РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 декабря 2010 года г. Ливны
Ливенский районный суд Орловской области в составе
председательствующего – судьи Альяновой Е.Л.
при секретаре Беличенко М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ливенского районного суда Орловской области гражданское дело по иску Ливенской межрайонной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Ливны Орловской области об обязании привести дорожное покрытие в соответствие с ГОСТ Р 50597-93, утвержденным постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993г. № 221,
УСТАНОВИЛ:
Ливенская межрайонная прокуратура в интересах неопределенного круга лиц обратилась в суд с иском к Администрации г. Ливны Орловской области об обязании привести дорожное покрытие в соответствие с ГОСТ 50597-93, утвержденным постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993г. №221, указав, что Ливенской межрайонной прокуратурой совместно со специалистами осуществлена проверка состояния дорожного покрытия на <адрес>, расположенной перпендикулярно <адрес>.
Согласно требованиям Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131-ФЗ от 06.10.2003 года, органы местного самоуправления обязаны вести комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее состояния, а также по организации и безопасности дорожного движения.
В рамках проверки установлено, что возложенные полномочия по содержанию дороги общего пользования по <адрес> администрацией г. Ливны реализуются не надлежащим образом.
Состояние дороги по <адрес> не соответствует ГОСТу 50597-93, утвержденному постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 г. № 221, что подтверждается актом проверки. Госстандартом установлено, что покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин не должны превышать по длине 15 см, ширине -60 см., глубине 5 см.
Не соответствующее Госту дорожное покрытие может привести к причинению имущественного вреда собственникам транспортных средств, способствует увеличению дорожно-транспортных происшествий.
В судебном заседании старший помощник Ливенского межрайонного прокурора Горюшкин С.А. исковые требования поддержал, подтвердив доводы искового заявления. Просит суд обязать Администрацию г.Ливны в срок до ДД.ММ.ГГГГ привести дорожное покрытие по <адрес> в соответствии с ГОСТ Р 50597-93, утвержденным постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 года №221.
Представитель ответчика Администрации г. Ливны Орловской области Бахтина И.С. исковые требования не признала, пояснила суду, что решением Ливенского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № был утвержден перечень автомобильных дорог, относящихся к муниципальной собственности города Ливны. В соответствии с указанным решением к автомобильным дорогам местного значения относится <адрес>, протяженностью <данные изъяты> метров. Данный участок дороги расположен от <адрес> до <адрес>, что подтверждается справкой Главы города. Участок дороги, на котором была осуществлена проверка (от <адрес> до <адрес>) в этот отрезок (<данные изъяты> м.) не входит и не является муниципальной собственностью.
Представитель третьего лица ОВД по <адрес> и <адрес> ФИО13- старший государственный инспектор дорожного надзора ОГИБДД, считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. Пояснил суду, что дорожное покрытие по <адрес> не соответствует ГОСТу, имеет ямочность, что создает угрозу для жизни и здоровья людей. Автомобильная дорога по <адрес>, расположена в границах города Ливны, является дорогой общего пользования местного значения, поэтому в целях безопасности дорожного движения Администрация города должна привести дорожное покрытие по <адрес> в соответствии с Госстандартом.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,к вопросам местного значения относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.
В соответствие со ст.3 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 года «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Дорожная деятельность- деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию дорог.
Из ст.5 вышеуказанного Федерального закона усматривается, что к автомобильным дорогам общего пользования относятся дороги, предназначенные для движения транспортных средств неопределенного круга лиц.
Автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района.
В соответствие со ст.13 указанного Федерального закона, к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
В соответствие со ст.6 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 года «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения поселений, частных автомобильных дорог.
В силу ст.210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащему ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 года №221, все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.
Согласно п. 3.1.1 указанного ГОСТа, покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
Согласно п.п. 3.1.2. ГОСТа Р 50597-93, предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.
Допрошенный в качестве специалиста начальник отдела по <адрес> <данные изъяты> по <адрес> ФИО14 пояснил суду, что участок автодороги, расположенный на <адрес> (от <адрес> до <адрес>) расположен в границах <адрес>, на кадастровом учете не состоит, в собственности физических и юридических лиц не значится.
Свидетель ФИО15 – начальник отдела капитального строительства <данные изъяты> пояснил суду, что автодорога находящаяся на <адрес> от <адрес> до <адрес>, собственностью <данные изъяты> не является, на балансе предприятия никогда не состояла. До ДД.ММ.ГГГГ года ремонтные работы данного участка автодороги производились за счет средств <данные изъяты> по требованию Администрации г.Ливны, с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время ремонт автодороги не осуществлялся.
Свидетель ФИО16 – государственный инспектор <данные изъяты> по <адрес> <данные изъяты>, пояснил суду, что ДД.ММ.ГГГГ года в его присутствии старшим инспектором ОГИБДД при ОВД по <адрес> и <адрес> ФИО13 с участием сотрудника прокуратуры, двух свидетелей произведен осмотр автодороги по <адрес> (от <адрес> до <адрес>). Установлено, что дорожное покрытие имеет повреждения-ямки, замеры которых произведены специальной рулеткой. Размеры повреждений составили по длине <данные изъяты> метра, по ширине <данные изъяты> метра, по глубине <данные изъяты> см, которые не соответствуют требованиям Госта, согласно которому предельные размеры ямок не должны превышать по длине 15 см., ширине 60 см., глубине 5 см..
