – как вдову участника Великой Отечественной войны. В заявлении указала, что в сентябре 2010 году она обратилась в администрацию г. Ливны с заявлением о постановке её на учет граждан нуждающихся в жилых помещениях, однако ей было отказано, по основанию намеренного ухудшения жилищных условий с целью приобретения права состоять на учете граждан нуждающихся в жилых помещениях. Данный вывод сделан на основании того, что ранее она проживала с семьей дочери – ФИО6, где площадь жилого помещения не позволяла ей встать на учет.

В судебном заседании представитель истца Савковой Е.С. – Баландина В.М. уполномоченная доверенностью от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования поддержала, пояснив, что с конца 2009 года её мать Савкова Е.С. проживает с ней по адресу: <адрес>, данная квартира принадлежит ей и её супругу ФИО3 на праве долевой собственности. Всего в указанной квартире проживает пять человек, она, её супруг, сын, супруга сына, её мама Савкова Е.С.. Ранее с 1996г. по 2009г. Савкова Е.С. поживала у дочери – ФИО5, переезд был вызван обменом данной квартиры. Считает, что Савковой Е.С. незаконно отказали в постановке на очередь, поскольку своего жилого помещения она не имеет, просит суд обязать администрацию г. Ливны поставить Савкову Е.С. на учет как вдову участника ВОВ.

Представитель истца - адвокат Дорохина Т.Н., доводы изложенные в иске поддержала, дополнительно пояснила, что доказательств свидетельствующих о том, что Савкова Е.С. совершила намеренные действия по ухудшению своих жилищных условий с целью встать на учет в качестве нуждающихся в жилье, суду не представлено, в связи с чем, просила иск удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика администрации г. Ливны Орловской области Бахтина И.С. исковые требования Савковой Е.С. не признала, в обоснование пояснила, что Савкова Е.С. поменяв регистрацию места жительства, тем самым совершила намеренные действия по ухудшению своих жилищных условий и может быть поставлена на учет только по истечение пяти лет. Кроме того, Савкова Е.С. продолжает проживать у своей дочери ФИО5, там же истица и получает пенсию. В связи с чем, факт регистрации Савковой Е.С. у Баландиной В.М. не является бесспорным основанием постановки истицы на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Выслушав объяснения сторон, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст.21 ФЗ «О ветеранах» от 12.01.1995г. №5-ФЗ (в редакции от 27.07.2010г. №160-ФЗ) одной из мер социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий является обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. Независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии или заработка меры социальной поддержки предоставляются: супруге (супругу) погибшего (умершего) инвалида войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак.

Согласно ст.23.2 вышеуказанного закона, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется:

по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан:

инвалидов Великой Отечественной войны;

участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период;

членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями, указанными в пункте 1 настоящей статьи.

Статья 51 ЖК РФ предусматривает основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, к которым относятся :

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.

С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет.

Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.

Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО5, показала суду, что её мать – Савкова Е.С. проживала с ней 1996 года по 2009год, по адресу: <адрес>. Поскольку в настоящее время данная квартира подлежит обмену Савкова Е.С. переехала к Баландиной В.М.

В ходе выхода по адресу: <адрес>, судом установлено, что истица Савкова Е.С. проживает по указанному адресу, о чем свидетельствует спальное место, а также личные вещи находящиеся в квартире. Из объяснений истицы Савковой Е.С.следует, что она проживает по данному адресу с декабря 2009год, своего жилья не имеет, переезд от ФИО5 вызван тем, что внучка решила обменять квартиру, в связи с чем, просила исковые требования удовлетворить.

Согласно решению Ливенского районного суда Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ, установлен факт регистрации брака ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ.р., с Савковой Е.С., ДД.ММ.ГГГГ.р. в <адрес> сельском совете Ливенского района Орловской области.

Согласно свидетельству о смерти №, ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ

Из удостоверения серия №, выданного ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что Савкова Е.С. является женой умершего участника войны и пользуется льготами предусмотренными ст.21 ФЗ «О ветеранах».

Согласно справке №, Савкова Е.С. с 22.04.1992 года является инвалидом <данные изъяты>

Из обозримого в судебном заседании технического плана на <адрес>, усматривается, что общая площадь данной квартиры составляет 45,7 кв.м.

Согласно свидетельствам о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ №, квартира <адрес> принадлежит на праве общей долевой собственности ФИО3, Баландиной В.М. по ? доли каждому, на основании договора на передачу квартиры в собственность от ДД.ММ.ГГГГ

Из справок МУП «Жилсервис» от ДД.ММ.ГГГГ, усматривается, что в квартире<адрес> зарегистрированы Савкова Е.С. ДД.ММ.ГГГГ.р., дочь- Баландина В.М. ДД.ММ.ГГГГ.р., зять-ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ.р., внук- ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ.р.; в квартире <адрес> зарегистрированы: дочь- ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ.р., внучка-ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ.р., правнучка ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ.р., Савкова Е.С. была зарегистрирована с 02.08.1999г. по 13.05.2010г., общая площадь квартиры 61,6 кв.м..

Согласно выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, усматривается, что за Савковой Е.С. зарегистрирован из объектов недвижимости – земельный участок сельскохозяйственного назначения.

Согласно решению Ливенского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № установлена учетная норма общей площади жилого помещения (минимальный размер жилого помещения) в размере 12 квадратных метров.

Согласно выписке из протокола общественной жилищной комиссии при администрации г. Ливны и письма Администрации г. Ливны от ДД.ММ.ГГГГ, Савковой Е.С. отказано в постановке на учет граждан нуждающихся в жилых помещениях как вдове участника войны, по основанию намеренного ухудшения своих жилищных условий в соответствии со ст.53 ЖК РФ.

Оценивая исследованные в суде доказательства в их совокупности и достаточности, суд приходит к выводу, что супруга умершего участника Великой Отечественной войны Савкова Е.С. должна быть поставлена Администрацией г. Ливны Орловской области на учет как нуждающаяся в улучшении жилищных условий, поскольку в ходе судебного разбирательства было установлено, что вдова участника войны Савкова Е.С., являясь, инвалидом первой группы проживает в квартире дочери- Баландиной В.М., где общая площадь занимаемого жилья на каждого зарегистрированного в квартире человека составляет 11,425 кв.м., что согласно решению Ливенского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ не превышает учетную норму, установленную в размере 12 кв.м.

Ссылка представителя ответчика на то, что истица продолжает проживать по месту предыдущей регистрации – <адрес>, в соответствии со ст.56 ГПК РФ, не нашла своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.

Факт получения Савковой Е.С. пенсии по предыдущему месту регистрации, не является обстоятельством, имеющим правовое значение для разрешения настоящего дела.

Суд находит несостоятельным довод представителя ответчика, о том, что истцом в силу ст.53ЖК РФ совершены умышленные действия по ухудшению жилищных условий, выразившиеся в регистрации Савковой Е.С. в квартире дочери – Баландиной В.М., по следующим основаниям.

В соответствии с положениями ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция РФ вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.

Предусмотренные статьей 53 ЖК РФ ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях считаются допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершены умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий.

Таким образом, применение ст.53 ЖК РФ и развивающих её подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п.3 ст.10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагается.

Приведенные выше нормы права в совокупности с исследованными в судебном заседании доказательствами, свидетельствуют о том, что изменение Савковой Е.С. места жительства, не является обстоятельством сознательного совершения последней, действий по ухудшению жилищных условий в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилье, в связи с чем, иск Савковой Е.С. подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.21, 23 ФЗ «О ветеранах», ст. ст.51,52 ЖК РФ, ст.194-198 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

исковые требования Савковой Е.С. удовлетворить.

Обязать Администрацию г. Ливны Орловской области поставить Савкову Е.С. ДД.ММ.ГГГГгода рождения, на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как вдову участника Великой Отечественной войны.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения, мотивированный текст решения будет изготовлен по истечении пяти дней со дня окончания разбирательства дела.

Судья