об обязании предоставления меры социальной поддержки



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

2 февраля 2011 года г. Ливны

Ливенский районный суд Орловской области в составе председательствующего судьи Шевелевой Н.И.,

при секретаре Иванниковой Ю.А..,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебного заседания Ливенского районного суда гражданское дело по иску Сергеева Б.Д. к администрации г. Ливны Орловской области, Департаменту строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области об обязании предоставления меры социальной поддержки в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Сергеев Б.Д. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является <данные изъяты> без срока переосвидетельствования.

Сергеев Б.Д. проживает и зарегистрирован в <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой -<данные изъяты> кв.м. В данном доме проживают и зарегистрированы жена истца ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; дочь ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ; внук ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Брак между Сергеевым Б.Д. и Сергеевой (до брака ФИО2 заключен ДД.ММ.ГГГГ. Дом построен Сергеевым Б.Д. и ФИО2 в <данные изъяты> году.

ФИО3 с сыном ФИО4 зарегистрированы в доме с <данные изъяты> года. Члены семьи истца другого жилья не имеют.

Согласно постановления Администрации г. Ливны № от ДД.ММ.ГГГГ Сергеев Б.Д. принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Департаментом здравоохранения и социального развития Орловской области Сергеев Б.Д.. включен в сводный реестр граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в данном реестре Сергеев Б.Д. значится под №10.

Согласно заявления Сергеева Б.Д. от ДД.ММ.ГГГГ, направленного главе Администрации г. Ливны, Сергеев Б.Д. отказался от передачи безвозмездно муниципальному образованию Администрации г. <адрес> №№ по ул. <адрес> <адрес>, находящегося у него в собственности, указав, что он не согласен с порядком предоставления ему меры социальной поддержки, поскольку социальная выплата предоставляется ему одному, а совместно проживающие с ним члены семьи не перестают быть нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Сергеев Б.Д. обратился в суд с иском к администрации г. Ливны об обязании предоставить ему социальной выплаты на приобретение жилого помещения как участнику войны, нуждающемуся в улучшении жилищных условий.

По ходатайству представителя администрации г. Ливны в качестве соответчиков по делу привлечены : Департамент здравоохранения и социального развития Орловской области; Департамент строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области

В судебном заседании представитель истца – Камбла Л.Б. исковые требования Сергеева Б.Д. поддержала. В обосновании иска пояснила суду, что её отец Сергеев Б.Д. является инвалидом <данные изъяты>. В ДД.ММ.ГГГГ году в период брака с ее матерью построил жилой <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой площадью <данные изъяты> кв.м. Сергеев Б.Д. обратился в Администрацию г. Ливны с заявлением о постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях - как <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ согласно п.2 ст.51 ЖК РФ был поставлен на учет, так как обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Однако 18 августа 2010 года Сергеевым Б. Д. было получено уведомление из Администрации г. Ливны, в котором ему сообщалось об отказе в предоставлении социальной выплаты как участнику <данные изъяты>, ввиду того, что он отказался дать письменное обязательство о безвозмездной передаче жилого дома, находящегося в совместной собственности Сергеева Б.Д. и его жены ФИО2 муниципальному образованию. Считает, что отказ в предоставлении Сергееву Б.Д. социальной выплаты является незаконным, поскольку указанная социальная выплата предоставляется только участнику <данные изъяты> Сергееву Б.Д., а не всем членам семьи. Кроме того - жилой дом является совместной собственностью супругов, поэтому истцу в нем принадлежит <данные изъяты> доля. Кроме того в данном доме кроме истца и его жены проживают его дочь и внук с <данные изъяты> года, которые не имеют другого жилья.

В связи с чем просит суд обязать Администрацию г. Ливны и Департамент строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области предоставить участнику войны Сергееву Б.Д. меру социальной поддержки в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения.

Представитель Администрации г. Ливны Бахтина И.С. считает требования истца незаконными и необоснованными. В обосновании возражений пояснила, что в соответствии со ст. 15 Федерального закона РФ «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляется меры социальной поддержки, в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями ст.23.2 настоящего федерального закона. В соответствии с положениями данной статьи Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии со ст.ст.14,16 и 21 настоящего закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и полномочиями по обеспечению жильем в соответствии со ст. 14,15, 17-19 и 21 настоящего федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий

На основании п. 5 постановления Правительства РФ от 15.10.2005 N 614 "Об утверждении Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" форма и порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Порядок предоставления мер социальной поддержки указанной категории граждан на территории Орловской области, регулируются постановлением Правительства Орловской области от 04.02.2010 N 34 "Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем инвалидов и ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов и ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, и Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны на территории Орловской области". В соответствии с п. 3 указанного нормативного акта мера социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляется гражданам в форме единовременной денежной выплаты (социальной выплаты) на приобретение жилых помещений, а также на участие в долевом строительстве многоквартирных домов по договору долевого участия, заключенного в соответствии с требованиями Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"

На основании п. 8 данного положения лицам, имеющим жилые помещения на праве собственности, может быть предоставлена социальная выплата на приобретение жилого помещения в полном объеме при условии письменного обязательства гражданина о безвозмездной передаче имеющегося у него на праве собственности жилья муниципальному образованию. Постановлением администрации города от 30.04.2010 г. № 249 истец был принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях. Однако 24.05.2010 г. Сергеев Б.Д. в письменной форме отказался от передачи в муниципальную собственность города имеющегося у него жилого помещения. Считаем, что до выполнения Сергеевым Б.Д. в полном объеме обязательства по передаче в муниципальную собственность, имеющегося у него на праве собственности жилья, он не имеет право на получения социальной выплаты. По этим причинам, считаем его исковые требования незаконными и необоснованными.

Представитель ответчика Департамента строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области в судебное заседание не явился, хотя о времени и месте рассмотрения был своевременно и надлежащим образом.

Представитель ответчика Департамента здравоохранения и социальной политики Орловской области в судебное заседание не явился, прислав в суд заявление о рассмотрении дела в их отсутствии и возражения по иску. В обосновании возражений указали, что Департамент здравоохранения и социального развития Орловской области не признает заявленные исковые требования в полном объеме, поскольку считает Департамент ненадлежащим ответчиком по заявленным исковым требованиям.

На основании пункта 4 Порядка расходы на предоставление гражданам жилых помещений по договорам социального найма либо в собственность, осуществляются соответствующими органами местного самоуправления за счет субвенций из областного бюджета в пределах ассигнований, выделенных на эти цели из федерального бюджета, а также частично за счет стоимости передаваемого гражданином муниципальному образованию ранее занимаемого жилого помещения, собственных средств граждан, иных не запрещенных : законодательством источников.

Согласно пункту 9 Порядка учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется органами местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 10 Порядка для получения субвенций из областного бюджета органы местного самоуправления ежемесячно не позднее 1 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляют в Департамент здравоохранения и социального развития Орловской области списки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, изъявивших желание получить социальную выплату на приобретение жилого помещения.

Департамент здравоохранения и социального развития Орловской области производит проверку списков, представленных органами местного самоуправления, и формирует сводный реестр граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Сергеев Б. Д. ДД.ММ.ГГГГ был принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, после чего включен Департаментом здравоохранения и социального развития Орловской области в сводный реестр граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В сводном реестре граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Сергеев Б. Д. состоит по № 10. На основании вышеизложенного, Департамент здравоохранения и социального развития Орловской области свои обязанности перед истцом выполнил в полном объеме, поскольку полномочия Департамента здравоохранения и социального развития Орловской области в части обеспечения жилыми помещениями инвалидов и участников <данные изъяты> ограничиваются исключительно утверждением сводного реестра граждан данной категории, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Какие-либо полномочия по перечислению денежных средств на приобретение жилых помещений на Департамент здравоохранения и социального развития не возложено. Сводный реестр утверждается руководителем Департамента здравоохранения и социального развития Орловской области и представляется в Департамент строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области. На основании утвержденного реестра именно Департаментом строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области производится распределение средств, предусмотренных в областном бюджете на обеспечение жильем ветеранов и инвалидов <данные изъяты>, согласно очередности по муниципальным образованиям области с учетом общего числа граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, исходя из фактических поступлений средств федерального бюджета на эти цели.

Сергеев Б. Д. ежемесячно начиная с мая 2010 года включался в сводный реестр граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и соответственно направлялся в Департамент строительства, транспорта и ЖКХ Орловской области, соответственно свои обязательства перед истцом исполнил надлежащим образом и в полном объеме.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

В соответствии со ст. 34 Семейного Кодекса РФ имущество, нажитое в период брака, является совместной собственностью супругов.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона РФ «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляется меры социальной поддержки, в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями ст.23.2 настоящего федерального закона.

В соответствии со ст.23.2 указанного закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

2. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций по обеспечению жильем, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан:

инвалидов Великой Отечественной войны; участников Великой Отечественной войны

4. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.

Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

11. Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии Постановлением Правительства Орловской области от 04.02.2010 N 34 "Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем инвалидов и ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов и ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов и п.п. 2,8,15 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны на территории Орловской области" мера социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляется инвалидам и участникам Великой отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий в форме единовременной денежной выплаты на приобретение жилых помещений(социальная выплата). Данная социальная выплата предоставляется участнику войны в размере, не превышающей расчетную стоимость 36 кв.м. общей площади жилья на одного человека исходя из рыночной стоимости.

Лицам, имеющим жилые помещения на праве собственности, социальная выплата предоставляется на площадь жилого помещения, рассчитанную как разность между 36 квадратными метрами и площадью жилого помещения, принадлежащего гражданину на праве собственности.

Лицам, имеющим жилые помещения на праве собственности, может быть предоставлена социальная выплата на приобретение жилого помещения в полном объеме при условии письменного обязательства гражданина о безвозмездной передаче имеющегося у него на праве собственности жилья муниципальному образованию.

Исполнение обязательства о безвозмездной передаче жилого помещения органу местного самоуправления осуществляется в трехмесячный срок после обеспечения гражданина жильем.

Социальная выплата считается предоставленной гражданину - получателю социальной выплаты с момента перечисления органом местного самоуправления муниципального района и городского округа (<адрес>) средств социальной выплаты на именной блокированный счет получателя, открытый в выбранной муниципальным районом или городским округом (<адрес>) на конкурсной основе кредитной организации.

Согласно удостоверения от ДД.ММ.ГГГГ Сергеев Б.Д. является участником <данные изъяты>

Согласно справки ВТЭК от ДД.ММ.ГГГГ Сергееву Б.Д. бессрочно установлена <данные изъяты>, причина инвалидности- военная травма.

Из технического паспорта на жилой <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что Сергеев Б.Д. зарегистрирован как собственник дома, построенного в 1962 году, общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой <данные изъяты> кв.м., дом расположен на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м.

Согласно свидетельства о заключении брака Сергеев Б.Д. и ФИО2 вступили в брак ДД.ММ.ГГГГ, после брака жене присвоена фамилия Сергеева.

Согласно справки уличного комитета № в <адрес> зарегистрированы и проживают Сергеев Б.Д., его жена ФИО2, дочь Камбла Л.Б., внук ФИО4

Оценивая исследованные в суде доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования истца законны и подлежат удовлетворению. В судебном заседании бесспорно установлено, что участник и инвалид <данные изъяты> Сергеев В.Д. имеет право на получение меры социальной поддержки по обеспечению жильем в форме единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, поскольку он нуждается в улучшении жилищных условий, в связи с в соответствии со ст.52 ЖК РФ администрацией <адрес> он поставлен на учет граждан в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. В судебном заседании нашло подтверждение так же, что дом, в котором проживает истец, является совместной собственностью истца и его супруги. Кроме того, в доме с 1991 года проживает дочь истца и внук, которые не имеют другого жилья. Из указанных выше законов усматривается, что единовременная денежная выплата для приобретения жилых помещений предоставляется только участнику войны из расчета <данные изъяты> кв.м.

Поскольку спорный дом находится в совместной собственности Сергеева Б.Д. и его жены ФИО2, которая вместе с дочерью и внуком проживают в данном доме, и на которых социальная выплата на приобретение жилья не предоставляется, суд не может признать законным доводы ответчиков о том, что социальная выплата Сергееву Б.Д. может быть предоставлена только при наличии его письменного обязательства о безвозмездной передачи дома Администрации г. Ливны. Поскольку при условии передачи дома будут нарушены конституционные права граждан, проживающих в данном доме, предусмотренные ст.40 Конституции РФ.

Учитывая изложенное, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования Сергеева Б.Д.

На основании изложенного и руководствуясь ст.40 Конституции РФ;ст.34 СК РФ;ст.15,23.2 ФЗ «О ветеранах», ст.194-197 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Сергеева Б.Д. удовлетворить.

Обязать администрацию г. Ливны Орловской области; Департамент строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области предоставить Сергееву Б.Д. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, инвалиду <данные изъяты> меру социальной поддержки в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме, которое будет представлено сторонам не позднее пяти дней с момента окончания судебного разбирательства.

Судья Шевелева Н.И.