Из акта выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от ДД.ММ.ГГГГ года (л.д.5) видно, что на <адрес> от <адрес> до <адрес> проезжая часть имеет повреждения максимальные размеры которых по длине <данные изъяты> м., по ширине <данные изъяты> м., по глубине <данные изъяты> м., что превышает максимально допустимые размеры повреждений, установленных п.3.1.2 Госта Р50597-93, что создает угрозу безопасности дорожного движения.
Согласно Уставу города Ливны Орловской области, утвержденному Ливенским городским Советом народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.6-34), к вопросам местного значения города относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ(ст.6 п.5).
Администрация города организует содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах города, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения (ст.32 п.18).
В собственности города могут находиться: автомобильные дороги местного значения в границах города, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог (ст.44 п.2).
Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом (ст.45 п.2).
Из постановления Ливенского городского совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № видно, что в перечень автомобильных дорог, относящихся к муниципальной собственности <адрес> входит автомобильная дорога по <адрес>.
Согласно письма № от ДД.ММ.ГГГГ главного инспектора безопасности дорожного движения по <адрес> и <адрес> глава <адрес> уведомлен о том, что ДД.ММ.ГГГГ года при проведении контрольной проверки улично-дорожной сети <адрес>, установлено, что на <адрес> на участке от <адрес> до <адрес>, проезжая часть имеет множественные повреждения дорожного покрытия, максимальные размере которых превышают предельно допустимые нормы. Несоответствие эксплуатационного состояния дорожного покрытия <адрес> требованиям Госстандарта создает угрозу безопасности дорожного движения.
Согласно постановлению от ДД.ММ.ГГГГ №, главы Администрации г.Ливны «О проведении комплексной проверки дорог, улиц, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, постановлено в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года комиссией произвести обследование состояния проезжей части автомобильных дорог, улиц, искусственных сооружений, железнодорожных переездов и их инженерного оборудования, остановочных павильонов, специальных площадок для заездов, разворотных площадок на конечных пунктах, линейных и дорожных сооружений, наличия дорожных знаков, разметки.
В соответствии с актом от ДД.ММ.ГГГГ года осуществлена комплексная проверка участка автомобильной дороги по <адрес> с участием специалистов Администрации г.Ливны, госинспектора ОГИБДД ОВД по <адрес> и <адрес>, установлено, что на всем протяжении дорога имеет ямочность.
Согласно информации по недостаткам содержания уличной-дорожной сети от ДД.ММ.ГГГГ года, адресованной начальником ГРОВД по <адрес> и <адрес> Главе администрации города Ливны, <адрес> от <адрес> до <адрес> не имеет балансосодержателей и владельцев и находится в неудовлетворительном состоянии. Дорожное покрытие поражено ямочностью, выбоинами, неровностями размеры которых превышают максимально допустимые предусмотренные ГОСТ Р 50597-93. Рекомендовано в целях безопасности дорожного движения на комиссии рассмотреть вопрос о проведении в соответствии с нормативами и стандартами действующими в области обеспечения безопасности дорожного движения участков по <адрес>.
Из справки Главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, в перечень автомобильных дорог был включен участок автомобильной дороги по <адрес> протяженно <данные изъяты> км. от <адрес> до <адрес>, поскольку другие участки обслуживались и приводились в порядок предприятиями города : <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>.
Из кадастрового плана, описания границ земельного участка, расположенного по <адрес>, усматривается, что в собственности <данные изъяты> автомобильная дорога по <адрес> не находится.
Оценивая исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению, поскольку в силу изложенных выше правовых норм осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления. Под владельцами автомобильных дорог понимаются, в частности исполнительные органы государственной власти, местная администрация, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве. Основным вещным правом является право собственности. Согласно Уставу города Ливны к вопросам местного значения, относящихся к ведению муниципального образования «город Ливны» относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города, организация содержания и строительства автомобильных дорог общего пользования. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом.
Таким образом собственником автомобильных дорог в границах муниципального образования «город Ливны» является указанное муниципальное образование, на которое и возложено бремя их содержания.
В судебном заседании установлено, что автодорога по <адрес>, в том числе и участок дороги от <адрес> до <адрес>, расположена в границах муниципального образования города Ливны, является автомобильной дорогой общего пользования местного значения, в собственности физических, юридических лиц не значится.
Кроме того, постановлением Ливенского городского совета народных депутатов, включена в перечень автомобильных дорог, относящихся к муниципальной собственности.
В судебном заседании установлено, что дорожное покрытие по <адрес> не соответствует требованиям госстандарта, что создает угрозу для жизни и здоровья людей, возникновению дорожно-транспортных происшествий, причинению ущерба собственникам транспортных средств, поэтому в целях безопасности дорожного движения администрация города Ливны обязана привести дорожное покрытие по <адрес>, расположенное в границах муниципального образования, в соответствие с требованиями государственного стандарта Российской Федерации
Суд не принимает во внимание довод представителя ответчика о том, что муниципальной собственностью является автомобильная дорога по <адрес> протяженностью <данные изъяты> м от <адрес> до <адрес>, а не от <адрес> до <адрес>, поскольку в обоснование этого довода не представлено суду доказательств, кроме справки главы города Ливны, являющегося заинтересованных лицом при разрешении иска прокурора.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Ливенской межрайонной прокуратуры удовлетворить.
Обязать Администрацию города Ливны Орловской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ привести дорожное покрытие по <адрес> в соответствии с ГОСТ Р 50597-93, утвержденным постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 года № 221.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья